This entry is also available in: Английский Китайский
1938 Brough Superior SS100 (Matchless)

Мотоциклы Brough Superior – легенда «Золотого Века» мотостроения, уместившегося в небольшую передышку меж двух Мировых войн. Огромное количество клубов по всему миру, сотни статей, тысячи фотографий и новости о покупке очередного мотоцикла, мигом облетающие мир.

Эпоха супербайков началась за десятилетие до того, как на рынке появились легендарные компании Crocker, Vincent и Triumph – в 1924 году в Лондонском выставочном центре Olympia Джордж Браф представил «Ролс-Ройс среди мотоциклов» – модель SS100. Но давайте обо всем по порядку.
Отец нашего героя – Вильям Браф (William E. Brough) долгое время работал инженером паровых двигателей, но в конце 19 века обратил внимание на развивающуюся индустрию личного транспорта. К 1915 году Вильям уже выпускал хорошо спроектированные машины и мотоциклы с оппозитными двигателями собственной конструкции.

Его же сын Джордж больше любил V-образные двухцилиндровые моторы и после окончания Первой мировой войны, а именно в 1919 году, собрал свой первый мотоцикл. Верхнеклапанный 1000-кубовый мотор JAP, никелированный седельный бак со знаменитой черной панелью на верхней части и спортивное прошлое Джорджа Брафа привлекли внимание прессы и публики в выставочном центре Olympia 29 ноября 1920 года. Из 161 мотоцикла, представленного в Олимпии, около 50 предлагалось с V-образными моторами, но все они были рассчитаны на использование с коляской. Спортивные машины 1920 года были представлены двигателями меньшего объема, поэтому у Brough Superior Mark 1 Джорджа Брафа по сути просто не было конкурентов.

Джордж Браф, неоднократный победитель различных мотосоревнований, известный участник Шестидневного Ралли, сделал машину для таких же любителей скорости, как и он сам.
Из таблицы сравнения цен на мотоциклы 1921 года видно, что Джордж Браф понимал рынок и предлагал уникальный для того времени продукт по вполне конкурентной цене.
Производитель | Тип двигателя | Объем, куб.см. | Цена (соло), £ | Цена (с коляской), £ |
Blackburne | sv | 998 | 180 | 240 |
Brough Superior | ohv JAP | 986 | 175 | 210 |
Excelsior | sv JAP | 976 | 154 | 195 |
Harley-Davidson | ioe | 988 | 196 | 245 |
Indian | sv | 997 | 186 | 226 |
Matchless | ioe | 996 | 205 | |
Royal Enfield | sv | 965 | 160 | |
Sunbeam | sv JAP | 976 | 184,16 | 237,06 |
Легенда: sv – нижнеклапанный, ohv – верхнеклапанный, ioe – впускной клапан над выпускным;
К слову об уникальности –упомянутый выше седельный бак предлагал только Джордж, в то время как другие производители, хоть уже и отказывались от привычных в то время квадратных баков в пользу более округлых форм, предложить широкий седельный бак смогли только в 1928 году.

В ноябре 1922 года нижнеклапанный Brough Superior SS80 был впервые официально показан на мотошоу в Олимпии, наряду с уже известными моделями Mark I и Mark II. Чтобы убедить потенциальных покупателей, что его мотоциклы лучшие, Джордж сопровождал каждый продаваемый мотоцикл специальным сертификатом, гарантирующим достижение скорости в 80 миль/ч каждым серийным мотоциклом без каких-либо доработок. Модель SS80 привлекла еще больше внимания после того, как в 1922 г. Джордж Браф на специально подготовленной версии мотоцикла прошел круг на знаменитой трассе Brooklands со средней скоростью более 100 миль/ч, поставив рекорд скорости для нижнеклапанных мотоциклов.

В 1924 году в уже известном нам выставочном центре Olympia Джордж Браф представил новую, теперь уже верхнеклапанную модель – Brough Superior SS100. Компания JAP предложила новый верхнеклапанный мотор, пока еще с открытым механизмом привода клапанов, а Джордж специально для этого мотора разработал новую раму. В том же 1924 году на мотоциклах Brough Superior появилась привычная нам сегодня, но инновационная для того времени ручка газа, а не манетка, которая была в то время общепринятым стандартом.

Новый двигатель JAP KTOR, устанавливаемый на SS100, «выдавал» на 50% больше мощности, чем обновленный SS80, а вся машина, построенная вокруг это двигателя, была точной копией мотоцикла-рекордсмена, на котором Берт Ле Вак (Bert LeVack), инженер-конструктор на заводе JAP, установил 6 июля 1924 года абсолютный рекорд скорости для мотоциклов — 191,59 км/ч.
Вскоре после старта продаж SS100 в качестве опции для SS80/SS100 стала доступна передняя вилка Castle. До этого момента Джордж Браф использовал только вилки, аналогичные вилкам Harley-Davidson, которые впервые были представлены в 1916 году на модели Harley-Davidson “J”. Дело было в том, что Джордж считал, что вилка Harley-Davidson лучше остальных ведет себя на высоких скоростях. Однако проблема этой вилки состояла в том, что не предполагала использование переднего тормоза и потому Джорджу пришлось дорабатывать её конструкцию. В результате такой доработки в 1924 году на имя Джорджа Брафа и Гарольда Карслейка (Harold Karslake) был выдан патент на изобретение вилки Castle с передним тормозным барабаном. Стоит упомянуть, что Harley-Davidson доработал собственную конструкцию для использования с передним тормозом только в 1928 году.

Весьма примечательно, что означает цифра “100” в названии модели. Как и у модели SS80, цифра в названии обозначала гарантированную производителем скорость в милях в час любого купленного мотоцикла без каких-либо доработок. Поэтому вместе с мотоциклом покупателю торжественно вручался сертификат, подписанный собственноручно Джорджем: «Гарантия изготовителя, подтверждающая, что данный мотоцикл действительно развивает скорость свыше 100 миль/ч (160 км/ч) на отрезке в четверть мили (0,4 км). Специально для проведения подобных испытаний в распоряжении изготовителя имелась частная дорога протяженностью 1,75 мили (2,82 км)».

Но заветной мечтой Джорджа был еще более идеальный, по его мнению, четырехцилиндровый мотоцикл. Пытаясь воплотить в жизнь мечту о четырехцилиндровом мотоцикле в 1927, 1928, а затем и в 1931 годах, Джордж потерял целое состояние. Первоначально на мотоциклы устанавливался двигатель V4 собственной конструкции, затем рядный четырехцилиндровый MAG, однако в серию пошла только машина, представленная в 1931 году – Brough Superior Austin 4. К сожалению, серийный вариант сильно отличался от рекламных проспектов, а сконструированный изначально для установки на автомобили двигатель не давал достаточной мощности, поэтому выпуск этой модели остановился после 10 экземпляра. Подробный рассказ об этих машинах есть в статье, посвященной Brough Superior Austin Four из коллекции музея «Мотомир Вячеслава Шеянова».

К началу 1930-х главным поставщиком двигателей на британском рынке оставалась фирма JAP. Джордж использовал нижнеклапанный двигатель JAP на модели “SS80”, а верхнеклапанный на модели “SS100”. Стоит упомянуть, что, будучи перфекционистом, Джордж выбирал только лучшие комплектующие для своих мотоциклов, но качество двигателей JAP, к большому неудовольствию Джорджа, постепенно снижалось из-за практически полного отсутствия конкурентов, а большое количество заказов негативно влияло на уровень сервиса, осуществляемого JAP.

Поэтому в 1935 году Джордж сменил поставщика двигателей и вернулся на рынок с моделью SS80 Special, на этот раз с двигателем, созданным Associated Motor Cycles (Matchless). В следующем году SS100 также получил новый силовой агрегат Matchless, как и прежде, с верхним расположением клапанов. Эти две модели так и выпускались с двигателями Matchless, пока производство мотоциклов Brough Superior не прекратилось в 1939 году.

На SS100 был установлен двигатель Matchless объемом 986 куб. см. (85,7 х 85,5 мм) с компрессией 7.5:1. Если до 1937 большинство рам SS100 делали в варианте хард-тейл, то начиная с 1938 года все SS100 были оснащены мягкой подвеской заднего колеса.

Как и раньше, Джордж любил устраивать представления, доказывая на деле, что его мотоциклы – лучшие на рынке и стоят каждого потраченного шиллинга (монета Англии, а затем Британии). Примером такого доказательства были ежегодные пробеги из Лондона в Эдинбург, в которые Джордж брал кого-нибудь из журналистов. В 1939 году им стал Генри Лэйд (Henry Laid), который писал для известного журнала MotorCycling.
В распоряжении Мотомира есть та самая статья от 14 Июня 1939 года, в которой описывается путешествие Джорджа Брафа и Генри Лейда, испытывающих новый SS100 с регистрационным номером ETO347 (именно этот мотоцикл принадлежит Мотомиру). Стоит сказать, что с тех пор Браф ни разу не потерял в прыти.

Тесты Генри Лэйда, датированные 1939-м годом, показывают, что максимальная скорость SS100 с коляской составляла 129.6 км/ч на 4-ой передаче. На других передачах максимальная скорость также была довольно внушительной: 121.6 км/ч на третьей и 97.6 км/ч на второй. На четвертой передаче SS100 катился минимум 12 км/ч на пределе двигателя, 8-9 км/ч на третьей и со скоростью пешехода на второй. Четверть мили (402 метра) мотоцикл преодолел за всего лишь за 18 и 3/10 секунды со скоростью 116 км/ч на финише. Не самые лучшие по современным меркам тормоза остановили SS100 за 12,5 метров со скорости в 50 км/ч, а среднее потребление топлива составило 5,47 литра на 100 км. Впечатляющие цифры, если держать в голове среднюю скорость в 90-95 км/ч.
Ездовые качества

«Вскоре я ощутил, как это потрясающе путешествовать в хорошей коляске на мотоцикле с 1000-кубовым верхнеклапанным двигателем. Ветер мчал нас вперед. Мимоходом взглянув на стрелку спидометра, я увидел, что ревущий мотор разогнал нас до 96 км/ч. Когда мы двигались в гору или нам нужно было кого-то обогнать, резкое движение запястья отправляло стрелку спидометра на отметку 104 или 112 км/ч и низкий рёв выхлопной трубы сменялся энергичным рыком. Мы прошмыгнули деревушку Варвик на скорости 25-30 км/ч и всё ещё на верхней передаче; даже с этой скорости разгон был просто потрясающим, и, казалось, не было нужды переключать передачи» – Генри Лэйд, журнал MotorCycling, 14 октября 1939 года.
В 2020 году, чтобы завести Brough Superior SS100 нужно больше усилий, чем повернуть ключ: открываем топливные краны и наполняем поплавковую камеру карбюратора топливом, пока не польется бензин. Закрываем воздушную заслонку на 3/4, с помощью левой рукоятки на руле ставим зажигание пораньше, прокачиваем двигатель кикстартером с включенным декомпрессором, который тоже управляется рычагом на левой рукоятке, а потом смело пробуем завести мотор. Раза со второго или третьего этот древний, не соответствующий современным понятиям об экологии, зато «настоящий», мотор пробуждается к жизни.

Первую передачу включаем правой ногой и медленно отпускаем сцепление. Коробку передач SS100 проектировали для передвижения с коляской, поэтому низшая передача получилась длинной. Между первой и второй присутствует достаточный промежуток в передаточных числах, зато три верхние передачи расположены рядом и подходят для использования как соло, так и с коляской. Благодаря «моментному» двигателю переключать передачи приходится нечасто – SS100 сравним по тяге с паровозом. Мощности хватает даже для того, чтобы разогнаться с 15 до 160 км/ч на верхней передаче, лишь бы дороги хватило!

Brough Superior SS100 с двигателем Matchless отлично управляется и на малых, и на скоростях далеко за 100 км/ч. За устойчивость на дороге стоит благодарить низкий центр тяжести, полутораметровую колёсную базу и эффективную, по стандартам 30-х, вилку Castle. Подпружиненное седло Lycette прекрасно дополняет заднюю подвеску, ехать на SS100 намного комфортнее, чем на американских байках той поры. Картину портят только ужасные барабанные тормоза – 8-ми дюймовые барабаны Royal Enfield с большим трудом останавливают машину со 160+ км/ч.

Даже спустя 80 лет, поездка на Brough Superior SS100 способна подарить ни с чем не сравнимые эмоции. Неважно сколько сил приходится прикладывать, чтобы машина вышла из гаража – это того стоит.
История SS100 из коллекции “Мотомира”(провенанс)
- 1938 г., 4 марта – мотоцикл доставлен покупателю C.R. Hussey, а до того использовался в качестве экспоната у журналиста и товарища Джорджа Брафа Генри Лэйда (Henry Laid)
- 1962 г. – история умалчивает о подробнстях до тех пор, пока машина не была куплена Mr. William Kirk из Шеффилда
- 1970-е, конец – приобретена Mr. G. Phillips из Скегнесса, Линкольншир
- 1989 – продан Atlantic Motorcycles, Беркшир
- 1990 – продан неизвестному покупателю
- 1991 – неизвестный покупатель возвращает мотоцикл Atlantic Motorcycles, Беркшир
- 1993 – куплен Робертом Шапиро (Robert Shapiro) из Popeswood Garage (деловой партнер Atlantic Motorcycles)
- 1997 – продан обратно Atlantic Motorcycles, Беркшир.
- 1997 – продан Mr. Andrew Beveridge, Бристоль
- 2016 – продан на аукционе Bonhams (24 Апреля 2016 г; Лот 311) JD Classics, Эссекс
- 2017 – куплен последним владельцем (США)
- 2019 – приобретен в коллекцию музея «Мотомир Вячеслава Шеянова»
Технические характеристики Brough Superior SS100 (Matchless)
Производитель | Brough Superior, Англия |
Годы выпуска | 1936 – 1940 |
Количество, шт | |
Стоимость | 170 £ |
Стоимость в современных ценах | 11011,52 $ |
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ | |
Тип | 2-цилиндровый, V-twin, верхнеклапанный |
Объем двигателя, см3 | 986 |
Диаметр и ход поршня, мм | 85,7 х 85,5 |
Мощность | |
Зажигание | |
Карбюратор | |
Аккумулятор | |
Сцепление | |
Коробка передач |
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА | |
Тип рамы | |
Передняя подвеска | Вилка “Castle” |
Задняя подвеска | Мягкая |
Тормоза | |
Размеры колес |
РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | |
Ширина, мм | |
Высота, мм | |
Колесная база, мм | |
Клиренс, мм | |
Высота сидения, мм | |
Масса, кг | |
Грузоподъемность, кг | |
Емкость бензобака, л | |
Максимальная скорость, км/ч | |
Дальность, км |