Мотомириада №47


Аудиоверсия статьи:
В то время как безупречное качество сборки и неординарный внешний вид обеспечили Brough Superior славу «Роллс-Ройса среди мотоциклов», спортивные успехи марки говорят скорее о сходстве с гоночными Бентли. Brough Superior SS 80 моментально привлек к себе внимание после того, как в 1922 г. Джордж Браф на специально подготовленной версии мотоцикла прошел круг на знаменитой трассе Brooklands со средней скоростью более 100 миль/ч, поставив рекорд скорости для нижнеклапанных мотоциклов. Надо сказать, что Джордж крайне щепетильно относился к каждому появлению своих мотоциклов перед публикой и его стандарты подготовки машины к гонке были крайне высоки. Его мотоциклы сияли от тщательнейшей полировки настолько сильно, что остроумные зеваки, впервые увидевшие Brough Superior SS80 Джорджа, сразу же нарекли его “Spit and Polish” – “Плюнь и разотри”.

Джордж Браф на Brough Superior SS80 “Плюнь и разотри”

Джордж Браф и Brough Superior SS80 на ралли “6 дней”, 1922 г.

Вынесенные из поведения мотоцикла на трассе уроки и произведенная в дальнейшем тонкая настройка принесла Джорджу и его SS80 победу в следующих 50 соревнованиях подряд. Успех сопровождал Джоржда вплоть до октября 1922 г., когда во время заезда у мотоцикла лопнула шина и Джордж, перелетев через руль, кубарем прокатился около четверти трассы на скорости свыше 100 миль/ч. Чудом он остался жив, отделавшись сильными синяками и ссадинами.

В ноябре 1922 г. Brough Superior SS80 был впервые официально показан на мотошоу в Олимпии, наряду с уже известными моделями Mark I и Mark II. Новый мотоцикл стал настоящей сенсацией шоу. Способствовал этому, разумеется, и талант Брафа-продавца. Его фирма находилась на рынке всего чуть более двух лет, однако Джордж уже сопровождал каждый мотоцикл специальным сертификатом, гарантирующим достижение скорости в 80 миль/ч для серийных моделей.

В рекламной брошюре SS80 были перечислены 7 выгод владения новым мотоциклом:

  1. Чрезвычайно приятно осознавать, что вы за рулем машины, которая, по вашему желанию, может оставить далеко позади любое другое транспортное средство.
  2. Главной особенностью, однако, является то, что SS80 крайне удобен в управлении и устойчив на дороге при любой скорости.
  3. На самом деле, возможна даже езда “без рук” на скорости 60 миль/ч.
  4. Мотоцикл с холодным двигателем заводится со второго толчка педали кикстартера.
  5. На холостом ходу на скорости 10 миль/ч мотоцикл ведет себя как высококлассный автомобиль, движущийся на наивысшей передаче.
  6. Мотоцикл может проехать по окружности радиусом 12 футов, при том, что обе ноги водителя находятся на подножках.
  7. Мотоцикл проезжает 80 миль на галлоне бензина, 1500 миль на галлоне масла и 8000 миль на одном комплекте покрышек.

Марка Brough Superior прочно связана с легендарным Лоуренсом Аравийским, неуёмный дух которого питал особую любовь к этим благородным и мощным машинам. На фото Джордж Браф и Лоуренс Аравийский за рулем Brough Superior SS80.

В апреле 1923 года Brough Superior SS80 в комбинации с коляской был направлен в редакцию журнала «The Motor Cycle» для проведения дорожных тестов. Редактору журнала Х.Д. Тигу (H.D. Teague) мотоцикл очень понравился. В своей статье Тиг оправдывал немалую стоимость мотоцикла качеством его сборки, производительностью, а также средней эксплуатационной скоростью, которая была выше, чем как у более дешевых мотоциклов, так и более дорогих автомобилей. Именно Тигу принадлежит фраза «Роллс Ройс среди мотоциклов». После выхода статьи Джордж Браф стал активно использовать этот слоган в рекламе.

Стоит отметить, что в 1920-е годы сравнение с Роллс Ройсом было расхожим рекламным приемом и в этом Тиг был не оригинален. Любопытно, однако, что фирма Роллс Ройс, которая серьезно заботилась о своей репутации и даже преследовала некоторые компании, использовавшие ее бренд в своей рекламе, в суде, оставила комментарий Тига без внимания. Возможно, это произошло из-за того, что представители Роллс Ройса действительно признали качество мотоциклов Brough Superior достойным сравнения. Хотя более вероятной причиной представляется тот факт, что Джордж всегда указывал авторство слогана и к нему самому невозможно было предъявить никаких претензий.

Одна из гоночных модифицированных версий Brough Superior SS80 с двигателем JAP и коляской “Zeppelin”

В послевоенные годы Джордж любил рассказывать анекдот о том, как однажды представитель Роллс Ройса прибыл без приглашения на фабрику Brough Superior с целью проинспектировать производство. Джордж распорядился показать молодому человеку цех, где механики в белых перчатках занимались сборкой мотоциклов. Представитель автомобильной компании ушел удовлетворенным увиденным и доложил своему руководству, что доброму имени Роллс Ройса ничего не угрожает. Это была довольно любопытная история, и Айк Вебб (Ike Webb), старший мастер фабрики Brough Superior, из уважения к шефу никогда не оспаривал ее. В частном разговоре, однако, он говорил, что не помнит того странного визита и «уж по крайней мере, мы никогда не работали в перчатках».


Мотоцикл Brough Superior SS80 стал самой продаваемой, самой популярной моделью марки. Имидж, созданный Джорджем, многочисленные победы в соревнованиях, наряду с качеством сборки и харизмой мотоциклов делали их самыми желаемыми машинами Великобритании.

Brough Superior SS80 Special из собрания Мотомира Вячеслава Шеянова. На мотоцикле установлен нижнеклапанный двигатель производства Matchless. Аналогичным двигателем оснащался еще один экспонат коллекции “Мотомира” – A.J.S. 35/2

К началу 1930-х главным поставщиком двигателей на британском рынке была фирма JAP. Нижнеклапанный двигатель JAP устанавливался также и на Brough Superior SS80. Джордж Браф, будучи перфекционистом, всегда выбирал лучшие детали и комплектующие для своих мотоциклов. Качество двигателей JAP к большому неудовольствию Джорджа постепенно снижалось из-за практически полного отсутствия конкурентов, а большое количество заказов негативно влияло на уровень сервиса, осуществляемого JAP.

Джордж всегда пристально следил за рынком, анализировал опыт коллег и конкурентов. Двигатель мотоцикла Matchless Model X стала успешно применять в своих трициклах фирма Morgan, которая ранее также, как и Brough Superior, сотрудничала исключительно с JAP. Джорджу необходимо было менять поставщика моторов и выбор пал на фирму Matchless.

Matchless X/3 из собрания
“Мотомира Вячеслава Шеянова”

A.J.S. 35/2 из собрания
“Мотомира Вячеслава Шеянова”

В 1935 году была представлена обновленная модель SS80 с двигателем Matchless. Теперь она имела две версии, стандартная именовалась «Special», а также имелась версия «De Luxe» с подрессоренной задней подвеской. Стоимость мотоцикла снизилась со 180 до 90 фунтов за версию «Special». Джордж Браф даже «оправдывался» в рекламном буклете, что несмотря на цену, качество мотоциклов как всегда на высоте.

Британский полицейский на Brough Superior SS80 De Luxe

Мотоциклы Brough Superior SS80 изготавливались на фабрике в Ноттингеме еще в течение 5 лет. Последний и единственный выпущенный в 1940 г. мотоцикл, представленный в собрании «Мотомира Вячеслава Шеянова», был доставлен своему первому покупателю, Кену Тулли (Ken Tully) 10 апреля 1940 г. В это время фабрика Brough Superior уже переключилась на военные заказы и занялась производством деталей для самолетов, требующих высокоточной обработки.

После Тулли, мотоцикл перешел во владение некого Билла Варна (Bill Warne), затем Энтони Хокинса (Anthony Hawkins). Следующий владелец Кристофер Поппл (Christopher Popple), в 1988 г. купивший мотоцикл, в 1994 г. произвел его полную реставрацию. В том же году Brough Superior SS80 Special завоевал титул «Лучшего нижнеклапанного SS80» на ежегодном ралли, организованном клубом Brough Superior.

Brough Superior SS80 Special из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова” [1920×1080 FullHD]

В настоящее время мотоцикл находится в отличном состоянии, на ходу. Все индентификационные номера двигателя, рамы, бензо- и маслобаков, коробки передач соответствуют записям в заводском паспорте мотоцикла. Хромированные рычаги управления и соединительные элементы передней вилки – единственное, что в мотоцикле не соответствует оригинальной окраске. В остальном же это прекрасный экземпляр одной из самых известных моделей британских мотоциклов 1920-30-х гг.

Производитель Brough Superior, Англия
Годы выпуска 1935 – 1940
Количество, шт 460
Стоимость 90 £
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип двухцилиндровый V-образный
Объем двигателя, см3 990
Диаметр и ход поршня, мм 85,5 x 85,5
Мощность
Зажигание Магдино Lucas
Карбюратор Amal
Аккумулятор 6 В
Сцепление многодисковое
Коробка передач 3-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая
Передняя подвеска рычажная с фрикционным демпфером типа Castle
Задняя подвеска жесткая
Тормоза барабанные
Размеры колес 3,00 х 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 300*
Ширина, мм
   870*
Высота, мм
1 080*
Колесная база, мм
1 540*
Клиренс, мм
   130*
Высота сидения, мм
   720*
Масса, кг
   154
Емкость бензобака, л
Максимальная скорость, км/ч
    128
Дальность, км

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.


Литература:

PDF

The Book of the JAP Engine (англ.)

PDF


PDF