Motorworld’s newspaper №47

While the perfect quality and unconventional outside appearance of Brough Superior bikes made people dubbed them the “Rolls-Royce of motorcycles”, their sporting achievements made them rather “racing Bentleys”. Brough Superior SS80 immediately drew attention after George Brough, in 1922, riding the special-purpose Brough Superior motorcycle got round the Brooklands lap with an average speed of 100 mph. This was the speed record for a flathead engine motorcycle. We should say George was scrupulous about every appearance of his motorcycles in public, so his personal standards of preparing the machine were extremely high. Because his motorcycles had been always shining like the sun, witty onlookers who saw a Brough Superior SS80 for the first time immediately named it “Spit and Polish”.

George Brough on Brough Superior SS80 “Spit and Polish”

George Brough and Brough Superior SS80 on “Six days” rally, 1922

George drew lessons from the behaviour of the SS80 on a race track and made fine-tuning adjustments accordingly. This resulted in 50 consecutive wins. The success had been going in perfect step with him until October 1922 when the tyre of his motorcycle has blown-out, George flew over the handlebar and rolled a quarter of the race track with an average speed of 100 mph. He was lucky to be alive with nothing but bruises and abrasions.

In November 1922, Brough Superior SS80 was officially introduced at the Britain’s Olympia Motorcycle Show along with famous Mark I and Mark II. The motorcycle was a real sensation. Of course, Brough’s salesman skills made a contribution to this. His firm was only two years old but George had been accompanying every motorcycle with a certificate ensuring that a mass produced motorcycle can achieve the speed of 80 mph.

George Brough and Thomas Edward Lawrence (Lawrence of Arabia)

In April 1923, a Brough Superior SS80 with a sidecar was despatched to the Motor Cycle magazine staff for a road test. H.D. Teague, a magazine editor, liked the machine a lot. Teague, in his magazine article, justified the considerable price of the motorcycle because of the high quality assembling, the performance and the average service speed, which was higher than the average speed of cheaper motorcycles and pricier cars. The “Rolls-Royce of motorcycles” phrase was said by H.D. Teague. George Brough extensively used this phrase after the publication of that article.

We should note that comparison between Rolls-Royce and various things was a common advertising trick during 1920s. So, Teague was not that original. It’s interesting that Rolls-Royce, which has fervently been caring about own image and prosecuted some companies that used the Rolls-Royce brand in their advertisements, paid no regard to the Teague’s phrase. Maybe it is because Rolls-Royce representatives admitted that Brough machines were good enough to be compared to Rolls-Royce ones. But the most probable hypothesis is that George Brough always indicated the copyright credit thus indemnifying yourself against any issues.

One of the racing versions of Brough Superior SS80 with JAP engine and “Zeppelin” sidecar

During the postwar years, George used to love telling the story of how a Rolls-Royce representative once visited (of course, without an invitation) the Brough Superior Motorworks in order to inspect the manufacturing process. George gave orders to show that young man a shop where mechanics who wore white gloves were assembling motorcycles.
The representative left the motorworks fully satisfied and reported to the Rolls-Royce management that the Rolls-Royce brand cannot be compromised. It’s quite an interesting story and Ike Webb, a chief foreman at the Brough Superior Motorworks had never controverted it in deference to George. However, in a private talk he said that didn’t remember any visit and “at least, we have never been working with white gloves put on”.


Brough Superior SS80 became the top-selling and most popular model. An image created by George, numerous wins at contests, high quality assembling and personality of his motorcycles made them the most desirable machines in the whole Great Britain.

Brough Superior SS80 Special from the «Motorworld by V.Sheynov» collection. The motorcycle has an L-head engine manufactured by Matchless. Similar engine was installed on another exhibit of the collection – A.J.S. 35/2

By the early 1930s, the main engine vendor on the Britain’s market was JAP. Flathead engine JAP had been also used in Brough Superior SS80. George Brough was a perfectionist who always chose only the best parts & components for his motorcycles. To the dismay of George, the quality of JAP engines has steadily declined because of the almost lack of competitors; additionally, the great number of orders worsened the service level.

George had always been keeping a wary eye on the market and analyzed the experience of his associates and competitors. Morgan company, which has been also using only JAP engines for tricycles, moved on to Matchless Model X engines. George had to choose another engine brand for his motorcycles and choice fell on Matchless.

Matchless X/3 from the «Motorworld by V.Sheynov» collection

A.J.S. 35/2 from the «Motorworld by V.Sheynov» collection

In 1935, a new version of the SS80 equipped with a Matchless engine was made available to the public. The SS80 with a new engine was released in two versions: a standard one was identified with the “Special” prefix, and another with the “De Luxe” one. The latter was equipped with a spring rear suspension. The price was lowered from 180 to 90 pounds sterling (for a Special model). George Brough even made excuses for such a low price and denoted that, despite of low prices, the quality of motorcycles remained at altitude.

British policeman on Brough Superior SS80 De Luxe

Brough Superior SS80 motorcycles had been manufactured at the motorworks in Nottingham for another 5 years. The last and only motorcycle manufactured in 1940, which is hosted by the Motoworld of Vyacheslav Sheyanov, was delivered to its first owner, Ken Tully, on April 10th 1940. Immediately after it, the Brough Superior Motorworks moved on to military orders and started manufacturing aircraft parts that required high-accuracy machining.

The second owner was a certain Bill Warne, the third was Anthony Hawkins. The next owner, Christopher Popple, bought the machine in 1988. In 1994, the motorcycle was fully restored by Mr. Popple. In the same year, this Brough Superior SS80 SpeciaI earned the title of “The best flathead SS80” at the annual rally sponsored by the Brough Superior Club.

Brough Superior SS80 Special from the «Motorworld by V.Sheynov» collection” [1920×1080 FullHD]

At the present day, the motorcycle is in a good condition and fully alive. All identification numbers of the engine, the frame, the petrol tank, the oil tank and the gear unit matches the records in the vehicle logbook. The dissimilarity from the original are the colours of the chrome plated actuating levers and connecting pieces of the front fork. For the rest, the motorcycle is a beautiful specimen of one of the most famous British motorcycles of 1920s-1930s.

Manufacturer Brough Superior, Great Britain
Years of manufacture 1935 – 1940
Quantity produced, units 460
Price 90 £
Today’s value N/A
ENGINE AND TRANSMISSION
Type V-twin
Engine capacity, cc 990
Bore and stroke, mm 85,5 x 85,5
Engine rating
Sparking Magdino Lucas
Carburetor Amal
Battery 6 V
Clutch Multiple-plate
Transmission 3-speed
FRAME AND WHEELBASE
Frame type Tubular
Front suspension Castle with friction damper
Rear suspension Rigid
Brakes Drum type
Wheel size 3,00 х 19
DIMENSIONS
Length, mm
2 300*
Width, mm
   870*
Height, mm
1 080*
Wheelbase, mm
1 540*
Ground clearance, mm
   130*
Seat height, mm
   720*
Mass, kg
   154
Gas tank size, l
Maximum speed, km/h
    128
Range, km

* – Data on the results of the measurement at the exhibit of “Motorworld by V.Sheyanov”.


Books:

PDF

The Book of the JAP Engine (eng.)

PDF


PDF

Мотомириада №47


Аудиоверсия статьи:
В то время как безупречное качество сборки и неординарный внешний вид обеспечили Brough Superior славу «Роллс-Ройса среди мотоциклов», спортивные успехи марки говорят скорее о сходстве с гоночными Бентли. Brough Superior SS 80 моментально привлек к себе внимание после того, как в 1922 г. Джордж Браф на специально подготовленной версии мотоцикла прошел круг на знаменитой трассе Brooklands со средней скоростью более 100 миль/ч, поставив рекорд скорости для нижнеклапанных мотоциклов. Надо сказать, что Джордж крайне щепетильно относился к каждому появлению своих мотоциклов перед публикой и его стандарты подготовки машины к гонке были крайне высоки. Его мотоциклы сияли от тщательнейшей полировки настолько сильно, что остроумные зеваки, впервые увидевшие Brough Superior SS80 Джорджа, сразу же нарекли его “Spit and Polish” – “Плюнь и разотри”.

Джордж Браф на Brough Superior SS80 “Плюнь и разотри”

Джордж Браф и Brough Superior SS80 на ралли “6 дней”, 1922 г.

Вынесенные из поведения мотоцикла на трассе уроки и произведенная в дальнейшем тонкая настройка принесла Джорджу и его SS80 победу в следующих 50 соревнованиях подряд. Успех сопровождал Джоржда вплоть до октября 1922 г., когда во время заезда у мотоцикла лопнула шина и Джордж, перелетев через руль, кубарем прокатился около четверти трассы на скорости свыше 100 миль/ч. Чудом он остался жив, отделавшись сильными синяками и ссадинами.

В ноябре 1922 г. Brough Superior SS80 был впервые официально показан на мотошоу в Олимпии, наряду с уже известными моделями Mark I и Mark II. Новый мотоцикл стал настоящей сенсацией шоу. Способствовал этому, разумеется, и талант Брафа-продавца. Его фирма находилась на рынке всего чуть более двух лет, однако Джордж уже сопровождал каждый мотоцикл специальным сертификатом, гарантирующим достижение скорости в 80 миль/ч для серийных моделей.

В рекламной брошюре SS80 были перечислены 7 выгод владения новым мотоциклом:

  1. Чрезвычайно приятно осознавать, что вы за рулем машины, которая, по вашему желанию, может оставить далеко позади любое другое транспортное средство.
  2. Главной особенностью, однако, является то, что SS80 крайне удобен в управлении и устойчив на дороге при любой скорости.
  3. На самом деле, возможна даже езда “без рук” на скорости 60 миль/ч.
  4. Мотоцикл с холодным двигателем заводится со второго толчка педали кикстартера.
  5. На холостом ходу на скорости 10 миль/ч мотоцикл ведет себя как высококлассный автомобиль, движущийся на наивысшей передаче.
  6. Мотоцикл может проехать по окружности радиусом 12 футов, при том, что обе ноги водителя находятся на подножках.
  7. Мотоцикл проезжает 80 миль на галлоне бензина, 1500 миль на галлоне масла и 8000 миль на одном комплекте покрышек.

Марка Brough Superior прочно связана с легендарным Лоуренсом Аравийским, неуёмный дух которого питал особую любовь к этим благородным и мощным машинам. На фото Джордж Браф и Лоуренс Аравийский за рулем Brough Superior SS80.

В апреле 1923 года Brough Superior SS80 в комбинации с коляской был направлен в редакцию журнала «The Motor Cycle» для проведения дорожных тестов. Редактору журнала Х.Д. Тигу (H.D. Teague) мотоцикл очень понравился. В своей статье Тиг оправдывал немалую стоимость мотоцикла качеством его сборки, производительностью, а также средней эксплуатационной скоростью, которая была выше, чем как у более дешевых мотоциклов, так и более дорогих автомобилей. Именно Тигу принадлежит фраза «Роллс Ройс среди мотоциклов». После выхода статьи Джордж Браф стал активно использовать этот слоган в рекламе.

Стоит отметить, что в 1920-е годы сравнение с Роллс Ройсом было расхожим рекламным приемом и в этом Тиг был не оригинален. Любопытно, однако, что фирма Роллс Ройс, которая серьезно заботилась о своей репутации и даже преследовала некоторые компании, использовавшие ее бренд в своей рекламе, в суде, оставила комментарий Тига без внимания. Возможно, это произошло из-за того, что представители Роллс Ройса действительно признали качество мотоциклов Brough Superior достойным сравнения. Хотя более вероятной причиной представляется тот факт, что Джордж всегда указывал авторство слогана и к нему самому невозможно было предъявить никаких претензий.

Одна из гоночных модифицированных версий Brough Superior SS80 с двигателем JAP и коляской “Zeppelin”

В послевоенные годы Джордж любил рассказывать анекдот о том, как однажды представитель Роллс Ройса прибыл без приглашения на фабрику Brough Superior с целью проинспектировать производство. Джордж распорядился показать молодому человеку цех, где механики в белых перчатках занимались сборкой мотоциклов. Представитель автомобильной компании ушел удовлетворенным увиденным и доложил своему руководству, что доброму имени Роллс Ройса ничего не угрожает. Это была довольно любопытная история, и Айк Вебб (Ike Webb), старший мастер фабрики Brough Superior, из уважения к шефу никогда не оспаривал ее. В частном разговоре, однако, он говорил, что не помнит того странного визита и «уж по крайней мере, мы никогда не работали в перчатках».


Мотоцикл Brough Superior SS80 стал самой продаваемой, самой популярной моделью марки. Имидж, созданный Джорджем, многочисленные победы в соревнованиях, наряду с качеством сборки и харизмой мотоциклов делали их самыми желаемыми машинами Великобритании.

Brough Superior SS80 Special из собрания Мотомира Вячеслава Шеянова. На мотоцикле установлен нижнеклапанный двигатель производства Matchless. Аналогичным двигателем оснащался еще один экспонат коллекции “Мотомира” – A.J.S. 35/2

К началу 1930-х главным поставщиком двигателей на британском рынке была фирма JAP. Нижнеклапанный двигатель JAP устанавливался также и на Brough Superior SS80. Джордж Браф, будучи перфекционистом, всегда выбирал лучшие детали и комплектующие для своих мотоциклов. Качество двигателей JAP к большому неудовольствию Джорджа постепенно снижалось из-за практически полного отсутствия конкурентов, а большое количество заказов негативно влияло на уровень сервиса, осуществляемого JAP.

Джордж всегда пристально следил за рынком, анализировал опыт коллег и конкурентов. Двигатель мотоцикла Matchless Model X стала успешно применять в своих трициклах фирма Morgan, которая ранее также, как и Brough Superior, сотрудничала исключительно с JAP. Джорджу необходимо было менять поставщика моторов и выбор пал на фирму Matchless.

Matchless X/3 из собрания
“Мотомира Вячеслава Шеянова”

A.J.S. 35/2 из собрания
“Мотомира Вячеслава Шеянова”

В 1935 году была представлена обновленная модель SS80 с двигателем Matchless. Теперь она имела две версии, стандартная именовалась «Special», а также имелась версия «De Luxe» с подрессоренной задней подвеской. Стоимость мотоцикла снизилась со 180 до 90 фунтов за версию «Special». Джордж Браф даже «оправдывался» в рекламном буклете, что несмотря на цену, качество мотоциклов как всегда на высоте.

Британский полицейский на Brough Superior SS80 De Luxe

Мотоциклы Brough Superior SS80 изготавливались на фабрике в Ноттингеме еще в течение 5 лет. Последний и единственный выпущенный в 1940 г. мотоцикл, представленный в собрании «Мотомира Вячеслава Шеянова», был доставлен своему первому покупателю, Кену Тулли (Ken Tully) 10 апреля 1940 г. В это время фабрика Brough Superior уже переключилась на военные заказы и занялась производством деталей для самолетов, требующих высокоточной обработки.

После Тулли, мотоцикл перешел во владение некого Билла Варна (Bill Warne), затем Энтони Хокинса (Anthony Hawkins). Следующий владелец Кристофер Поппл (Christopher Popple), в 1988 г. купивший мотоцикл, в 1994 г. произвел его полную реставрацию. В том же году Brough Superior SS80 Special завоевал титул «Лучшего нижнеклапанного SS80» на ежегодном ралли, организованном клубом Brough Superior.

Brough Superior SS80 Special из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова” [1920×1080 FullHD]

В настоящее время мотоцикл находится в отличном состоянии, на ходу. Все индентификационные номера двигателя, рамы, бензо- и маслобаков, коробки передач соответствуют записям в заводском паспорте мотоцикла. Хромированные рычаги управления и соединительные элементы передней вилки – единственное, что в мотоцикле не соответствует оригинальной окраске. В остальном же это прекрасный экземпляр одной из самых известных моделей британских мотоциклов 1920-30-х гг.

Производитель Brough Superior, Англия
Годы выпуска 1935 – 1940
Количество, шт 460
Стоимость 90 £
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип двухцилиндровый V-образный
Объем двигателя, см3 990
Диаметр и ход поршня, мм 85,5 x 85,5
Мощность
Зажигание Магдино Lucas
Карбюратор Amal
Аккумулятор 6 В
Сцепление многодисковое
Коробка передач 3-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая
Передняя подвеска рычажная с фрикционным демпфером типа Castle
Задняя подвеска жесткая
Тормоза барабанные
Размеры колес 3,00 х 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 300*
Ширина, мм
   870*
Высота, мм
1 080*
Колесная база, мм
1 540*
Клиренс, мм
   130*
Высота сидения, мм
   720*
Масса, кг
   154
Емкость бензобака, л
Максимальная скорость, км/ч
    128
Дальность, км

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.


Литература:

PDF

The Book of the JAP Engine (англ.)

PDF


PDF