This entry is also available in: Английский Китайский

1938 Brough Superior SS100 (Matchless)

1938 Brough Superior SS 100 (Matchless)

Мотоциклы Brough Superior – легенда «Золотого Века» мотостроения, уместившегося в небольшую передышку меж двух Мировых войн. Огромное количество клубов по всему миру, сотни статей, тысячи фотографий и новости о покупке очередного мотоцикла, мигом облетающие мир.

1938 Brough Superior SS100 (Matchless) из коллекции музея мотоциклов “Мотомир Вячеслава Шеянова”

Эпоха супербайков началась за десятилетие до того, как на рынке появились легендарные компании Crocker, Vincent и Triumph – в 1924 году в Лондонском выставочном центре Olympia Джордж Браф представил «Ролс-Ройс среди мотоциклов» – модель SS100. Но давайте обо всем по порядку.

Отец нашего героя – Вильям Браф (William E. Brough) долгое время работал инженером паровых двигателей, но в конце 19 века обратил внимание на развивающуюся индустрию личного транспорта. К 1915 году Вильям уже выпускал хорошо спроектированные машины и мотоциклы с оппозитными двигателями собственной конструкции.

Его же сын Джордж больше любил V-образные двухцилиндровые моторы и после окончания Первой мировой войны, а именно в 1919 году, собрал свой первый мотоцикл. Верхнеклапанный 1000-кубовый мотор JAP, никелированный седельный бак со знаменитой черной панелью на верхней части и спортивное прошлое Джорджа Брафа привлекли внимание прессы и публики в выставочном центре Olympia 29 ноября 1920 года. Из 161 мотоцикла, представленного в Олимпии, около 50 предлагалось с V-образными моторами, но все они были рассчитаны на использование с коляской. Спортивные машины 1920 года были представлены двигателями меньшего объема, поэтому у Brough Superior Mark 1 Джорджа Брафа по сути просто не было конкурентов.

Джордж Браф, неоднократный победитель различных мотосоревнований, известный участник Шестидневного Ралли, сделал машину для таких же любителей скорости, как и он сам.

Из таблицы сравнения цен на мотоциклы 1921 года видно, что Джордж Браф понимал рынок и предлагал уникальный для того времени продукт по вполне конкурентной цене.

Производитель Тип двигателя Объем, куб.см. Цена (соло), £ Цена (с коляской), £
Blackburne sv 998 180 240
Brough Superior ohv JAP 986 175 210
Excelsior sv JAP 976 154 195
Harley-Davidson ioe 988 196 245
Indian sv 997 186 226
Matchless ioe 996   205
Royal Enfield sv 965   160
Sunbeam sv JAP 976 184,16 237,06

Легенда: sv – нижнеклапанный, ohv – верхнеклапанный, ioe – впускной клапан над выпускным;

К слову об уникальности –упомянутый выше седельный бак предлагал только Джордж, в то время как другие производители, хоть уже и отказывались от привычных в то время квадратных баков в пользу более округлых форм, предложить широкий седельный бак смогли только в 1928 году.

В ноябре 1922 года нижнеклапанный Brough Superior SS80 был впервые официально показан на мотошоу в Олимпии, наряду с уже известными моделями Mark I и Mark II. Чтобы убедить потенциальных покупателей, что его мотоциклы лучшие, Джордж сопровождал каждый продаваемый мотоцикл специальным сертификатом, гарантирующим достижение скорости в 80 миль/ч каждым серийным мотоциклом без каких-либо доработок. Модель SS80 привлекла еще больше внимания после того, как в 1922 г. Джордж Браф на специально подготовленной версии мотоцикла прошел круг на знаменитой трассе Brooklands со средней скоростью более 100 миль/ч, поставив рекорд скорости для нижнеклапанных мотоциклов.

1940 Brough Superior SS80 из коллекции музея мотоциклов “Мотомир Вячеслава Шеянова”

В 1924 году в уже известном нам выставочном центре Olympia Джордж Браф представил новую, теперь уже верхнеклапанную модель – Brough Superior SS100. Компания JAP предложила новый верхнеклапанный мотор, пока еще с открытым механизмом привода клапанов, а Джордж специально для этого мотора разработал новую раму. В том же 1924 году на мотоциклах Brough Superior появилась привычная нам сегодня, но инновационная для того времени ручка газа, а не манетка, которая была в то время общепринятым стандартом.

Ручка газа Brough Superior SS100 (Matchless)

Новый двигатель JAP KTOR, устанавливаемый на SS100, «выдавал» на 50% больше мощности, чем обновленный SS80, а вся машина, построенная вокруг это двигателя, была точной копией мотоцикла-рекордсмена, на котором Берт Ле Вак (Bert LeVack), инженер-конструктор на заводе JAP, установил 6 июля 1924 года абсолютный рекорд скорости для мотоциклов — 191,59 км/ч.

Вскоре после старта продаж SS100 в качестве опции для SS80/SS100 стала доступна передняя вилка Castle. До этого момента Джордж Браф использовал только вилки, аналогичные вилкам Harley-Davidson, которые впервые были представлены в 1916 году на модели Harley-Davidson “J”. Дело было в том, что Джордж считал, что вилка Harley-Davidson лучше остальных ведет себя на высоких скоростях. Однако проблема этой вилки состояла в том, что не предполагала использование переднего тормоза и потому Джорджу пришлось дорабатывать её конструкцию. В результате такой доработки в 1924 году на имя Джорджа Брафа и Гарольда Карслейка (Harold Karslake) был выдан патент на изобретение вилки Castle с передним тормозным барабаном. Стоит упомянуть, что Harley-Davidson доработал собственную конструкцию для использования с передним тормозом только в 1928 году.

Передняя вилка Brough Superior SS100 (Matchless)

Весьма примечательно, что означает цифра “100” в названии модели. Как и у модели SS80, цифра в названии обозначала гарантированную производителем скорость в милях в час любого купленного мотоцикла без каких-либо доработок. Поэтому вместе с мотоциклом покупателю торжественно вручался сертификат, подписанный собственноручно Джорджем: «Гарантия изготовителя, подтверждающая, что данный мотоцикл действительно развивает скорость свыше 100 миль/ч (160 км/ч) на отрезке в четверть мили (0,4 км). Специально для проведения подобных испытаний в распоряжении изготовителя имелась частная дорога протяженностью 1,75 мили (2,82 км)».

1928 Brough Superior SS100 из коллекции музея мотоциклов “Мотомир Вячеслава Шеянова”

Но заветной мечтой Джорджа был еще более идеальный, по его мнению, четырехцилиндровый мотоцикл. Пытаясь воплотить в жизнь мечту о четырехцилиндровом мотоцикле в 1927, 1928, а затем и в 1931 годах, Джордж потерял целое состояние. Первоначально на мотоциклы устанавливался двигатель V4 собственной конструкции, затем рядный четырехцилиндровый MAG, однако в серию пошла только машина, представленная в 1931 году – Brough Superior Austin 4. К сожалению, серийный вариант сильно отличался от рекламных проспектов, а сконструированный изначально для установки на автомобили двигатель не давал достаточной мощности, поэтому выпуск этой модели остановился после 10 экземпляра. Подробный рассказ об этих машинах есть в статье, посвященной Brough Superior Austin Four из коллекции музея «Мотомир Вячеслава Шеянова».

1932 Brough Superior Austin Four из коллекции музея мотоциклов “Мотомир Вячеслава Шеянова”

К началу 1930-х главным поставщиком двигателей на британском рынке оставалась фирма JAP. Джордж использовал нижнеклапанный двигатель JAP на модели “SS80”, а верхнеклапанный на модели “SS100”. Стоит упомянуть, что, будучи перфекционистом, Джордж выбирал только лучшие комплектующие для своих мотоциклов, но качество двигателей JAP, к большому неудовольствию Джорджа, постепенно снижалось из-за практически полного отсутствия конкурентов, а большое количество заказов негативно влияло на уровень сервиса, осуществляемого JAP.  

1938 Brough Superior SS100 (Matchless) из коллекции музея мотоциклов “Мотомир Вячеслава Шеянова”

Поэтому в 1935 году Джордж сменил поставщика двигателей и вернулся на рынок с моделью SS80 Special, на этот раз с двигателем, созданным Associated Motor Cycles (Matchless). В следующем году SS100 также получил новый силовой агрегат Matchless, как и прежде, с верхним расположением клапанов. Эти две модели так и выпускались с двигателями Matchless, пока производство мотоциклов Brough Superior не прекратилось в 1939 году.

Двигатель Brough Superior SS100 (Matchless)

На SS100 был установлен двигатель Matchless объемом 986 куб. см. (85,7 х 85,5 мм) с компрессией 7.5:1. Если до 1937 большинство рам SS100 делали в варианте хард-тейл, то начиная с 1938 года все SS100 были оснащены мягкой подвеской заднего колеса.

Задняя подвеска Brough Superior SS100 (Matchless)

Как и раньше, Джордж любил устраивать представления, доказывая на деле, что его мотоциклы – лучшие на рынке и стоят каждого потраченного шиллинга (монета Англии, а затем Британии). Примером такого доказательства были ежегодные пробеги из Лондона в Эдинбург, в которые Джордж брал кого-нибудь из журналистов. В 1939 году им стал Генри Лэйд (Henry Laid), который писал для известного журнала MotorCycling.

В распоряжении Мотомира есть та самая статья от 14 Июня 1939 года, в которой описывается путешествие Джорджа Брафа и Генри Лейда, испытывающих новый SS100 с регистрационным номером ETO347 (именно этот мотоцикл принадлежит Мотомиру). Стоит сказать, что с тех пор Браф ни разу не потерял в прыти. 

1938 Brough Superior SS100 (Matchless)

Тесты Генри Лэйда, датированные 1939-м годом, показывают, что максимальная скорость SS100 с коляской составляла 129.6 км/ч на 4-ой передаче. На других передачах максимальная скорость также была довольно внушительной: 121.6 км/ч на третьей и 97.6 км/ч на второй. На четвертой передаче SS100 катился минимум 12 км/ч на пределе двигателя, 8-9 км/ч на третьей и со скоростью пешехода на второй. Четверть мили (402 метра) мотоцикл преодолел за всего лишь за 18 и 3/10  секунды со скоростью 116 км/ч на финише. Не самые лучшие по современным меркам тормоза остановили SS100 за 12,5 метров со скорости в 50 км/ч, а среднее потребление топлива составило 5,47 литра на 100 км. Впечатляющие цифры, если держать в голове среднюю скорость в 90-95 км/ч.


Ездовые качества

1938 Brough Superior SS100 (Matchless)

«Вскоре я ощутил, как это потрясающе путешествовать в хорошей коляске на мотоцикле с 1000-кубовым верхнеклапанным двигателем. Ветер мчал нас вперед. Мимоходом взглянув на стрелку спидометра, я увидел, что ревущий мотор разогнал нас до 96 км/ч. Когда мы двигались в гору или нам нужно было кого-то обогнать, резкое движение запястья отправляло стрелку спидометра на отметку 104 или 112 км/ч и низкий рёв выхлопной трубы сменялся энергичным рыком. Мы прошмыгнули деревушку Варвик на скорости 25-30 км/ч и всё ещё на верхней передаче; даже с этой скорости разгон был просто потрясающим, и, казалось, не было нужды переключать передачи» – Генри Лэйд, журнал MotorCycling, 14 октября 1939 года.

В 2020 году, чтобы завести Brough Superior SS100 нужно больше усилий, чем повернуть ключ: открываем топливные краны и наполняем поплавковую камеру карбюратора топливом, пока не польется бензин. Закрываем воздушную заслонку на 3/4, с помощью левой рукоятки на руле ставим зажигание пораньше, прокачиваем двигатель кикстартером с включенным декомпрессором, который тоже управляется рычагом на левой рукоятке, а потом смело пробуем завести мотор. Раза со второго или третьего этот древний, не соответствующий современным понятиям об экологии, зато «настоящий», мотор пробуждается к жизни. 

Коробка переключения передач 1938 Brough Superior SS100 (Matchless)

Первую передачу включаем правой ногой и медленно отпускаем сцепление. Коробку передач SS100 проектировали для передвижения с коляской, поэтому низшая передача получилась длинной. Между первой и второй присутствует достаточный промежуток в передаточных числах, зато три верхние передачи расположены рядом и подходят для использования как соло, так и с коляской. Благодаря «моментному» двигателю переключать передачи приходится нечасто – SS100 сравним по тяге с паровозом. Мощности хватает даже для того, чтобы разогнаться с 15 до 160 км/ч на верхней передаче, лишь бы дороги хватило!

Спидометр 1938 Brough Superior SS100 (Matchless)

Brough Superior SS100 с двигателем Matchless отлично управляется и на малых, и на скоростях далеко за 100 км/ч. За устойчивость на дороге стоит благодарить низкий центр тяжести, полутораметровую колёсную базу и эффективную, по стандартам 30-х, вилку Castle. Подпружиненное седло Lycette прекрасно дополняет заднюю подвеску, ехать на SS100 намного комфортнее, чем на американских байках той поры. Картину портят только ужасные барабанные тормоза – 8-ми дюймовые барабаны Royal Enfield с большим трудом останавливают машину со 160+ км/ч. 

1938 Brough Superior SS100 (Matchless)

Даже спустя 80 лет, поездка на Brough Superior SS100 способна подарить ни с чем не сравнимые эмоции. Неважно сколько сил приходится прикладывать, чтобы машина вышла из гаража – это того стоит.


История SS100 из коллекции “Мотомира”(провенанс)

  • 1938 г., 4 марта – мотоцикл доставлен покупателю C.R. Hussey, а до того использовался в качестве экспоната у журналиста и товарища Джорджа Брафа Генри Лэйда (Henry Laid)
  • 1962 г. – история умалчивает о подробнстях до тех пор, пока машина не была куплена Mr. William Kirk из Шеффилда
  • 1970-е, конец – приобретена Mr. G. Phillips из Скегнесса, Линкольншир
  • 1989 – продан Atlantic Motorcycles, Беркшир
  • 1990 – продан неизвестному покупателю
  • 1991 – неизвестный покупатель возвращает мотоцикл Atlantic Motorcycles, Беркшир
  • 1993 – куплен Робертом Шапиро (Robert Shapiro) из Popeswood Garage (деловой партнер Atlantic Motorcycles)
  • 1997 – продан обратно Atlantic Motorcycles, Беркшир.
  • 1997 – продан Mr. Andrew Beveridge, Бристоль
  • 2016 – продан на аукционе Bonhams (24 Апреля 2016 г; Лот 311) JD Classics, Эссекс
  • 2017 – куплен последним владельцем (США)
  • 2019 – приобретен в коллекцию музея «Мотомир Вячеслава Шеянова»

Технические характеристики Brough Superior SS100 (Matchless)

 
Производитель Brough Superior, Англия
Годы выпуска 1936 – 1940
Количество, шт
Стоимость 170 £
Стоимость в современных ценах 11011,52 $
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, V-twin, верхнеклапанный
Объем двигателя, см3 986
Диаметр и ход поршня, мм 85,7 х 85,5
Мощность
Зажигание
Карбюратор
Аккумулятор
Сцепление
Коробка передач
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы
Передняя подвеска Вилка “Castle”
Задняя подвеска Мягкая
Тормоза
Размеры колес
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
Ширина, мм
Высота, мм
Колесная база, мм
Клиренс, мм
Высота сидения, мм
Масса, кг
Грузоподъемность, кг
Емкость бензобака, л
Максимальная скорость, км/ч
Дальность, км

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.