This entry is also available in: Английский Китайский
Мотомириада № 31

Brough Superior SS 100 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Brough Superior SS80 Special из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»
На самом деле, компания Matchless была известна своими биг-твинами еще со времен Первой мировой войны. Долгое время мотоциклы марки комплектовались двигателями MAG или JAP. В 1925 г. фирма наконец выпустила мотоцикл «M/3S» с собственным двухцилиндровым мотором, и уже к 1929 г. в модельном ряду Matchless остались только родные V-образные двигатели.
Решение полностью отказаться от силовых агрегатов сторонних фирм привело Matchless к созданию замечательного мотора. Первым этот 982-кубовый двухцилиндровый двигатель, с углом между цилиндрами 50 градусов, мощностью 20 л.с. при 4000 об./мин получила, анонсированная в 1929 г. модель «X». В первом же рекламном каталоге ее нарекли «самым красивым мотоциклом на британских дорогах, с его фирменным двойным глушителем и изящным черно-белым бензобаком».
Дополнительно Matchless выпустила на рынок спортивный аналог – модель X/R. Этот мотоцикл отличался возросшей до 26 л.с. мощностью, увеличенной степенью сжатия (с 4.4:1 до 4.8:1), никелированными цилиндрами.
В 1930 г. спортивная модель была модернизирована (хромированные обода колес и дополнительная мощность), при этом обе сменили обозначения – на X/2 и X/R2. Еще через год, в 1931 г. – X/3 и X/R3. Последние получили бензобак нового типа и четырехступенчатую коробку передач.
Тем временем кризис, вызванный обвалом на Уолл-стрит в октябре 1929 г., обогнул половину Земного шара и добрался до Великобритании. Компания Matchless активно продвигала флагманский четырехцилиндровый «Silver Hawk». Вследствие тяжелой экономической ситуации развитие линии V-твинов отошло на второй план, но не остановилось.

Matchless Silver Hawk из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

A.J.S. 35/2 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»
В 1931 г. Matchless приобрела одного из своих главных конкурентов – компанию A.J.S. Производство мотоциклов A.J.S. было перенесено из Вулвергемптона в Лондон. После поглощения одним из первых с производства был снят 1000-кубовый A.J.S. Model 2, однако к сезону 1933 г. мотоцикл вернулся с новым двигателем – 1000-кубовым V-твином, аналогичным модели X.
В 1938 г. участь A.J.S. постигла известную мотоциклетную фирму Sunbeam. После поглощения компанией Matchless, она стала частью вновь образованного холдинга «Associated Motor Cycles» или «AMC». К этому времени Matchless стал крупнейшим британским поставщиком моторов. Двигатели компании применяли на мотоциклах Brough Superior, Calthorpe, Coventry Eagle, OEC, OK-Supreme и даже на автомобилях Morgan.
На протяжении 30-х гг. мотоциклы линейки V-твинов Matchless продолжали модернизироваться. Благодаря устойчивому финансовому положению компания успешно преодолевала кризис. Однако начавшаяся война вынудила Matchless сменить приоритеты. В результате, одноцилиндровый Matchless G3L стал одним из самых массовых мотоциклов Второй мировой войны.

Несмотря на то, что модель X еще присутствовала в рекламном каталоге 1940 г., лишь небольшое количество мотоциклов сошло с конвейера завода в Вулвиче. После войны производство возобновлено не было. Таким образом, в 1940 г. была поставлена точка в славной истории этих британских V-твинов.
Производитель | Matchless Motor Cycles (Colliers) Ltd, Англия |
Годы выпуска | 1929-1940 |
Количество, шт | |
Стоимость | £ 60 |
Стоимость в современных ценах | $ 4 907 |
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ | |
Тип | 2-цилиндровый, V-образный |
Объем двигателя, см3 | 982 |
Диаметр и ход поршня, мм | 85,5 х 85,5 |
Мощность | 20 л.с. при 4000 об / мин |
Зажигание | магнето Lucas |
Карбюратор | Amal |
Аккумулятор | 6 В |
Сцепление | |
Коробка передач | 4-х ступенчатая Sturmey Archer |
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА | |
Тип рамы | трубчатая |
Передняя подвеска | пружинная |
Задняя подвеска | неподрессоренная |
Тормоза | барабанные |
Размеры колес | 3,50 х 26 |
РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм |
2 200*
|
Ширина, мм |
840*
|
Высота, мм |
1 050*
|
Колесная база, мм |
1 422
|
Клиренс, мм |
127
|
Высота сидения, мм |
673
|
Масса, кг |
154
|
Емкость бензобака, л |
9
|
Максимальная скорость, км/ч |
126
|
Дальность, км |