This entry is also available in: Английский Китайский



Аудиоверсия статьи:

Мотомириада № 21
Видео тест-драйва
Этот легендарный мотоцикл создан Джорджом Брафом (George Brough), младшим сыном Уильяма Брафа, основателя марки Brough.

Длительное время он работал с отцом, удачно дополняя семейную инженерную школу успехами в мотогонках, став одним из лучших спортсменов Великобритании (три года занимал первое место в пробеге Лондон – Эдинбург). Но пути сына и отца разошлись, когда Джорджем овладела мечта о создании совершеннейшей в мире машины премиум-класса, планку которой он задал уже самим названием «Браф Превосходный».

Дерзкое название родилось за пинтой пива с другом и коллегой Айком Уэббом (Ike Webb), который просто спросил: «А почему бы не назвать Brough Superior?». Шутка друзей не слишком понравилась отцу Джорджа: «Я предполагаю, что это сделает меня Brough Inferior (Браф Худший)?» Однако, было уже поздно, мечта обрела имя, и Джордж приступил к её реализации. Первые пять машин были собраны в конце 1919 г. в маленьком отцовском гараже. Но вскоре он купил небольшой участок земли на Гайдн Роуд (Haydn Road) в Ноттингеме и построил небольшую мастерскую, офис и магазин.

Brough Superior SS100 из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

В качестве силового агрегата в мотоцикле использовался двухцилиндровый V-образный (с углом между цилиндрами – 50 градусов) верхнеклапанный двигатель JAP рабочим объемом 988 куб. см. Максимальная мощность двигателя составляла 45 л.с. при 4800 об/мин (компания Brough Superior, как и Роллс-Ройс, никогда не сообщала официальные данные о мощности моторов своих мотоциклов).

Двигатель JAP JTOR. Версия, устанавливавшаяся на Brough Superior SS 100 с 1928 года

Мотоциклы Brough Superior собирались вручную и постоянно модернизировались. Будучи перфекционистом Джордж создавал модели, на которых хотел ездить сам, руководствуясь личным опытом профессионального мотогонщика. Этим определялась значительная часть их успеха. Когда появлялась более совершенная модификация двигателя JAP (или Matchless – с 1926 года часть мотоциклов комплектовалась этими двигателями), незамедлительно производилась модернизация мотоцикла.

Так в 1923–1924 гг. было принято решение усовершенствовать двигатель с верхним расположением клапанов (устанавливаемый на предыдущую модель – Brough Superior SS80) с учетом последних достижений завода в Тоттенхэме, где в рамках работы по созданию больших двухцилиндровых силовых агрегатов был разработан новый двигатель рабочим объемом 980 см3 (диаметр цилиндра х ход поршня: 85,7 х 85 мм).

Двигатель JAP KTOR. Версия, устанавливавшаяся на Brough Superior SS 100 с 1924 по 1928 годы

Разработка нового силового агрегата, за основу для которого взяли старый двигатель с диаметром цилиндра 90 мм, длилась почти два года. На чертеже, датируемом 1924 годом, видны четыре кулачка на двух распределительных валах, причем валы расположены на оси цилиндров, а не слегка смещены, как это было характерно для двигателя с диаметром цилиндра 90 мм.

Не менее значительным стоит признать изменение конструкции головок цилиндров. Устаревшие тяжелые клапанные рычаги остались в прошлом, а на смену им пришли длинные поперечные коромысла, смонтированные через однорядные шариковые подшипники со смещением на 3,375 дюйма (прибл. 86 мм) от центра. Они расположены в приливах, отлитых заодно с головками цилиндров. Внутри головки имеют сферическую полость. В нее установлены два клапана, оси которых расположены под углом 45° по отношению друг к другу. Поршни укоротили, сделав их днище сферическим и снабдив тремя компрессионными кольцами. Каждый клапан получил по две пружины, смазка осуществлялась механическим масляным насосом. Завод заявлял расход масла на уровне 1450 миль/галлон (прибл. 0,2 л/100 км). Некоторые двигатели, выпускавшиеся с 1924 года, снабжались клапанными коромыслами с игольчатыми подшипниками.

В сотрудничестве с Гербертом Ле Ваком (Herbert le Vack) для этого мощного силового агрегата была создана рама замкнутого типа с закрытым контуром в нижней части (дуплексная рама). Отличительной особенностью этой рамы было полное отсутствие разбалтывающихся хомутов.

Мотоцикл оснащался трехступенчатой коробкой передач с шестернями, изготовленными из стали прочностью 120 т и заключенными в тяжелый картер производства Sturmey Archer, а также ручным переключением. Шарнир устанавливали непосредственно на коробку передач. Нога удачно располагалась и в тех случаях, когда нужно было быстро включить вторую передачу. В таком виде мотоцикл, названный SS100, был впервые представлен публике в 1924 году в выставочном центре Olympia.

Славе Brough Superior во многом способствовали ее спортивные достижения. Мотоциклы Джорджа Брафа в 20-е годы успешно выступали в спринтах, трековых и горных гонках. В 1924 году Берт Ле Вак (Bert LeVack) установил на специально подготовленной 1000-кубовой верхнеклапанной машине абсолютный рекорд скорости для мотоциклов — 191,59 км/ч.

Харизмой и гением Джорджа Брафа создан своеобразный культ Brough Superior. По современным меркам его мотоциклов выпущено совсем немного, около 3000 шт, однако он реализовал свою мечту и создал мотоцикл, ставший национальной гордостью Британской империи.

Самая знаменитая модель в истории компании Brough Superior – «SS 100» (Super Sports) дебютировала в ноябре 1924 года. Цифры в ее наименовании означали, что она способна была развивать скорость не менее 100 миль в час (160,9 км/ч) – каждый мотоцикл снабжался специальным сертификатом, удостоверявшим, что эта скорость была достигнута во время испытаний.

Страница из рекламной брошюры Brough Superior

Приведем небольшую цитату из каталога за 1925 год: «К каждому SS100 прилагается письменная гарантия изготовителя, подтверждающая, что мотоцикл действительно развивал скорость свыше 100 миль/ч (160 км/ч) на отрезке в четверть мили (0,4 км). Для проведения подобных испытаний в распоряжение изготовителя была любезно предоставлена частная дорога протяженностью 1,75 мили (2,82 км)».

С самого начала появления марки, модели, производимые Brough Superior, называли «Роллс-Ройсами среди мотоциклов». Эта фраза использовалась в качестве рекламного слогана после того, как представители Роллс-Ройса внимательно изучили мотоцикл и дали на это свое согласие.

Правда, в дополнение к качествам Роллс-Ройса, знаменитого, в первую очередь, красотой и грацией своих моделей, мотоциклы Brough Superior намного превосходили пределы возможностей, установленных дорожными мотоциклами того времени.

Известными ценителями мотоциклов компании были Джордж Бернард Шоу (его мотоцикл недавно якобы был недавно продан за 4 млн. долларов), а также Лоуренс Аравийский.

Марка Brough Superior прочно связана с легендарным Лоуренсом Аравийским, неуёмный дух которого питал особую любовь к этим благородным и мощным машинам. На фото Джордж Браф и Лоуренс Аравийский за рулем Brough Superior SS80.

Т.Э. Лоуренс за рулем Brough Superior

Британский национальный герой, авантюрист и путешественник Томас Эдвард Лоуренс любил скорость и был опытным мотоциклистом, ему принадлежали восемь мотоциклов Brough Superior. Эта любовь его и погубила. 13 мая 1935 года Лоуренс ехал по проселочной дороге поблизости от своего дома на мотоцикле Brough Superior SS 100. Внезапно на дороге появились дети на велосипедах. Пытаясь избежать столкновения Лоуренс совершил резкий маневр, потерял управление и упал, получив травму головы. Через шесть дней он умер.

Трагедия произвела большое впечатление на одного из врачей, пытавшихся спасти жизнь Лоуренса — молодого нейрохирурга Хью Кэрнса (Hugh Cairns). Он предпринял обширное многолетнее исследование, проанализировав 2279 случаев гибели мотоциклистов. Результаты научной работы Кэрнса, опубликованные в нескольких статьях в «Британском Медицинском Журнале» (British Medical Journal) в период с 1941 по 1946 год сыграли важную роль в разработке и внедрении мотоциклетных шлемов. И уже в начале 1950-х годов Британский институт стандартов по заданию Министерства транспорта Великобритании впервые в мире сформулировал набор требований и способы испытаний, которым должны соответствовать мотошлемы.

У представленного в коллекции «Мотомира Вячеслава Шеянова» экземпляра интересная судьба. Когда-то он принадлежал компании Dunlop, купившей его в 1931 году по случаю своего 40-летнего юбилея. По проверяемой нами сейчас информации мотоцикл использовался для рекламы и испытаний шин Dunlop, участвовал в рекламных акциях компании.

Brough Superior SS 100 на испытательном полигоне компании Dunlop

Затем началась война. На сохранившейся фотографии видно, что первоначально Brough Superior SS100 был с коляской, однако она «не пережила» боевых действий — да, этот мотоцикл успел и повоевать. В 1946 году сильно поврежденная рама мотоцикла была заменена на временную неоригинальную.

«Донорская» рама оставалась на мотоцикле до 2001 года, когда он подвергся полной реставрации, в результате которой была установлена оригинальная рама Brough Superior, полностью восстановлен до рабочего состояния двигатель.

В 2008 году мотоцикл приобрел Майкл ФитцСиммонс (Michael FitzSimons) — коллекционер и специалист по мотоциклам Brough Superior с 40-летним стажем. ФитцСиммонс владел в разное время всеми моделями марки Brough Superior, однако в последние годы начал распродавать свою коллекцию, ссылаясь на почтенный возраст и поговорку: «тот, кто умер с наименьшим количеством игрушек, победил».

Таким образом, в 2012 году мотоцикл был выставлен на аукцион. Перед аукционом мотоцикл был тщательно проверен, двигатель полностью разобран. Тем самым было установлено превосходное состояние всех узлов и деталей. Секретарь Клуба Brough Superior Майк Лизердейл (Mike Leatherdale) подтвердил аутентичность мотоцикла. В результате торгов Brough Superior SS100 стал частью коллекции Мотомира Вячеслава Шеянова.

Brough Superior SS100 из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова” [1920×1080 FullHD]

Нужно отметить, что коммерческого успеха Джордж Браф не достиг и свой перфекционизм оплачивал из доходов от работы на оборонный заказ Великобритании. Однако, несомненно, этот гениальный харизматик пронес мечту своей молодости через всю свою жизнь и сумел её реализовать в этом действительно превосходном мотоцикле Brough Superior SS 100.

Производитель Brough Superior, Англия
Годы выпуска 1924 – 1940
Количество, шт 383
Стоимость 170 £
Стоимость в современных ценах 11011,52 $
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип двухцилиндровый V-образный
Объем двигателя, см3 980
Диаметр и ход поршня, мм 85,7 x 85
Мощность 45 л.с. при 4800 об / мин
Зажигание Магнето Lucas
Карбюратор Binks 1¼
Аккумулятор 6 В
Сцепление многодисковое
Коробка передач 3-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая
Передняя подвеска рычажная с фрикционным демпфером типа Castle
Задняя подвеска жесткая
Тормоза барабанные
Размеры колес 3,0 х 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 200*
Ширина, мм
   820*
Высота, мм
1 030*
Колесная база, мм
1 499
Клиренс, мм
   110*
Высота сидения
   770*
Масса, кг
   154
Емкость бензобака, л
     18
Максимальная скорость, км/ч
    210
Дальность, км
    350

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.


Литература:

PDF

The Book of the JAP Engine (англ.)

PDF