This entry is also available in: Английский Китайский

[gap size=”-30px”]





[content_band style=”color:white;” bg_color=”#ffba00″ bg_image=”/wp-content/uploads/2016/04/background-album-blue-web.jpg” border=”all”] [container] [gap size=”40px”] [column type=”1/2″ style=”width:30%;color:white;”] Аудиоверсия статьи:
[/column] [column type=”1/2″ style=”width:65%;color:white;” last=”true”]

[/column] [/container] [/content_band]


[gap size=”40px”]

Мотомириада №66


[dropcap style=”color:#ffffff; background:#313f4b;”]В[/dropcap] качестве пролога мы хотим поблагодарить человека, который собрал воедино всю доступную информацию об Indian 340 B. Это Мартин Богарт ( Martin M. Bogaert, Бельгия ), написавший книгу, в которой, в том числе, упомянул тех, благодаря кому вы читаете сейчас эту статью на русском. Если хотите узнать об этой модели больше – милости просим на поиски книги «An American in Paris…» (ISBN 90-805639-3-3).

История компании Indian Motorcycle Co. началась на велотреке в американской «глубинке» летом 1900 года. Для изготовителя велосипедов Джорджа Хенди (George Hendee) велогонки были не только бизнесом, но и образом жизни – он сам в недавнем прошлом был знаменитым гонщиком.

Инженер, Оскар Хедстрем (Oscar Hedstrom), пытался заинтересовать спортсменов мотоциклом своей постройки для гонок за лидером – очень популярным в ту пору видом соревнований, когда велосипедист, следуя в «вакуумном мешке» вслед за тяжелой машиной, мог развивать высокую скорость. Но в итоге он заинтересовал Хенди: промышленнику мотоцикл так понравился, что он предложил Оскару организовать совместное производство в г. Спрингфилд, Массачусетс. Партнеры решили дать своему детищу самое что ни на есть американское название – Indian, то есть, «индеец».
Первый мотоцикл компании Indian Motorcycle Co., увидевший свет в 1901 году, отличался весьма передовой для своего времени конструкцией: производитель отказался от привычной в то время велосипедной рамы. Специально созданная конструкция имела переднюю трубу большого диаметра, в которой были расположены сухие батареи системы зажигания. А роль подседельной трубы исполнял сам двигатель – одноцилиндровый, четырехтактный агрегат рабочим объемом 260 см3 и мощностью 1,75 л.с.

К сезону 1911 года был построен гоночный мотоцикл с двухцилиндровым, V-образным 1000-кубовым мотором. Эта машина вскоре покорила все американские рекорды скорости.
К 1914 году завод в Спрингфилде был крупнейшим производителем мотоциклов в мире, выпуская 25 000 единиц в год.

В 1919 году компания начала выпуск модели Scout (Скаут) c двухцилиндровым V-образным нижнеклапанным двигателем объёмом 606 см3 и мощностью 11 л.с. Модель известна как одна из самых популярных и надежных моделей Indian.

В 1922 году началось производство модели Chief, которая представляла собой увеличенную версию Скаута с двигателем объёмом 998 см3.

В следующем, 1923 году, публике была представлена модель Big Chief. «Big» (большой) указывало на увеличенный (74 кубических дюйма), по сравнению с «младшим» Chief (61 кубический дюйм) объем двигателя. «Младший» Chief пропал из брошюр Indian в 1928 году, в то время как «74» (который стал просто «Chief») оставался в производственных программах вплоть до 1948 года.

340 B – просто военный Chief?

Пока жители Америки были увлечены битвой между Indian и Harley-Davidson, двумя гигантами мотопромышленности, в Европе начиналась история одной из самых кровопролитных войн в истории.
Одним из значимых событий 1940 года стало обновление модельного ряда Indian Motorcycle Company, а именно, появление мягкой задней подвески, которую первыми получили четырехцилиндровый Indian Four (Фор) и Indian 74 (“Chief”). Изменения конструкции повлекли за собой увеличение размерности покрышек с 18×4.00 до 18×4.50, изменение формы щитка цепи, а также появление «закрытых» крыльев и центральной подножки. Впервые в истории компании появились воздушный и масляный фильтры. Масляный, по заверениям производителя, необходимо было менять каждые 8000 миль.
После нападения нацистской Германии на Польшу, Франция была вынуждена начать мобилизацию. Началась Странная война, во время которой Французское командование решило, что для успешного ведения боевых действий потребуется не менее 80,000 мотоциклов.

Производство французских военных мотоциклов таких как Terrot, Rene Gillet и Gnome-Rhone, достигло, к тому моменту, пика и не могло справиться с требуемым объемом в сжатые сроки, пришлось обращаться за помощью к другим странам.

Первые военные заказы на мототехнику были направлены в соседние страны, а именно в бельгийские F.N. и Gillet Herstal, которые также не смогли обеспечить достаточный объем требуемой техники. Gillet Herstal, например, выпустила всего 784 военных мотоцикла, часть из которых должна была поставить Франции, и то помешало немецкое вторжение… Подробнее об этом можно прочитать в статье посвященной Gillet Herstal 720 AF или 720 AB.

Итак, в день начала нового модельного года (1 Октября 1939 года), руководство Indian обозначило годовой план по выпуску мотоциклов – чуть больше 5,000 шт., а, учитывая, что Indian проигрывал Harley-Davidson по всем фронтам, это был довольно оптимистичный план. В дело вступил deus ex machina.

В Нью-Йорке размещалось постоянное представительство военного министерства Франции, основной задачей которой было приобретение запасных частей для авиатранспорта. После старта мобилизации делегация получила приказ провести закупку тяжелых мотоциклов с коляской, пассажирским сиденьем и шкалой спидометра проградуированной в км/ч. Французская делегация не запрашивала технические характеристики и не проводила тендеры, а просто направилась прямиком в штаб-квартиру Indian Motorcycle Company (Спрингфилд, Массачусетс).

Серийное производство новых моделей еще не началось, потому всё, чем располагали представители Indian, это были чертежи и рекламные проспекты новых моделей, а также опыт поставки военных Indian 339 в ряды Армии США.

Факт удивительный, но первое же посещение закончилось заключением контракта на поставку мотоциклов, внешне отличавшихся от гражданской версии «открытыми» крыльями и дополнительными аксессуарами. Так, например, обязательным условием поставки было наличие места для третьего бойца.

Контракт на поставку 5,000 мотоциклов Indian 340B был подписан 2 октября 1939 года и разом увеличил общий годовой объем выпускаемых мотоциклов вдвое! Конечно, сложно себе представить, как такое могло произойти без предварительных переговоров, но этом все, что известно об этом событии.

Почему, кстати, модель 340 с индексом “B”? Indian выпускал мотоциклы с двумя типами зажигания: магнето и катушка зажигания. Военные инструкции тех лет обозначали зажигание с использование катушки как батарейное. В зависимости от типа зажигания на картер двигателя была нанесена буква “M” (магнето) или ”B” (батарейное).

А как насчёт цифр 340, спросите вы? В соответствии со стандартным обозначением Indian Motorcycle Manufacturing Company, «3» – обозначает «Chief» (или «Big Twin», или «74»), в то время как «40» это год выпуска конкретной модели. Например, Indian Four из коллекции мотоциклов «Мотомир Вячеслава Шеянова» обозначался как Indian 440, где “4” это код модели, а 40 это год выпуска.

Отличия французской модели 340 B

Все мотоциклы из Французского заказа имели номера двигателя состоящие из букв CAV и номера двигателя от 1 до 5000. На мотоциклы, выпущенные для армий других стран, выпуск которых начался в 1940 году, наносились номера вида CD0 ####.

Первым и самым бросающимся в глаза отличием Французской версии стал хромированный сигнал над фарой. Такие сигналы были стандартным аксессуаром на гражданских версиях Chief с 1930 до 1939 годов и перекочевали на военный Indian 340 B первых версий.

CAV Indian 340 B

Вторым важным отличием стало наличие пассажирского сидения. Внешне оно напоминает европейское Lycett, но с нанесенным на него логотипом Indian Motorcycle Company и было изготовлено в США. На фотографиях того периода можно встретить два типа сидения, внешний вид и способ крепления которого зависели от даты производства мотоцикла. Так, на более ранние модели с номерами двигателей CAV от 1 до 2699 сиденье устанавливалось ближе к водителю, а ручка пассажира крепилась к крылу двумя болтами.

CAV Indian 340 B

Поскольку французская модель 340 B была, по сути, модификацией одноместного гражданского мотоцикла, инженерами не было спроектировано место для крепления задних подножек. Для левой, по ходу движения, подножки место нашлось на на раме мотоцикла, правую же пришлось закрепить на рамке коляски, причем на отличном от седока расстоянии. Это привело к тому, что пассажирам французских Indian 340 B приходилось сидеть немного “наперекосяк”. Не очень то похоже на продуманную конструкцию, верно?

На фотографиях периода оккупации Франции можно увидеть жандармов, запечатленных на одиночных мотоциклах Indian 340B с пассажирским сиденьем, но без второй подножки. Это ещё раз подтверждает, что Indian не поставлял во Францию одиночных версий мотоцикла, и если вы где то увидели одиночный CAV, знайте, что его коляска была утеряна.

CAV Indian 340 B

Как мы уже писали выше, одним из требований Французского министерства был спидометр, проградуированный в «км/ч», вместо привычных для американцев «милей». Потому, несмотря на то, что спидометр Corbin производился в США для внутреннего рынка, шкала на нем размечена до 200 км/ч вместо максимальных 130 миль/час.

CAV Indian 340 B

Еще одним отличием, которое вы найдете только на французских Chief, является предупреждающая табличка, которая размещена на фаре головного света, вместо инструментального ящика. Текст на табличке гласит: “Внимание, переведи переключатель в положение “OFF” или “P”, иначе батарея и катушка станут нерабочими”. Существует мнение, что французские военные привыкли к использованию мотоциклов с системой зажигания от магнето, которое не требовало заряженной батареи для старта двигателя, и могли оставить переключатель в позиции «ON» (включено), что приводило бы к полному разряду батареи и невозможности запуска двигателя. Видимо, чтобы избежать подобных казусов, предупреждающий знак был установлен на фаре, прямо перед водителем.

Отчасти мы можем объяснить подобные предосторожности тем, что практика заказов зарубежной мототехники неизбежно начиналась с обучения “ядра” обслуживающего технику персонала, а именно инженеров, техников и инструкторов. Именно это “ядро” обучало новобранцев особенностям управления каждым из видов техники, а как мы уже знаем, ускоренные темпы поставки не оставили возможности соблюсти все необходимые требования.

CAV Indian 340 B

Продолжая тему электрооборудования, стоит упомянуть, что на ранних версиях был установлен переключатель ближнего/дальнего света Mico, отличный по форме от более поздних версий. Также на ранних версиях присутствовала предохранительная коробка, которая располагалась под водительским сиденьем. Такую же можно было увидеть на Indian 440, но после 1940 производитель отказался от её использования.

Ещё одним важным отличием Французского Indian 340 B стало отсутствие габаритного фонаря коляски. Если же вы начнёте рассматривать архивные фотографии сделанные в Великобритании до 1941 года, то не стоит удивляться фонарям на колясках ранних Indian CAV – это самодельные модификации.

CAV Indian 340 B

Баки французского Indian 340B не отличались по форме от примененных на гражданских собратьях, однако крышки заливных горловин были без привычной для моделей тех лет надписи OIL (масло) на заливной горловине соответствующего бака. Поскольку, как мы уже упоминали, времени на обучение «ядра» персонала не было, на баки были нанесены декали (наклейки) с надписями «CARBURANT» и «HUILE» на бензиновый и масляный баки соответственно.

CAV Indian 340 B

Ранее мы уже говорили, что модели Chief 1940 г.в. получили покрышки увеличенного размера, однако, французские Indian 340B комплектовались покрышками размерностью 4,00 х 18 и были оснащены запасным колесом, которое крепилось на коляске.

CAV Indian 340 B


А теперь давайте сведем воедино информацию по всем версиям военных Indian Chief, включая как французские, так и более поздние версии, поставлявшиеся, в том числе, и в СССР по программе Ленд-Лиз.

Классификация военных Indian Chief
Модель Версия Особенности модели
1 340 CAV Сигнал c индейцем; Сиденье пассажира с подножками и ручкой пассажира; Серые резинки руля; Переключатель Mico; Масляный фильтр Purolator; Карбюратор Schebler DLX-130; Круглый воздушный фильтр; Спидометр Corbin 200 км/ч; Ящик для инструментов, установленный за педалью  сцепления; Предупреждающий знак на переднем фонаре; Бензокраны «бабочки»; Панель предохранителей под седлом; Подножки с резиновым покрытием; Изогнутый тормозной рычаг; Стандартная крышка защиты цепи.
2 340 Ver 1940 – Type I Сигнал c индейцем; Серые резинки руля; Переключатель Mico; Масляный фильтр Purolator; Карбюратор Schebler DLX-130; Круглый воздушный фильтр; Спидометр Corbin 130 миль/час; Ящик для инструментов, установленный за педалью  сцепления; Предупреждающий знак на ящике для инструментов; Бензокраны «бабочки»; Панель предохранителей под седлом; Подножки с резиновым покрытием; Изогнутый тормозной рычаг; Стандартная крышка защиты цепи.
3 340 Ver 1940 – Type II Сигнал c шевроном; Черные прямые резинки руля; Переключатель Mico; Отсутствует масляный фильтр; Карбюратор Linkert M-341; Круглый воздушный фильтр; Спидометр Corbin 130 миль/час; Ящик для инструментов, установленный за педалью  сцепления; Предупреждающий знак на ящике для инструментов; Защитная дуга; Бензокраны «бабочки»; Панель предохранителей под седлом; Подножки с резиновым покрытием; Изогнутый тормозной рычаг; Стандартная крышка защиты цепи; Фонарь на крыле коляски.
4 340-B Ver 1941 Сигнал c шевроном; Черные прямые резинки руля; Масляный воздушный фильтр Houde; Переключатель Harley-Davidson; Карбюратор Linkert M-341; Спидометр Corbin 110 миль/час; Ящик для инструментов, установленный на заднем крыле; Предупреждающий знак на левом бензобаке; Защитная дуга; Бензокраны «бабочки»; Панель предохранителей отсутствует; Подножки с резиновым покрытием; Прямой тормозной рычаг; Усиленная крышка защиты цепи; Фонарь на крыле коляски.
5 344 Ver P-EU (Полицейская, для рынка США) Сигнал c шевроном; Черные прямые резинки руля; Круглый воздушный фильтр; Переключатель с ключом; Карбюратор Linkert M-344; Спидометр Corbin 110 миль/час; Ящик для инструментов, установленный на заднем крыле; Отверстие в картере для регулировки опережения; Защитная дуга; Бензокраны прямого типа; Панель предохранителей отсутствует; Подножки с местом для багажа; «Indian Chief» на обоих баках; Прямой тормозной рычаг; Стандартная крышка защиты цепи; Педаль кикстартера без резинового покрытия.
6 344 Ver L-L (Ленд-Лиз) Сигнал c шевроном; Черные прямые резинки руля; Масляный воздушный фильтр Houde; Переключатель Harley-Davidson; Карбюратор Linkert M-344; Подножки увеличенные, металлические; Спидометр Corbin 110 миль/час; Светомаскирующее освещение; Отверстие в картере для регулировки опережения; Скоба крепления радио; Ящик для инструментов, установленный на заднем крыле; Предупреждающий знак на левом бензобаке; Защитная дуга; Бензокраны прямого типа; Панель предохранителей отсутствует; Прямой тормозной рычаг; Стандартная крышка защиты цепи; Педаль кикстартера без резинового покрытия; Коляска установлена с левой стороны.

Первого апреля 1940 года во Францию было доставлено 890 Indian 340 B. Из них 700 было полностью собрано и готово к бою, остальным же предстояла крупноузловая сборка, т.к. они были поставлены в деревянных контейнерах. К 20 Апреля 1940 доставили еще 1560 машин, из которых 1060 были собранными. Очевидцы рассказывают, что Французские инженеры вовсю инспектировали новые машины и обучали пилотов управлению и обслуживанию машин на поле боя. Никто и предположить не мог, что всего через месяц сопротивление Франции будет сломлено.

Последним оплотом борьбы с надвигающейся нацистской угрозой стал пляж Дюнкерк, эвакуацией с которого окончилось открытое сопротивление французов. Судьбу военного Indian 340 можно сравнить с историей Norton Big 4 из коллекции мотоциклов «Мотомир Вячеслава Шеянова», который, также как и его английский собрат, был захвачен силами врага. Многие мотоциклы перекрашивались в стандартные для военных немецких мотоциклов цвета и продолжали нести службу.

Легенда о том, что немецкая подлодка потопила транспортный корабль, на котором было около 2,500 французских Indian 340, не более чем миф. Номера двигателей, на найденных мистером Богартом военных Indian Chief, следуют от 1 до 5000 с пропусками не более чем в 161 единицу, а это уже само по себе является отличным опровержением.

Тем временем, поскольку компания Indian продолжала выпуск военных мотоциклов вплоть до самой капитуляции Франции, на складе в Спрингфилде образовалась небольшая партия, так и не доставленная во Францию. 29 Июля 1940 г. правительство США отправило 325 мотоциклов этой партии в Великобританию, а оставшиеся 150 шт. в Канаду.

Производство и совершенствование военных Indian Chief продолжалось вплоть до окончания войны, при этом все последующие модификации, а также каталоги запчастей и инструкции по эксплуатации были основаны на французской версии Indian 340 B (CAV), которую мы смело называем основоположником военного Indian Chief.

Источники:
https://www.indianmotorcycle.in/
An American in Paris… (ISBN 90-805639-3-3)


 

Производитель Indian Motorcycle Co., г. Cпрингфилд, Массачусетс, США
Годы выпуска 1940 – 1942
Количество, шт 5 000
Стоимость 97 £
Стоимость в современных ценах 6 316,8 $
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип V-образный, 2-цилиндровый, воздушного охлаждения
Объем двигателя, см3 1 206
Диаметр и ход поршня, мм 82,55 х 112,71
Мощность 30 л.с. при 4000 об / мин.
Зажигание магнето
Карбюратор Schebler
Аккумулятор
Сцепление многодисковое в масляной ванне
Коробка передач 3-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая, одинарная
Передняя подвеска рессора с ведущим рычагом
Задняя подвеска свечная
Тормоза барабанные
Размеры колес 4,50 х 18 (3 колеса)
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 477
Ширина, мм
2 248
Высота, мм
1 118
Колесная база, мм
1 562
Клиренс, мм
   133
Высота сидения, мм
Масса, кг
   383
Емкость бензобака, л
     13,2
Максимальная скорость, км/ч
    88
Дальность, км
[clear] [gap size=”40px”] [lightbox selector=”.gallery-icon a”] [lightbox selector=”.motorcycle-lightbox” deeplink=”false” opacity=”0.875″ prev_scale=”0.75″ prev_opacity=”0.75″ next_scale=”0.75″ next_opacity=”0.75″ orientation=”horizontal” thumbnails=”false”]


[gap size=”40px”]