This entry is also available in: Английский Немецкий



Мотомириада №83

Небольшой немецкий производитель мотоциклов Франц Бюкер (Franz Bücker) открыл свой завод по производству мотоциклов в Оберурзеле (нем. Oberursel) в 1922 году. Первоначально завод был открыт в центре города, но с 1930 года Бюкер перенес производство на крупную фабрику, которая расположилась напротив завода по производству двигателей в МО (Motorenfabrik Oberursel).

Büсker 1000 cc

Motorenfabrik Oberursel (сокр. МО) начала выпуск небольших бензиновых двигателей Gnome в 1900 году, позднее продав лицензию на производство своих двигателей братьям Сегуин (Seguin). Братья Сегуин, взяв за основу немецкий двигатель Gnome, начали производство 7-цилиндровых авиадвигателей Gnome Omega в 1908 году. Четырьмя годами позже братьям пришлось вступить в конкурентную схватку с компанией Le Rhône, которая начала выпуск 7-цилиндровых авиадвигателей 7C, а чуть позже и 9-цилиндровых 9С. В 1915 году компании объединились, образовав знаменитую компанию Gnome et Rhône.

Двигатели обеих упомянутых выше компаний выпускались на Motorenfabrik Oberursel по лицензии, но под собственным названием. К началу Первой мировой войны Oberursel U.I (который был лицензированной версией французского Gnome Monosoupape Type 9B) оказался самым эффективным немецким двигателем в соотношении мощность-вес. Двигатель U.I использовался на известных немецких истребителях Fokker Dr.1, а более мощные версии французских двигателей – на других «Фоккерах».

Франц Бюккер был одним из сотрудников Motorenfabrik Oberursel во время Первой мировой войны и участвовал в производстве авиадвигателей. К окончанию войны Бюккер стал талантливым инженером, имеющим достаточно опыта, чтобы начать собственное производство, что он и сделал.

Büсker 1000 cc

Франц признавал, что победа в гонках была единственным надежным способом привлечь внимание потенциальных покупателей и получить признание для своего бренда. В результате он принял участие в ряде спортивных мероприятий, многие из которых выиграл на мотоциклах собственного производства. Одной из причин его успеха была бескомпромиссная надежность мотоциклов Büсker, в то время, когда надежность не была сама собой разумеющейся в мире мотоциклов.

Первоначально, как и многие другие немецкие производители мотоциклов, Бюккер использовал для своих мотоциклов двигатели различных марок, такие как: BEKAMO, GRADE, RINNE, BLACKBURNE и английский JAP. Самым «объемным» в линейке мотоциклов Bücker был двухцилиндровый V-образный двигатель JAP объемом 1000 куб. см мощностью до 45 л.с., что было огромным достижением в то время. Для сравнения: немецкий Horex S8 с двигателем собственной разработки, который считается очень престижным гоночным мотоциклом, развивал мощность в 30 л.с. при 5000 об / мин.

Двигатель Büсker

Horex S8 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»


Максимальная скорость Büсker 1000 превышала 100 миль/час (168 км/ч), что фактически делало его одним из самых быстрых мотоциклов мира, ставя в один ряд с такими легендами как «Гордость Британии» Brough Superior SS100, его главный конкурент Coventry-Eagle 980cc Flying-8 OHV, немецкий Tornax III/30 и американский Henderson KJ. Совершенно точно, что человек желавший разогнаться до подобных скоростей в 30-е годы либо не боялся смерти, либо в глубине души её желал – шины и тормоза в не были рассчитаны на подобные скорости.

Brough Superior SS100 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Tornax III/30 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Henderson KJ из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»



С 1933 года модельный ряд Bücker состоял из мотоциклов с верхне- и нижнеклапанными двигателями COLUMBUS и MAG объемом от 200 до 600 куб. см. и малокубатурными (всего 100 куб. см.) двухтактными двигателями Ilo & Fichtel. Бывший флагман, 1000-кубовая машина с двигателем JAP, больше не встречался в программе продаж.

Тем не менее, Бюккер добивался призовых мест в местных гонках, но уже на мотоцикле с 250-кубовым двигателем JAP, который появился в продаже с 1930 года. С годами Франц начал нанимать гонщиков для участия в соревнованиях на мотоцикле Bücker-JAP, и хоть те не всегда могли конкурировать с более современными заводскими гоночными машинами от NSU и DKW, продажи в Германии шли хорошо. Имя Büсker продолжало ассоциироваться с производителем первоклассных и надежных мотоциклов.

Büсker 1000 cc

Во время Второй мировой войны завод Франца Бюккера производил различные запасные части по заказу Вермахта и вел активную оборону. После окончания войны завод использовался американцами как ремонтная мастерская для американских грузовиков. Подобная работа продолжалась до 1948 года, когда Бюккеру было разрешено снова начать производство мотоциклов.

Как и многие другие производители, первыми в производственную линейку Бюккер вернул довоенные мотоциклы, но решил не останавливаться на этом. Среди прочего он начал проектировать и создавать собственные тормозные системы, детали электрооборудования, рули, суппорты и детали подвески, что сделало его настоящим фабрикантом. В 1949 году, наемный гонщик Фридель Шон выиграл первый со времен Второй мировой войны немецкий чемпионат в классе с безнаддувными двигателями на 250-кубовом довоенном Bücker-JAP.

Büсker 1000 cc

Первыми новыми послевоенными мотоциклами Bücker стали модели Ilona 1 с одноцилиндровым двухтактным двигателем ILO объемом 250 куб. см. и Ilona 2 с двухцилиндровым двигателем ILO 250 куб. см. Двигатели были настолько удачными и мощными, что мотоциклы Büсker закупили полицейские участки в Гессене, которые использовали их с коляской Steib. Интересно, что полицейская версия с коляской Steib была такой же, какую любой желающий мог купить у местного дилера – надежность мотоцикла была такова, что не было необходимости её дополнительно модифицировать. До 1958 года в дополнение к ILONA выпускались мотоциклы с двигателями ILO 125, 175 и 200 куб.

Благодаря выносливым двигателям и высокому качеству сборки, мотоциклы Bücker по-прежнему считались надежными машинами, подходящими для езды по бездорожью. Руководил производством зять Бюкера Генрих Вальц, который пришел в семью и компанию после войны. Именно он участвовал в создании послевоенной программы мотоциклов и добился многих спортивных успехов.

Büсker 1000 cc

Первыми новыми послевоенными мотоциклами Bücker стали модели Ilona 1 с одноцилиндровым двухтактным двигателем ILO объемом 250 куб. см. и Ilona 2 с двухцилиндровым двигателем ILO 250 куб. см. Двигатели были настолько удачными и мощными, что мотоциклы Büсker закупили полицейские участки в Гессене, которые использовали их с коляской Steib. Интересно, что полицейская версия с коляской Steib была такой же, какую любой желающий мог купить у местного дилера – надежность мотоцикла была такова, что не было необходимости её дополнительно модифицировать. До 1958 года в дополнение к ILONA выпускались мотоциклы с двигателями ILO 125, 175 и 200 куб.

Благодаря выносливым двигателям и высокому качеству сборки, мотоциклы Bücker по-прежнему считались надежными машинами, подходящими для езды по бездорожью. Руководил производством зять Бюкера Генрих Вальц, который пришел в семью и компанию после войны. Именно он участвовал в создании послевоенной программы мотоциклов и добился многих спортивных успехов.

Выражаем благодарность Бруно и Наталье Шмюк (Bruno and Natalia Schmück) за помощь в подготовке и редактировании текста.

 

Производитель Franz Bücker, Fahrzeugbau, Оберурзель, Германия
Годы выпуска 1925 – 1930
Количество, шт
Стоимость 2775 RM
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип четырехтактный
Объем двигателя, см3 1000
Диаметр и ход поршня, мм 85 х 85.7
Мощность 22 л.с. при 3700 об/мин
Зажигание Bosch D1BLS149
Карбюратор K 125
Аккумулятор
Сцепление
Коробка передач Sturmey-Archer, 3-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы
Передняя подвеска параллелограммная
Задняя подвеска жёсткая
Тормоза барабанные
Размеры колес Переднее – 3,5х26, заднее – 3,25х20
РАЗМЕРЫ
Длина, мм 2 200*
Ширина, мм 780*
Высота, мм 1 000*
Колесная база, мм 1 430*
Клиренс, мм 120*
Высота сидения, мм 700*
Масса, кг
  
Емкость бензобака, л
 
Максимальная скорость, км/ч
 175 
Дальность, км  

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.