Аудиоверсия статьи:

Мотомириада №78

В 1940 году по заказу военных компания Moto-Gilera начала производство серии армейских моторизированных транспортных средств, прототипом которой послужила модель LTE с нижнеклапанным двигателем рабочим объемом 499 см3 и мощностью 10 л. с. Трехколесная, грузовая модификация получила имя Mercurio.

Сразу за водительским сидением, к раме мотоцикла, крепилась грузовая платформа с деревянными бортами. Данная модификация имела карданный привод и цельнометаллические колеса.

Трицикл получился надежным и мощным, на нем стоял тот же двигатель, что и на Gilera Saturno, но с повернутым на 90° цилиндром. Коробка передач имела 4 скорости, ограничитель хода и задний ход. Грузовая платформа устанавливалась на автомобильное шасси. Было выпущено почти 1000 экземпляров для Итальянской армии (июль 1943 г.), которая эксплуатировала их всего 2 месяца, до выхода Италии из войны. После возвращения в Италию они использовались подразделениями ИСР (Итальянской социальной республики). Gilera производила только одну модель грузового трицикла для военных целей, а Moto Guzzi производила две: ER и 600U. Отдаленно похожие модели производились фирмами Sertum (модель 500 M.C.M. 06) и Bianchi (модель 500 M.C.U.).

Moto Guzzi E.R. из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Moto Guzzi 600U из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Помимо версии с 500-кубовым мотором, модель Mercurio выпускалась также в гражданской версии с двигателем объемом 600 см3. Грузоподъемность трицикла составляла 1000 кг. Большой кузов Mercurio использовался для транспортировки тяжелых пулеметов, минометов и боеприпасов. Армейская версия комплектовалась также маскировочным освещением и запасным колесом.

Трициклы Gilera Mercurio пользовались популярностью и после войны. Их продажи гражданскому населению продолжались более 20 лет, до 1963 года.

Производитель Moto-Gilera, г.Милан, Италия
Годы выпуска 1940 – 1962
Количество, шт  1000
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 4-тактный, 1-цилиндровый, нижнеклапанный
Объем двигателя, см3 499
Диаметр и ход поршня, мм 84 х 90
Мощность 18 л.с. при 4100 об / мин.
Зажигание магнето, Marelli MLA 42
Карбюратор Dell’Orto MC26F
Аккумулятор
Сцепление сухое однодисковое
Коробка передач 4-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая сварная
Передняя подвеска параллелограммная, армированная штампованным металлом
Задняя подвеска листовые рессоры
Тормоза барабанные на переднем и задних колесах
Размеры колес переднее 3,50 х 19, задние 6,0 х 16
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
3 560
Ширина, мм
1 500
Высота, мм
2 070
Колесная база, мм
2 230
Клиренс, мм
   195
Высота сидения, мм
910*
Масса, кг
   580
Емкость бензобака, л
     14,5
Максимальная скорость, км/ч
  55
Дальность, км
   200

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.

Возвращение к жизни

Экземпляр коллекции с номером двигателя и рамы 352018 был приобретен в апреле 2013 года и отреставрирован в мастерской Костантино Фронталини в Италии.

“Я уже несколько лет знал о существовании этого образца и выбрал его потому, что он был полностью укомплектован и в хорошем состоянии. После войны его перекрасили в гражданскую расцветку и использовали на стадии послевоенной реконструкции в 50-е годы. Мне пришлось полностью перебрать двигатель, перекрасить шасси и кузов, после чего перейти к технической проверке транспортного средства на дороге. На нем не было особенных тактических знаков, за исключением надписей по бокам, которые говорили о принадлежности к Смешанной роте № 16, надпись с передней стороны указывала грузоподъемность, круглая табличка с задней стороны указывала номер полка и более мелкого подразделения, которому принадлежало транспортное средство. Мы установили передние и задние номерные знаки, применявшиеся в Итальянских королевских вооруженных силах до 1943 г.; на передней части кузова нанесли отлитый из алюминия герб Итальянских королевских вооруженных сил. Транспортное средство было покрашено в классический серо-зеленый цвет Итальянских королевских вооруженных сил (Lechler ASI 8056).”

Костантино Фронталини

Фотографии реставрационного процесса:

  • Трицикл до реставрации:
  • Разборка, ремонт механических агрегатов, пескоструйная обработка:
  • Покраска, сборка:
  • Нанесение тактических знаков:
  • Трицикл после реставрации:

Выражаем огромную благодарность сеньору Костантино Фронталини и его команде!