Moto Guzzi 600 U trike


Мотомириада №65

Можно только позавидовать смелости и техническому таланту Карло Гуцци. Почти сто лет назад он спроектировал двигатель, совершенно не похожий на всё, что выпускала тогда мотоциклетная промышленность. И этот мотор оказался настолько удачным, что без особых изменений выпускался до 1980 года! За все время производства не поменялась даже размерность «пятисотки»: 88х82 мм. А самым «революционным» изменением стал переход от схемы «клапан над клапаном» к чисто верхнеклапанной в 30-е годы.

Отличные технические параметры мотоциклов, высокое качество изготовления и спортивные успехи (Гвиндо Ментасти выиграл Гран-При Европы в 1924 году) быстро вывели компанию Moto Guzzi в число ведущих итальянских мотопроизводителей. Её положение укрепилось ещё больше, когда в 1928 году параллельно с мотоциклом-одиночкой фирма начала производство трёхколёсных мотогрузовичков (по-итальянски motocarro) с большой степенью унификации (силовой агрегат, передняя вилка, элементы рамы) с двухколёсными машинами.

Трёхколёсные Moto Guzzi быстро совершенствовались: если первый tipo 107, располагавший двигателем мощностью 13,2 л.с., мог перевозить лишь 350 кг груза, то модель ER 1938 года с мотором мощностью 17,8 л.с. могла увезти уже целую тонну! Уже в начале 30-х годов на эти аппараты обратили внимание и военные. Здесь надо отметить итальянскую специфику: если в других странах армия требовала мотоциклы с коляской, то на Апеннинах она практически всецело полагалась на мотогрузовики (помимо Moto Guzzi, их выпускали компании Benelli, Gilera и многие другие). Пожалуй, лишь в Японии военные уделяли трициклам столько внимания.

Moto Guzzi ER из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

Daihatsu SB-7 из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

В начале Второй мировой войны итальянские военные и спецслужбы располагали армейскими версиями цивильных мотогрузовиков, а также созданной специально для фронта трёхколёсной модификацией военного мотоцикла Moto Guzzi Alce – Trialce. Но Trialce был сравнительно лёгким аппаратом, грузоподьёмностью 500 кг. К тому же 9 августа 1941 года министерство обороны издало приказ о «стандартизации мотоциклов и мотогрузовиков» в стремлении добиться хотя бы минимальной унификации для облегчения снабжения запчастями.

Во исполнение этого приказа конструкторы компании разработали в 1942 году тяжёлый трицикл (грузоподъёмностью 1000 кг) Moto Guzzi tipo U (U – от слова unificato, «унифицированный»). За основу они взяли модель ER 1938 года, но значительно её переработали. Одноцилиндровый четырёхтактный двигатель имел характерный для марки «лежачий» цилиндр, но расположенный не строго горизонтально, как на других моделях Moto Guzzi, а слегка повёрнутый вверх. Цилиндр, имевший горизонтальное оребрение, и головка цилиндра изготовлены из чугуна. Впервые на мотогрузовиках Moto Guzzi было применено принудительное охлаждение – правда, довольно примитивное: вентилятор был заключён в общий кожух с маховиком и гнал воздух вперёд, но цилиндр не был снабжён типичной для такой схемы рубашкой. Распредвал располагался в картере, от него в закрытой трубке шли штанги, через коромысла воздействовавшие на установленные в головке цилиндра клапаны. Клапаны имели шпилечные пружины, что обеспечивало меньшую длину всего агрегата, но большие габариты самих пружин не позволяли их закрыть, так что механизм был открыт для попадания грязи. В блоке с двигателем располагалась трёхступенчатая коробка передач, с передачей заднего хода. Новшеством стал демультипликатор (понижающая передача), так что в целом аппарат имел шесть передач для движения вперёд и две для движения назад. Передача на задний мост осуществлялась роликовой цепью, с промежуточными звёздочками во избежание излишней длины.

Moto Guzzi 600 U с пулемётом Breda 37

Шасси Moto Guzzi tipo U внушало доверие своей монументальностью. Впереди стояла параллелограммная вилка с мощными штампованными перьями, сзади – неразрезной мост, подвешенный на рессорах. Рама была выполнена из профильного проката. Впереди устанавливалось или спицованное колесо мотоциклетного типа, или дисковое автомобильного, сзади – безальтернативно дисковые. Водителя защищали большие наколенные щитки. На бортовой платформе устанавливались кронштейны для крепления запасного колеса и канистр. Впрочем, чаще tipo U использовался не как грузовик: мощное шасси позволяло устанавливать различные системы вооружения.

Во время войны державы Оси столкнулись с дефицитом бензина. Выходом из положения стало применение газогенераторных установок, позволявших получать горючий газ из древесины. Испытывались такие установки и на Moto Guzzi tipo U.

После войны на основе Moto Guzzi tipo U был создан мотогрузовик Ercole («Геркулес») – самый популярный из итальянских motocarro, выпускавшийся до 1980 года!

 

Производитель Societa Antonima Moto Guzzi, г. Мандело дель Ларио, Италия
Годы выпуска 1943-1945
Количество, шт
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 1-цилиндровый, 4-тактный с горизонтальным расположением цилиндра
Объем двигателя, см3 498,4
Диаметр и ход поршня, мм 88 х 82
Мощность 17,8 л.с. при 4300 об / мин.
Зажигание магнето
Карбюратор Dell’Orto 2 MC 25
Аккумулятор
Сцепление многодисковое, в масляной ванне
Коробка передач 3-ступенчатая, есть задняя передача
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы из прессованной стали
Передняя подвеска параллелограммная с фрикционным демпфером
Задняя подвеска листовые рессоры
Тормоза барабанные
Размеры колес 6.00 x 16
РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3790*
Ширина, мм 1450*
Высота, мм 1120*
Колесная база, мм 2300*
Клиренс, мм 220*
Высота сидения, мм 850*
Масса, кг
  800*
Емкость бензобака, л
  11
Максимальная скорость, км/ч
   60
Дальность, км  200

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.