Аудиоверсия статьи:

Мотомириада №74

К концу 1930-х гг. у компании Moto Guzzi сложились прочные деловые отношения с итальянской армией. Трициклы Moto Guzzi были популярны у военных благодаря их относительной дешевизне, грузоподъемности и хорошим ходовым качествам.

Компания Moto Guzzi не придумала трицикл, но она “изобрела его заново” и к концу 1930-х гг. довела до совершенства, с 1928 г. разработав с полдюжины разнообразных моделей (Moto Guzzi Mototriciclo 32, Moto Guzzi Trialce, Moto Guzzi Mulo Meccanico, Moto Guzzi 600 U и др.).

Moto Guzzi Mulo Meccanico из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Moto Guzzi Mototriciclo 32 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Moto Guzzi E.R., выпускавшийся с 1938 по 1942 гг., стал по сравнению с предыдущими моделями огромным шагом вперед для Moto Guzzi. Трицикл получил новую прочную раму из прессованной стали. Из того же материала были изготовлены диски задних колес и поддерживающие их поворотные кронштейны. Коробка передач в одном блоке с двигателем имела три передние и одну заднюю скорость. Грузоподъемность E.R. возросла до 1000 кг. Привод трицикла осуществлялся при помощи цепи, однако простой ленточный тормоз был заменен двумя механически управляемыми барабанными тормозами.

Действующая армия редко использовала модель E.R. Основным местом ее применения стали Национальные Силы Противовоздушной Обороны (UNPA) Италии. Трицикл активно использовался UNPA для разбора завалов и тушения пожаров. Его специально оборудованный кузов вмещал широкий набор инструментов.

Сама же организация UNPA была основана в 1934 г. и оставила противоречивое впечатление в памяти поколений. Во время войны Италия подверглась массированным бомбардировкам. Борцы UNPA тогда спасли много человеческих жизней, доставая людей из завалов. У организации были широкие полномочия. Гражданское население обязано было под угрозой наказания оказывать UNPA любое содействие.

С другой стороны в UNPA набирали в основном не пригодных для службы мужчин. Ближе к концу войны в UNPA стали рекрутировать женщин и стариков. При этом некоторые итальянцы поступали на службу в UNPA, чтобы “откосить” от армии. В Сицилии до сих пор сохранилась присказка “идиот из UNPA” (babbu ill’unpa).

Производитель Societa Antonima Moto Guzzi, г. Мандело дель Ларио, Италия
Годы выпуска 1938 – 1942
Количество, шт 4 319
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 4-тактный с горизонтальным расположением цилиндра
Объем двигателя, см3 498,4
Диаметр и ход поршня, мм 88 x 82
Мощность 17,8 л.с. при 4300 об / мин.
Зажигание магнето
Карбюратор Dell’Orto 2 MC 25
Аккумулятор
Сцепление многодисковое, в масляной ванне
Коробка передач 3-ступенчатая, есть задняя передача
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы из пресованной стали
Передняя подвеска параллелограммная с фрикционным демпфером
Задняя подвеска листовые рессоры
Тормоза барабанные
Размеры колес переднее 19 x 3,50, задние 19 x 4,00
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
3 950*
Ширина, мм
1 560*
Высота, мм
1 650*
Колесная база, мм
1 880
Клиренс, мм
160*
Высота сидения, мм
760*
Масса, кг
   322
Емкость бензобака, л
     11
Максимальная скорость, км/ч
     60
Дальность, км
   200

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.

Возвращение к жизни

Экземпляр из собрания Мотомира Вячеслава Шеянова полностью аутентичен, он использовался UNPA во время Второй мировой войны. Реставратор Костантино Фронталини обнаружил на крыльях следы оригинальной белой краски – только UNPA использовала этот цвет в своей технике. Трицикл был найден в Австрии, а принадлежащие ему документы чудом обнаружились в Италии. Проанализировав документы и оригинальный номерной знак, был восстановлен регион применения Moto Guzzi E.R. — автономный регион Трентино-Альто-Адидже на севере Италии.
Основной проблемой при реставрации стал поиск оригинальных запчастей. Благодаря привлечению известных итальянских экспертов и коллекционеров, посещению множества мотоциклетных ярмарок и ярмарок военной техники, конечный результат был более чем удовлетворительным: менее чем за год все недостающие компоненты были найдены, причем в отличном состоянии. Благодаря имеющейся документации, была идеально восстановлена надпись U.N.P.A., а химический анализ оригинальной краски позволил восстановить сложный оттенок белого. Завершающая часть реставрации была посвящена испытаниям. Несмотря на размеры, вес и небольшой объем двигателя, транспортное средство оказалось очень эффективным при езде, как по трассе, так и по бездорожью.

  • Трицикл до реставрации:

Этапы восстановления:

  • Разборка и пескоструйная обработка:
  • Покраска:
  • Антикоррозийная обработка элементов двигателя:
  • Ремонт механических частей двигателя:
  • Предварительная сборка:
  • Установка двигателя:
  • Ремонт задней оси:
  • Реставрация топливного бака:
  • Установка задних колес:
  • Изготовление/установка щитков для защиты ног:
  • Изготовление деревянного кузова:
  • Реставрация аксессуаров:
  • Финальная покраска:
  • Финальная сборка:
  • Первый выезд:
  • Установка деревянного кузова и аксессуаров:
  • Завершение реставрации и дорожные испытания:

Выражаем огромную благодарность сеньору Костантино Фронталини и его команде!