This entry is also available in: Английский Китайский



Мотомириада №85

В конце 20-х гг. практически все европейские страны начали готовиться к следующей войне. Первым “звоночком” стала разрабокта полугусеничных автомобилей и мотоциклы, которые, несмотря не кажущуюся перспективность, широко распространения так и не получили.

В истории французских гусеничных мотоциклов большую роль сыграла компания René-Gillet.

31 июля 1931 года Андре Мажино, военный министр Франции, попросил René Gillet провести испытания двух внедорожных мотоциклов. 10 апреля 1933 года полковник Мамесье (Mammessier) в ответ на запрос о результатах тестов получил следующее письмо от лица фирмы René-Gillet: «В ответ на Ваше письмо, мы получили возможность представить наш прототип 30 марта 1933 года генералу Балли и сотрудникам службы инспекции исследований и технических экспериментов артиллерии. Генерал Балли попросил нас внести важные изменения в первый прототип и принять их во внимание во время строительства второго прототипа. Мы занимаемся этой работой, которая изменяет принцип действия машины, чтобы улучшить показатели. Как только мы сможем, мы доставим оба прототипа».

Машина, построенная по просьбе Министерства Обороны, достойна звания чудовища Франкенштейна: монстр с тремя гусеницами, которые заменили собой колеса, весил 600 кг. Генерал Балли понимая нежизнеспособность подобной конструкции попросил об изменениях и 13 декабря 1933 года компания René-Gillet представила второй прототип. Это был мотоцикл с двигателем типа «J» перенесенным вперед на 20 см для смещения центра тяжести.

Первый тест новой машины весом 100 кг провели 4 января 1934 года. Машину преследовали сплошные неудачи: рвалась гусеница, двигателю не хватало тяги и он постоянно перегревался. Необходимо было останавливаться каждые 10 км и ждать, пока температура вернется к рабочим значениям. Средняя скорость на участке протяженностью 6 км составляла 25,714 км/ч, максимальная была 36 км/ч. Для доработки конструкции требовалось много времени, а компания René-Gillet была сильно загружена оборонными заказами и тесты прекратились 25 января 1934 года.

La Courtot (Мотоцикл Дворец)



Во второй половине 1930-х годов на суд армейского командования было представлено еще два гусеничных мотоцикла. В апреле 1935 года появился «La Courtot» («Дворец»), спроектированный Генри Дрешем (Henri Drescr). Он использовал двигатель собственной конструкции объемом 1000 куб. см. Гусеницы были резиновыми, поворот осуществлялся путем торможения одной из гусениц. Машина весом 503 кг потребляла в 12 раз больше топлива чем 750-кубовый Terrot. В серию машина не пошла.

Второй гусеничный мотоцикл представил швейцарский изобретатель Адриен Мерсье (Adrien Mercier). Одноименная фабрика располагалась во Франции и выпускала 50-кубовые мопеды с двигателями Lavalette, а также 125/175-кубовые мотоциклы с французскими двигателями Ydral. Начиная с 1932 года Мерсье занимался разработками гусеничных мотоциклов в небольшом французском городке Буа-Коломб, Франция. Военные провели первое испытание конструкции швейцарского инженера 9 февраля 1937 года на холмистой местности с крутизной подъема до 45 % (27 градусов).

Moto-Сhenille Mercier

Гусеничный мотоцикл Mercier комплектовался верхнеклапанным двигателями JAP объемом 350 куб. см. вокруг которого была сосредоточена основная конструкция машины. Двигатель JAP “выдавал” 10 л.с. при 3000 об/мин. и позволял комфортно передвигаться со скоростью до 65 км/ч. Дополнительное охлаждение головки цилиндров обеспечивал вентилятор с принудительном приводом от двигателя.

Гусеничные мотоциклы Mercier запускались при помощи кикстартера, до которого можно было дотянуться даже сидя за рулем. Мотоциклы оснащались трехступенчатой коробкой передач, производства французской компании Soyer с ручным переключением передач.

Moto-Сhenille Mercier

Передняя часть представляла из себя сложную конструкцию с резиновыми гусеницами шириной 150 мм и подвеской, реализованной полуэллиптическими рессорами. На первом прототипе установлен большой бронированный щит, в том числе из-за этого при движении по грязи мотоцикл “садился” передней частью и не мог двигаться. Задняя часть мотоцикла получилась достаточно длинной и простой: к трубчатой раме крепились: седло, подножки, бензобак и заднее колесо размерностью 270/90.

Несмотря на проблемы прототипа, военные посчитали разработку достаточно интересной и полезной, но попросили внести изменения в конструкцию, прежде чем размещать заказ на производство в промышленных объемах.

Испытания доработанного прототипа №2 начались 9 мая 1939 года, но на страте машина потеряла несколько резиновых накладок и испытания возобновились только 4 июля. В новом тесте Mercier должен был соперничать со стандартным армейским мотоциклом Sevitame. На маршруте, состоящем из 147 км плохих дорог Sevitame показал более высокую среднюю скорость – 75 км/ч против 66 км/ч у Mercier.

Проходимость Mercier оказалась намного выше, но и расход достигал 17,6 литров на 100 километров, против 10 литров на 100 километров у Sevitame. Нерпеодолимым препядствием для гусеничного мотоцикла стало преодоление рва глубиной 1,2м заполненного грязью – гусеница увязала, в то время как легкий Sevatime преодолел брод. Несмотря на эти проблемы, военные рекомендовали выпуск гусеничного мотоцикла с 540-кубовым двигателем Aubier Dunne.

Адриен Мерсье отказался от производства третьего прототипа т.к., по его словам, “он потратил много энергии и денег”, и 27 июля 1939 года проект по возможному серийному производству гусеничного мотоцикла Mercier был закрыт.

 

Производитель Mercier, Франция
Годы выпуска 1937-1939
Количество, шт менее 5
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип одноцилиндровый, верхнеклапанный
Объем двигателя, см3 349
Диаметр и ход поршня, мм
Мощность 10 л.с. при 3000 об/мин
Зажигание
Карбюратор
Аккумулятор
Сцепление
Коробка передач Soyer, 3-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая, стальная
Передняя подвеска собственной конструкции
Задняя подвеска жёсткая
Тормоза
Размеры колес
РАЗМЕРЫ
Длина, мм 2 250*
Ширина, мм 750*
Высота, мм 1 100*
Колесная база, мм 1 385*
Клиренс, мм 130*
Высота сидения, мм 650*
Масса, кг
165
Емкость бензобака, л
 
Максимальная скорость, км/ч
    65
Дальность, км  

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.