Harley-Davidson FL review. Part 1.
Harley-Davidson FL review. Part 2.
Motorworld’s newspaper №63
Year 1941, the last year without war… We had only six months, USA got all that year. USA entered the WWII only after the attack on Pearl Harbor on December 7th, 1941. During eleven months of the year 1941, the Americans had been seeing another actions: New York Yankees vs. Brooklyn Dodgers and Harley-Davidson vs. Indian. New York Yankees victory had the same effect on people as a 48 h.p. Harley-Davidson FL did. FL was the mightiest bike in the whole world at the moment.

Harley-Davidson FL, 1941

The battle of Harley-Davidson vs. Indian as epic as feud between Tom and Jerry, Montague and Capulet, the Achaeans and the Trojans… At first, a Milwaukee company completely lost a market battle to a Springfield company. Before the World War I, the number of Milwaukee bikes sold was two or three times less. In the end, Harley-Davidson came out on top but it was a hard-won victory. Two competitors had been closely monitoring developments of each other and did immediate responses on every opponent’s act. In 1920s it has resulted in production mirroring: responding to a 1206 cc Indian Big Chief, a 1207 cc Harley-Davidson JD was brought on the market; a 998 cc Indian Chief has given a rise to a 989 cc Harley-Davidson J; one-cylinder 348 cc Indian Prince caused a one-cylinder 346 cc Harley-Davidson А to appear.

Harley Davidson EL from the «Motorworld by V.Sheynov» collection

In 1927 the Indian company management has made an important move: they bought the Ace company manufacturing four-cylinder William Henderson (a famous engineer) bikes. Harley-Davidson did a proportionate response: instead of designing a four-cylinder engine, they hurled all efforts into the development of an overhead valve V-twin that could be cheaper at the same dynamic performance. In 1936, the world had seen the E family equipped with 989 cc engines – a core model at 37 h.p. and a boosted engine model at 40 h.p. Harley-Davidson EL was able to accelerate to a speed of 100 mph (160.9 km/h). No bike, except the EL, could produce such a speed for such a price ($380). The market appreciated this model despite of its teething problems (oil bleeding and valve spring breakage). Also, overhead valve engine bikes were dubbed the Knuckleheads because of the appearance of valve covers. Knuckleheads were top sellers.

Harley Davidson 74 cu engine, 1941

Both ordinary bikers and police departments gladly bought the E family machines. But we know USA as a land of highways and cheap eight-cylinder cars, so the dynamics HD machines brought was not enough. By 1941, an answer to the U.S. secret service’s demand, an overhead valve bike with increased displacement was designed. It got the FL index and was equipped with a 1207 cc engine (74 cu in). This engine developed 48 h.p. at 5,000 rpm giving the excellent acceleration. But max speed was 95 mph (153 km/h) compared to an EL). The main features of FL were the same as every E-family machine had. Cast-iron cylinders & cylinder heads, assembled crankshaft with roller bearings, overhead valve drive via pushrods from the single camshaft, circulation system of lubrication (dry sump), oil tank installed under the saddle. Harley-Davidson bikes had a design feature – fork connecting rods with big ends entering each other. This solution allowed axes of cylinders to be coplanar, which decreased the engine width, reduced the main bearing load and vibrations. At this, the rear cylinder was blocked by the front one thus cooling was impaired.

 

Lubrication of the 74cu engine

The displacement was increased because of larger cylinder diameter (from 84.24 to 87.3 mm) and stroke of piston (from 88.9 to 100.8 mm). Also, a new Linkert carburettor with enhanced performance was installed (its barrel was increased from 28.5 to 33.3 mm compared to the EL model). An increased torque required a new crankcase design. Additionally, a new heavy-duty crankshaft gained 2 more kgs of weight. Modified rocker arms improved lubrication of the valve train.

 

Torque transmission was implemented via a double-strand chain going to the hand shifted four-speed gearbox installed as an individual unit. A newly designed multiple-disc clutch had an increased (by 65%) area of lining. The chassis was a strong double cradle made of pipes. The bike was equipped with a Springer fork and a spring-loaded saddle on the rigid rear suspension. Springer fork was so good that Brought Superior (an English manufacturer of “two wheeled Rolls-Royces”) bought a license for this fork. As for Harley-Davidson, it installs Springers to retro bikes even nowadays. Spring-loaded saddles used by HD were so viable & effective that soft rear suspensions appeared only in 1957. When HD started using 5.00-16 tyres (instead of previously used 4.50-18), it made an additional contribution to joy & comfort.

 

Для модельного ряда 1941 года была разработана новая панель приборов

Harley-Davidson bikes are the perfect examples of the art deco style, which was popular between WWI and WWII. FL wasn’t an exception. A drop-shaped petrol tank and elegant deep mudguards made the appearance dynamic. A metallic stripe running over the fuel tank merged into the diagonal member of the frame. A large speedometer flanked with indicating lamps has been shining on the dashboard. The lux version of a bike had a chrome plated dashboard. New silencer had a new rocket-like end (instead of the previous fishtail), which decreased the noise level and made a better appearance.

 

Apart from three wheeled Servicar, Harley-Davidson FL became the top-priced bike in the 1941 production plan – the price was $465, which is $40 more compared with an EL model). Let’s have a look at some figures for better understanding: the annual average income of an American was $515; the cheapest Ford cost $684. Nevertheless, only the WL model outsold FL. Total number of FLs sold was 2452, which is 172 units more compared to EL. But on December 7th 1941, the Japanese attacked Pearl Harbor and USA entered the WWII. The FL model didn’t make it into the military’s list of orders, that’s why the manufacturing has been frozen at the miserable level (for example, only 33 machines were manufactured in 1943). However, after the victory, the machine took its cost: 3986 FLs were sold in 1946. Again, on the WL model outsold FL.
In 1948, the Knuckleheads were replaced by the upgraded Panheads, which had hydraulic pushrods and cylinder heads made of lightweight alloy. But FL designation saw the day – it is present in the factory designation of the Harley’s Road King that considered a proximate successor of the FL from 1941.

The total number of FLs produced is 14,954 units (from 1941 to 1947). Also, some hundreds of F machines, which had a decreased compression ratio, were manufactured.

 

Manufacturer Harley-Davidson Motors Co., Milwakee (Wisconsin, USA)
Years of manufacture 1941-1947
Quantity produced, units 14 954
Price 465 $
Today’s value N/A
ENGINE AND TRANSMISSION
Type V-twin, OHV
Engine capacity, cc 1207
Bore and stroke, mm 87,3 х 100,8
Engine rating 48 hp at 5000 rpm
Sparking Battery type
Carburetor Linkert
Battery 6 V
Clutch Multiple-plate, dry
Transmission 4-speed
FRAME AND WHEELBASE
Frame type Tubular, duplex
Front suspension Springer, with frictional damper
Rear suspension Rigid
Brakes Drum type
Wheel size 5,00 x 16
DIMENSIONS
Length, mm 2300*
Width, mm 1020*
Height, mm 1130*
Wheelbase, mm 1510*
Ground clearance, mm 115*
Seat height, mm 800*
Mass, kg
 261
Gas tank size, l N/A
Maximum speed, km/h
  153
Range, km N/A

* – Data from the results of the measurement of the “Motorworld by V.Sheyanov” exhibit.

 

Thanks to the team of Harley-Davidson Russia and CIS for the provided archive photos.

1941 Harley-Davidson FL restored


Обзор Harley-Davidson FL. Часть 1.
Обзор Harley-Davidson FL. Часть 2.
Мотомириада №63
Последний мирный год… Нам досталась лишь его половинка, а США насладились им почти сполна: только после нападения японской авиации на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года страна вступила во Вторую мировую войну. Одиннадцать месяцев 1941 года американских обывателей занимали совсем другие битвы: на бейсбольном поле между «Нью Йорк Янкиз» и «Бруклин Доджерз»… или на местном мотоциклетном рынке между Harley-Davidson и Indian. И не меньший эффект, чем победа «Нью Йорк Янкиз» в Мировой серии, произвело появление 48-сильного Harley-Davidson FL – на тот момент одного из самых мощных мотоциклов в мире.

Harley-Davidson FL, 1941

Ахейцы и троянцы, Монтекки и Капулетти, Том и Джерри… Достойное место в этом ряду эпических противостояний занимает и занявшая первую половину ХХ века битва двух гигантов мотоциклетного рынка США – компаний Harley-Davidson и Indian. Причём поначалу фирма из Милуоки вчистую проигрывала сопернику из Спрингфилда – до Первой мировой войны продажи её мотоциклов были в два-три раза ниже. И если в конце концов Harley-Davidson одержал верх, то это была мучительно трудная победа «по очкам». Два соперника пристально следили друг за другом, немедленно отвечая на каждый выпад. В 20-е годы прошлого века это привело к тому, что их производственные программы почти «отзеркаливали» друг друга: 1206-кубовому Indian Big Chief соответствовал 1207-кубовый Harley-Davidson JD, 998-кубовому Indian Chief – 989-кубовый Harley-Davidson J, а одноцилиндровому 348-кубовому Indian Prince – тоже одноцилиндровый 346-кубовый Harley-Davidson А.

Harley Davidson EL из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

В 1927 году руководители компании Indian сделали сильный ход: приобрели компанию Ace, которая выпускала четырёхцилиндровые мотоциклы конструкции знаменитого инженера Уильяма Хендерсона. На этот шаг правление Harley-Davidson ответило асимметрично: вместо разработки собственной «четвёрки» бросило силы на проектирование верхнеклапанного V-твина, который не уступал бы Indian Four в динамике, но при этом был бы дешевле в производстве. И в 1936 году на рынок вышло семейство «Е», с 989-кубовыми моторами мощностью 37 л.с. (базовая модель «Е») или 40 л.с. (форсированная модификация «EL»). Harley-Davidson EL разгонялся до заветных 100 миль в час (160,9 км/ч) – такой мощности и динамики за такую цену ($380) не мог предложить больше никто. Рынок новшество оценил: верхнеклапанные модели (заслужившие прозвище Knucklehead – «Суставчатая голова» – за характерную форму клапанных крышек, напоминавшую сжатый кулак с выпиравшими костяшками), несмотря на свои детские болезни (потёки масла и поломки клапанных пружин), стали хитами продаж.

Двигатель Harley Davidson 74 cu, образец 1941 года

Мотоциклы Harley-Davidson семейства «Е» охотно покупали не только простые мотоциклисты, но и полицейские департаменты. Но в стране хайвеев и дешёвых восьмицилиндровых автомобилей даже их динамики не хватало. Поэтому к сезону 1941 года по просьбе спецслужб была разработана верхнеклапанная модификация с увеличенным до 1207 см³ (74 кубических дюйма – в привычных для американцев величинах) рабочим объёмом двигателя – модель «FL». Этот мотор развивал 48 л.с. при 5000 об/мин, что обеспечивало отличную разгонную динамику (при этом заявленная максимальная скорость – 95 миль в час, или 153 км/ч – была ниже, чем у «EL»). В своих основных чертах новый двигатель повторял все характерные особенности семейства «Е»: цилиндры и головки цилиндров из чугуна, сборный коленвал на подшипниках качения, привод верхних клапанов штангами от установленного в картере одного распредвала, циркуляционная система смазки сухого типа, с расположенным под седлом маслобаком. Традиционной конструктивной чертой моторов Harley-Davidson были вильчатые шатуны, с входящими друг в друга нижними головками. Такая конструкция позволяла размещать оси цилиндров в одной плоскости, что уменьшало ширину двигателя, нагрузки на коренные подшипники и вибрации; с другой стороны, задний цилиндр при этом оказывался полностью затенён передним, что ухудшало его охлаждение.

 

Система смазки двигателя 74cu

Прирост рабочего объёма был обеспечен увеличением и диаметра цилиндра (с 84,24 до 87,3 мм), и хода поршня (с 88,9 до 100,8 мм). Повышенную мощность обеспечивал также карбюратор Linkert увеличенной производительности, диаметр его диффузора по сравнению с моделью «EL» был увеличен с 28,5 до 33,3 мм. Возросшему крутящему моменту отвечала новая конструкция картера, а усиленный коленвал стал тяжелее прежнего почти на 2 кг. Переделанные коромысла позволили улучшить смазку газораспределительного механизма.

 

Крутящий момент от двигателя передавался двухрядной цепью на установленную в отдельном блоке четырёхступенчатую коробку передач с ручным переключением. Заново разработанное многодисковое сцепление имело увеличенную на 65% площадь накладок. Основу шасси составляла мощная дуплексная трубчатая рама. Впереди была установлена рычажная вилка типа Springer, а жёсткую заднюю подвеску компенсировало подрессоренное седло. Впрочем, не надо сочувствовать водителю: вилка Springer была так хороша, что лицензию на неё приобрёл производитель «двухколёсных Rolls-Royce» – британская компания Brough Superior; сам же Harley-Davidson применял её на ностальгических моделях и в XXI веке. Столь же эффективно было и подрессоривание седла, благодаря чему Harley-Davidson дотянул с внедрением мягкой задней подвески аж до 1957 года. Комфорту способствовал и переход в 1941 году на стандартную комплектацию шинами 5,00-16 вместо применявшихся ранее 4,50-18.

 

Для модельного ряда 1941 года была разработана новая панель приборов

Мотоциклы Harley-Davidson считаются отличными образцами стиля арт-деко, так популярного между двумя мировыми войнами, и модель «FL» не стала исключением. Каплевидный бензобак, изящные глубокие крылья порождали стремительный облик, который подчёркивала проходящая по баку металлическая полоса, визуально переходящая в диагональный элемент рамы. На размещённой на бензобаке панели приборов (хромированной в люксовом исполнении) выделялся огромный спидометр, фланкированный контрольными лампами. Новый глушитель с наконечником «ракетный стабилизатор» вместо прежнего «рыбьего хвоста» не только стал изящнее, но и эффективнее снижал уровень шума.

 

Если не считать трёхколёсных Servicar, то «FL» стал самым дорогим мотоциклом в производственной программе Harley-Davidson 1941 года ($465 – на $40 дороже, чем «EL»). Для сравнения: средний годовой доход американца в то время составлял $515, а самый дешёвый Ford стоил $684. Несмотря на это, по продажам новинка уступила лишь модели «WL» – было продано 2452 аппарата модели «FL», на 172 больше, чем «EL». Но 7 декабря 1941 года японцы атаковали Перл-Харбор, и США вступили в войну. Модель «FL» не попала в обойму военных заказов, и её производство замерло на мизерном уровне (например, в 1943 году – всего 33 аппарата). Лишь после Победы она взяла своё: в 1946 году было продано 3986 машин под обозначением «FL» – она вновь уступила лишь модели «WL».
В 1948 году на смену семейству Knucklehead пришло капитально модернизированное Panhead, с гидротолкателями клапанов и головками цилиндров из лёгкого сплава. Но индекс «FL» дотянул до наших дней – он присутствует и в заводском обозначении современной модели Road King, которая считается прямым наследником мотоцикла Harley-Davidson FL 1941 года.

Всего с 1941 по 1947 годы было изготовлено 14 954 мотоцикла модели «FL», а также несколько сотен машин версии «F», со сниженной степенью сжатия.

 

Производитель Harley-Davidson Motor Co., г. Милуоки, Висконсин, США
Годы выпуска 1941-1947
Количество, шт 14 954
Стоимость 465 $
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, V-образный, верхнеклапанный
Объем двигателя, см3 1207
Диаметр и ход поршня, мм 87,3 х 100,8
Мощность 48 л.с. при 5000 об / мин
Зажигание батарейного типа
Карбюратор Linkert
Аккумулятор 6 В
Сцепление многодисковое, сухое
Коробка передач 4-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая, дуплексная
Передняя подвеска Springer, короткорычажная, с фрикционным демпфером
Задняя подвеска жёсткая
Тормоза барабанные
Размеры колес 5,00-16
РАЗМЕРЫ
Длина, мм 2300*
Ширина, мм 1020*
Высота, мм 1130*
Колесная база, мм 1510*
Клиренс, мм 115*
Высота сидения, мм 800*
Масса, кг
 261
Емкость бензобака, л
Максимальная скорость, км/ч
  153
Дальность, км

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.

 

Спасибо команде Harley-Davidson Russia and CIS за предоставленные архивные фотографии.