1941 Harley-Davidson FL restored

This entry is also available in: Английский Китайский



Обзор Harley-Davidson FL. Часть 1.
Обзор Harley-Davidson FL. Часть 2.
Мотомириада №63
Последний мирный год… Нам досталась лишь его половинка, а США насладились им почти сполна: только после нападения японской авиации на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года страна вступила во Вторую мировую войну. Одиннадцать месяцев 1941 года американских обывателей занимали совсем другие битвы: на бейсбольном поле между «Нью Йорк Янкиз» и «Бруклин Доджерз»… или на местном мотоциклетном рынке между Harley-Davidson и Indian. И не меньший эффект, чем победа «Нью Йорк Янкиз» в Мировой серии, произвело появление 48-сильного Harley-Davidson FL – на тот момент одного из самых мощных мотоциклов в мире.

Harley-Davidson FL, 1941

Ахейцы и троянцы, Монтекки и Капулетти, Том и Джерри… Достойное место в этом ряду эпических противостояний занимает и занявшая первую половину ХХ века битва двух гигантов мотоциклетного рынка США – компаний Harley-Davidson и Indian. Причём поначалу фирма из Милуоки вчистую проигрывала сопернику из Спрингфилда – до Первой мировой войны продажи её мотоциклов были в два-три раза ниже. И если в конце концов Harley-Davidson одержал верх, то это была мучительно трудная победа «по очкам». Два соперника пристально следили друг за другом, немедленно отвечая на каждый выпад. В 20-е годы прошлого века это привело к тому, что их производственные программы почти «отзеркаливали» друг друга: 1206-кубовому Indian Big Chief соответствовал 1207-кубовый Harley-Davidson JD, 998-кубовому Indian Chief – 989-кубовый Harley-Davidson J, а одноцилиндровому 348-кубовому Indian Prince – тоже одноцилиндровый 346-кубовый Harley-Davidson А.

Harley Davidson EL из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

В 1927 году руководители компании Indian сделали сильный ход: приобрели компанию Ace, которая выпускала четырёхцилиндровые мотоциклы конструкции знаменитого инженера Уильяма Хендерсона. На этот шаг правление Harley-Davidson ответило асимметрично: вместо разработки собственной «четвёрки» бросило силы на проектирование верхнеклапанного V-твина, который не уступал бы Indian Four в динамике, но при этом был бы дешевле в производстве. И в 1936 году на рынок вышло семейство «Е», с 989-кубовыми моторами мощностью 37 л.с. (базовая модель «Е») или 40 л.с. (форсированная модификация «EL»). Harley-Davidson EL разгонялся до заветных 100 миль в час (160,9 км/ч) – такой мощности и динамики за такую цену ($380) не мог предложить больше никто. Рынок новшество оценил: верхнеклапанные модели (заслужившие прозвище Knucklehead – «Суставчатая голова» – за характерную форму клапанных крышек, напоминавшую сжатый кулак с выпиравшими костяшками), несмотря на свои детские болезни (потёки масла и поломки клапанных пружин), стали хитами продаж.

Двигатель Harley Davidson 74 cu, образец 1941 года

Мотоциклы Harley-Davidson семейства «Е» охотно покупали не только простые мотоциклисты, но и полицейские департаменты. Но в стране хайвеев и дешёвых восьмицилиндровых автомобилей даже их динамики не хватало. Поэтому к сезону 1941 года по просьбе спецслужб была разработана верхнеклапанная модификация с увеличенным до 1207 см³ (74 кубических дюйма – в привычных для американцев величинах) рабочим объёмом двигателя – модель «FL». Этот мотор развивал 48 л.с. при 5000 об/мин, что обеспечивало отличную разгонную динамику (при этом заявленная максимальная скорость – 95 миль в час, или 153 км/ч – была ниже, чем у «EL»). В своих основных чертах новый двигатель повторял все характерные особенности семейства «Е»: цилиндры и головки цилиндров из чугуна, сборный коленвал на подшипниках качения, привод верхних клапанов штангами от установленного в картере одного распредвала, циркуляционная система смазки сухого типа, с расположенным под седлом маслобаком. Традиционной конструктивной чертой моторов Harley-Davidson были вильчатые шатуны, с входящими друг в друга нижними головками. Такая конструкция позволяла размещать оси цилиндров в одной плоскости, что уменьшало ширину двигателя, нагрузки на коренные подшипники и вибрации; с другой стороны, задний цилиндр при этом оказывался полностью затенён передним, что ухудшало его охлаждение.

 

Система смазки двигателя 74cu

Прирост рабочего объёма был обеспечен увеличением и диаметра цилиндра (с 84,24 до 87,3 мм), и хода поршня (с 88,9 до 100,8 мм). Повышенную мощность обеспечивал также карбюратор Linkert увеличенной производительности, диаметр его диффузора по сравнению с моделью «EL» был увеличен с 28,5 до 33,3 мм. Возросшему крутящему моменту отвечала новая конструкция картера, а усиленный коленвал стал тяжелее прежнего почти на 2 кг. Переделанные коромысла позволили улучшить смазку газораспределительного механизма.

 

Крутящий момент от двигателя передавался двухрядной цепью на установленную в отдельном блоке четырёхступенчатую коробку передач с ручным переключением. Заново разработанное многодисковое сцепление имело увеличенную на 65% площадь накладок. Основу шасси составляла мощная дуплексная трубчатая рама. Впереди была установлена рычажная вилка типа Springer, а жёсткую заднюю подвеску компенсировало подрессоренное седло. Впрочем, не надо сочувствовать водителю: вилка Springer была так хороша, что лицензию на неё приобрёл производитель «двухколёсных Rolls-Royce» – британская компания Brough Superior; сам же Harley-Davidson применял её на ностальгических моделях и в XXI веке. Столь же эффективно было и подрессоривание седла, благодаря чему Harley-Davidson дотянул с внедрением мягкой задней подвески аж до 1957 года. Комфорту способствовал и переход в 1941 году на стандартную комплектацию шинами 5,00-16 вместо применявшихся ранее 4,50-18.

 

Для модельного ряда 1941 года была разработана новая панель приборов

Мотоциклы Harley-Davidson считаются отличными образцами стиля арт-деко, так популярного между двумя мировыми войнами, и модель «FL» не стала исключением. Каплевидный бензобак, изящные глубокие крылья порождали стремительный облик, который подчёркивала проходящая по баку металлическая полоса, визуально переходящая в диагональный элемент рамы. На размещённой на бензобаке панели приборов (хромированной в люксовом исполнении) выделялся огромный спидометр, фланкированный контрольными лампами. Новый глушитель с наконечником «ракетный стабилизатор» вместо прежнего «рыбьего хвоста» не только стал изящнее, но и эффективнее снижал уровень шума.

 

Если не считать трёхколёсных Servicar, то «FL» стал самым дорогим мотоциклом в производственной программе Harley-Davidson 1941 года ($465 – на $40 дороже, чем «EL»). Для сравнения: средний годовой доход американца в то время составлял $515, а самый дешёвый Ford стоил $684. Несмотря на это, по продажам новинка уступила лишь модели «WL» – было продано 2452 аппарата модели «FL», на 172 больше, чем «EL». Но 7 декабря 1941 года японцы атаковали Перл-Харбор, и США вступили в войну. Модель «FL» не попала в обойму военных заказов, и её производство замерло на мизерном уровне (например, в 1943 году – всего 33 аппарата). Лишь после Победы она взяла своё: в 1946 году было продано 3986 машин под обозначением «FL» – она вновь уступила лишь модели «WL».
В 1948 году на смену семейству Knucklehead пришло капитально модернизированное Panhead, с гидротолкателями клапанов и головками цилиндров из лёгкого сплава. Но индекс «FL» дотянул до наших дней – он присутствует и в заводском обозначении современной модели Road King, которая считается прямым наследником мотоцикла Harley-Davidson FL 1941 года.

Всего с 1941 по 1947 годы было изготовлено 14 954 мотоцикла модели «FL», а также несколько сотен машин версии «F», со сниженной степенью сжатия.

 

Производитель Harley-Davidson Motor Co., г. Милуоки, Висконсин, США
Годы выпуска 1941-1947
Количество, шт 14 954
Стоимость 465 $
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, V-образный, верхнеклапанный
Объем двигателя, см3 1207
Диаметр и ход поршня, мм 87,3 х 100,8
Мощность 48 л.с. при 5000 об / мин
Зажигание батарейного типа
Карбюратор Linkert
Аккумулятор 6 В
Сцепление многодисковое, сухое
Коробка передач 4-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая, дуплексная
Передняя подвеска Springer, короткорычажная, с фрикционным демпфером
Задняя подвеска жёсткая
Тормоза барабанные
Размеры колес 5,00-16
РАЗМЕРЫ
Длина, мм 2300*
Ширина, мм 1020*
Высота, мм 1130*
Колесная база, мм 1510*
Клиренс, мм 115*
Высота сидения, мм 800*
Масса, кг
 261
Емкость бензобака, л
Максимальная скорость, км/ч
  153
Дальность, км

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.

 

Спасибо команде Harley-Davidson Russia and CIS за предоставленные архивные фотографии.