Motorworld’s newspaper №8
Test-drive video
Harley-Davidson Series E motorcycle was launched in 1936. The motorcycle featured a new and powerful OHV engine displacing 1000 cc which very quickly was dubbed Knucklehead because of the shape of cylinder heads. The motorcycle designed by William S. Harley and Lothar A. Doerner was to supercede Series V from which only wings and generator were inherited. Other than that, it was a completely new model with a new frame. The motorcycle price was tagged at $380, only $40 higher than the price for Model V—this (along with other advantages) made Harley-Davidson E doomed to success from the moment its sales started. In the first year of production over 1800 units were shipped!

Harley-Davidson EL

During the first two years the series consisted of Model E (a solo motorcycle with an average level of compression), Model ES (shipped with the sidecar) and Model EL (a racing motorcycle featuring a high compression level engine with the 40 h. p. rating)—all three models had a 4-speed gear box. Oil for the dry sump contained in a separate, U-shape reservoir, installed behind the engine, could flow to the moving parts via the reverse-flow check valve. Footboards were collapsible, and the instrument panel was built into the drop-shape fuel tank.

Problems related to cracks appearing in the frame were detected during the first year, so the frame got reinforced. Both the kickstarter and the oil tank were overhauled.

Knucklehead motor

In 1938 the production of Model E was stopped, and Models EL and ES, still in production, were further improved. For the first time the valve mechanism became completely enclosed thus eliminating the loss of oil while on the road. The frame was further strengthened, the steering yoke reworked, and the changes were also introduced in the clutch and the transmission. Besides, the height of the handle bar was increased.

In 1939 the military got interested in this motorcycle, so a special version, Model ELA, was designed (Letter “A” in the name meant, as usual, “Army”). It differed from the civilian version by the better practicality of the configuration, the larger clearance of the mudguards, low-pressure cylinders, oil-bath air cleaner, reduced gear ratio and a standard military signaling system.
During 1940 this motorcycle was finally standardized by the US Army. It was used by the ground forces and by navy detachments, by the military police and the coast guard—both in its solo and sidecar versions.

Harley-Davidson EL Record Bike

Harley-Davidson EL Record Bike

Series E was very popular both with the military and with the civilians, but it got the greatest attention after it helped set a speed record. Its special version, Model E Record Bike, was outfitted with two carburetors, and the mix of alcohol and gasoline helped increase the power of the engine up to 65 h.p. at 5700 rpm. Also, the external look of the motorcycle was drastically changed, and the motorcycle became a true racing “fireball”. Daytona Beach in Florida was chosen as the racing site, because its firm sand was a great option for record-breaking tests. On March 13, 1937 Joe Petrali, a member of the factory racing team, broke the record of 1926, achieving 136.185 miles per hour (219.169 km/h) and inducting forever the Harley-Davidson EL into the history of motorcycle building.

Joe Petrali with the Record Bike

Series E motorcycles were produced from 1936 to 1948, and, including all modifications, the total of 28958 units were produced.

Manufacturer Harley-Davidson Motors Co., Milwakee (Wisconsin, USA)
Years of manufacture 1936 – 1948
Quantity produced, units
Price 380 $
Today’s value 6 140,50 $
ENGINE AND TRANSMISSION
Type V-shape, twin-cylinder, OHV
Engine capacity, cc 1 000
Bore and stroke, mm 84 х 89
Engine rating 40 h.p. at 4800 rpm
Sparking Battery type
Carburetor Linkert
Battery 6 V
Clutch Dry
Transmission 4-speed
FRAME AND WHEELBASE
Frame type Tubular, welded
Front suspension Springer
Rear suspension Rigid
Brakes Drum type
Wheel size 4,50 х 18
DIMENSIONS
Length, mm
2 438
Width, mm
1 753
Height, mm
1 092
Wheelbase, mm
1 525
Ground clearance, mm
   104
Seat height, mm
760*
Mass, kg
   234
Gas tank size, l
Maximum speed, km/h
161 (with sidecar: 88)
Range, km
   180

* – Data from the results of the measurement of the “Motorworld by V.Sheyanov” exhibit.

Harley Davidson EL


Аудиоверсия статьи:

Мотомириада № 8
Видео тест-драйва
Серия E мотоциклов Harley-Davidson была запущена в 1936 году. Новые мотоциклы получили новый мощный верхнеклапанный двигатель, объемом 1000 куб. см, который быстро приобрел прозвище «Knucklehead» («голова в виде кулака») из-за формы головок цилиндров. Сконструированный Уильямом С. Харли (William S. Harley) и Лотаром А. Дернером (Lothar A. Doerner), мотоцикл должен был придти на смену серии V, от которой он унаследовал лишь крылья и генератор. В остальном же это была совершенно новая модель с новой рамой. Цена на мотоцикл была заявлена в размере 380$, всего на 40$ дороже модели V, что (вкупе с прочими достоинствами) обрекло Harley-Davidson E на успех с момента начала продаж. Уже за первый год было отгружено более 1800 экземпляров!

В течение первых 2-х лет серия состояла из модели E – соло мотоцикла со средним уровнем сжатия, модели ES, поставлявшейся с коляской и модели EL – спортивного мотоцикла с двигателем с высоким уровнем сжатия и мощностью 40 л.с., при этом все три модели имели 4-х ступенчатую коробку передач. Масло для двигателя с сухим картером размещалось в отдельном U-образном бачке, устанавливаемом позади двигателя, и поступало к его движущимся частям при помощи обратного клапана. Подножки были складные, приборная панель была встроена в каплевидный бензобак.

Harley-Davidson EL

В течение первого года обнаружились проблемы с возникновением трещин на раме и она была усилена. Также модернизации подверглись кикстартер и масляный бак.

В 1938 году прекратился выпуск модели E, оставшиеся модели EL и ES были снова доработаны. Впервые клапанный механизм стал полностью закрытым, что исключало потери масла в дороге. Рама была еще более усилена, вилка поворотного кулака модернизирована, изменения коснулись также сцепления и трансмиссии. Кроме того, увеличилась высота руля.

Harley-Davidson EL

В 1939 году мотоциклом заинтересовались военные, вследствие чего была разработана специальная версия мотоцикла – модель ELA («А» в названии, как обычно, обозначало «армейский»), которую от гражданской отличали бóльшая практичность комплектации, увеличенный клиренс брызговиков, цилиндры низкого давления, воздухоочиститель с масляной ванной, пониженный коэффициент передачи и стандартная армейская сигнальная система.

В течение 1940 года мотоцикл был окончательно стандартизирован армией США. Его применяли как в сухопутных войсках, так и в подразделениях военно-морского флота, в военной полиции и береговой охране, как в версиях соло, так и с коляской.

Джо Петрали (Joe Petrali) и специальная версия мотоцикла – Model E Record Bike.

Серия E была популярна и у военных, и среди гражданского населения, однако в большей степени этот мотоцикл привлек к себе внимание поставленным на нем рекордом скорости. Специальная версия мотоцикла – Model E Record Bike была оборудована двумя карбюраторами, а смесь спирта и бензоила позволила увеличить мощность двигателя до 65 л.с. при 5700 об/мин. Разумеется, внешний вид был серьезно переработан, мотоцикл превратился в настоящий гоночный болид! Местом испытаний была выбрана Дайтона Бич, чьи плотно слежавшиеся пески отлично подходили для рекордных скоростей. 13 марта 1937 года Джо Петрали (Joe Petrali), член заводской команды гонщиков побил рекорд 1926 года, выжав 136,185 мили в час (219,169 км/ч), и таким образом вписал Harley-Davidson EL в историю мотоциклостроения.

Мотоциклы серии E производились с 1936 по 1948 годы, всего в различных модификациях было изготовлено 28958 экземпляров.

Производитель Harley-Davidson Motors Co., г. Милуоки, Висконсин, США
Годы выпуска 1936 – 1948
Количество, шт
Стоимость 380 $
Стоимость в современных ценах 6 140,50 $
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип V-образный, 2-цилиндровый, верхнеклапанный
Объем двигателя, см3 1 000
Диаметр и ход поршня, мм 84 х 89
Мощность 40 л.с. при 4800 об/мин.
Зажигание батарейного типа
Карбюратор Linkert
Аккумулятор
Сцепление сухое
Коробка передач 4-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая сварная
Передняя подвеска Springer
Задняя подвеска жесткая
Тормоза барабанные
Размеры колес 4,50 х 18
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 438
Ширина, мм
1 753
Высота, мм
1 092
Колесная база, мм
1 525
Клиренс, мм
   104
Высота сидения, мм
760*
Масса, кг
   234
Емкость бензобака, л
Максимальная скорость, км/ч
   161 (с коляской – 88)
Дальность, км
   180

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.