This entry is also available in: Russian, Chinese (Traditional)



Motorworld’s newspaper

The French company Gnome et Rhone is famous for its unusual aircraft engines of an unusual star-shaped and rotary design — the crankshaft was fixed rigidly and everything else revolved around it! Despite the inherent imperfections (in particular, the extremely complex speed control, that’s why those engines often operated on the principle of ‘all or nothing’). In the early period of World War I, the Gnome et Rhone brand was the most common brand in the sky: in addition to 25,000 engines manufactured in France, about 75,000 engines were manufactured under licence in Great Britain, Russia and… Germany.

After the end of the war, with a sudden drop in demand for aircraft engines, the company’s management couldn’t decide in which direction to go. Eventually, they have followed the BMW’s footsteps and started a motorcycle production. But since the engineers from Gnome et Rhone didn’t have such experience, they’ve decided to buy a license from the professionals. The very first model they wanted to replicate was the ABC, designed by Granville Bradshaw. It was the first motorcycle in the world equipped with a flat engine, with the cylinders positioned across the frame. The Bradshaw’s bike didn’t have the rear wheel drive fixed to the shaft [Max Fritz, the core engineer from BMW, came up with this idea a few years later]. But unlike the first BMW models, both of the wheels of the ABC motorcycle had a soft suspension.

1919, first Gnome Rhone ABC motorcycle

From 1920 to 1924, the company produced about 3,000 of these unusual and quite expensive bikes and then switched to more trivial models. But the love for the flat engines didn’t go away, and in 1930 the new generation of motorcycles with 500cc 2-cylinder flat engines made their debut. Their main features were: the rear wheel drive fixed to the shaft, stamped duplex frame and the front parallelogram fork with powerful stamped arms.

The Gnome-Rhone 750X, presented on the Paris Salon in October 1935, became the crown jewel of the whole range. It had a 724cc 2-cylinder flat engine that produced 34 hp at 5,500 rpm. It was one of the fastest and most powerful motorcycles in the world at the time. It could achieve the speed of up to 150 km/h in solo version and 110 km/h in combination with the light Bernardet Sport sidecar. Of course, the British Brough-Superior demonstrated a better performance, but at a much greater cost.

The Gnome-Rhone engines and BMW motorcycles fitted together perfectly. Connecting rods with detachable lower heads were positioned on a crankshaft on the roller bearings. One of the camshafts was located over the crankshaft, and the original feature of the bike was the additional pusher between the cams and rods. The massive oil sump was attached to the bottom of the crankcase. The rear wheel was driven by the dry single-plate clutch, 4-speed gearbox and shaft.

The Gnome-Rhone had a typical duplex frame made of molded elements that had something in common with the German analogs. This machine could be equipped with a sidecar because of its structural strength. It had a parallelogram front fork with stamped arms, a friction shock-absorber and a rigid rear suspension. It’s interesting that in those days the company already understood the benefits of customizing: for example, one could order a chrome tank or headlight housing.

In its motorcycle commercials the Gnome et Rhone company has always emphasised the “aircraft quality” of its products. To confirm this, the bikes participated in the all kinds of distant runs and record races. Thus, on September 5th, 1936, a famous racer Bernard got behind the wheel of the Gnome-Rhone 750X (with a sidecar!) and went ahead of the Orient Express on the Budapest-Paris route, he covered 1,519 km in 23 h and 28 min. No less impressive were the other two record runs on Linas-Montlhéry Race Track in 1937-1939. Among the most remarkable records during those sessions were: the 24-hour run with an average speed of 136,563 km/h and 50,000 km with an average speed of 109,380 km/h. In total, the Gnome-Rhone 750X holds over 108 world records, some of them have not been broken till this day.

Bernadet sidecar

The army version of the Gnome-Rhone — model 750XA — was developed at the same time as civilian X model. According to the contract, the company had to produce 405 copies of this motorcycle [Bernardet DP sidecar versions] until March 1st, 1936. The main difference was that the engine of this model contained one Solex carburetor instead of two AMAC carburetors — it was a big plus, because now there was no need for synchronization. The Gnome-Rhone 750XA had the original system of carburetor heating: from exhaust port some of the gas traveled to the carb through a special pipe. In this version the engine had a reduced power of 28 hp, but still it remained above average rates of most military bikes of that time.

The chassis of the Gnome-Rhone 750XA was enhanced, the ground clearance was increased up to 180 mm. Instead of 3,50-19 tires, the 4,00-19 tires were installed. All three wheels, including the sidecar wheel, became interchangeable.

The army version of the bike showed its reliability during the marathon. Almost simultaneously with the debut of the civil version at the Paris Auto Show, from October 12 to 14, 1935, Lieutenant Dumas on a motorcycle with a sidecar completed a circular route of 3,000 km in three days.

All military engineers were absolutely amazed by the new generation of Belgium motorcycles with a sidecar wheel drive. On February 3, 1937, this technology received a patent number 828810. In the same year, the company produced 15 copies of Gnome-Rhone 750XA RM for testing, but this model didn’t go into serial production.

The production of a new army motorcycle Gnome-Rhone AX2 with 800 cc flathead engine with a capacity of 18,5 hp began in 1938. The “old” overhead 750 cc engine was last used in 1942, when the Vichy government ordered a series of 50 copies for the security escort of the highest officials of the State. These motorcycles, known as Gnome-Rhone X40, were used until 1952 by the escort of Henri Pétain, Charles De Gaulle and Vincent Auriol.

Manufacturer Société des Moteurs Gnome et Rhône, Paris, France
Years of manufacture 1935-1940
Quantity produced, units N/A
Price N/A
Today’s value N/A
ENGINE AND TRANSMISSION
Type 2-cylinder, 4-stroke, boxer
Engine capacity, cc 724
Bore and stroke, mm 80 х 72
Engine rating 28 hp at 4000 RPM
Sparking Magneto
Carburetor Solex
Battery 6 V
Clutch dry, single-plate
Transmission 4-speed
FRAME AND WHEELBASE
Frame type Stamped steel duplex
Front suspension Parallelogram
Rear suspension Rigid
Brakes Drum type
Wheel size 4,00-19, mud protector
DIMENSIONS
Length, mm 2200
Width, mm 1680
Height, mm 1130
Wheelbase, mm 1450
Ground clearance, mm 180
Seat height, mm
Mass, kg 180 (solo), 320 (with a sidecar)
Gas tank size, L 20
Maximum speed, km/h 78
Range, km/td>

223

* – Data on the results of measurement on the exhibit “Motorworld by V. Sheyanov.”

Gnome Rhone 750 AX


Мотомириада №88

Французская компания Gnome et Rhone прославилась своими авиамоторами необычной схемы – звездообразными и ротативными, то есть коленвал был закреплён жёстко, а всё остальное вращалось вокруг него! Несмотря на органически присущие такой схеме недостатки (в частности, чрезвычайно сложное регулирование оборотов – отчего такие двигатели часто работали по принципу «всё или ничего»), в начальный период Первой мировой войны марка Gnome et Rhone была самой распространённой в небе: кроме 25 000 моторов, выпущенных во Франции, около 75 000 двигателей было изготовлено по лицензии в Великобритании, России и… Германии.

После окончания войны, в условиях резкого падения спроса на авиамоторы, руководство компании решало головоломную задачу: что выпускать? И пошло по стопам немецких коллег из фирмы BMW, занявшись производством мотоциклов. Причём конструкторы Gnome et Rhone здраво рассудили, что из-за отсутствия опыта в этом деле лучше приобрести лицензию у набившего руку в этом деле специалиста. Выбор пал на довольно необычную по тем временам конструкцию: мотоцикл ABC, спроектированный известным инженером Грэнвилем Брэдшоу. Это был первый в мире мотоцикл с оппозитным двигателем, у которого цилиндры были развёрнуты в «правильную» позицию, поперёк машины. Правда, Брэдшоу не использовал логически напрашивающийся привод на заднее колесо валом – этот шаг через несколько лет сделал его коллега из BMW Макс Фриц. Зато на ABC была мягкая подвеска обоих колёс – чего не было на первых BMW.

Первый мотоцикл Gnome Rhone ABC, 1919 год

С 1920 по 1924 годы компания изготовила около 3000 этих необычных и весьма недешёвых аппаратов, а затем переключилась на производство более тривиальных мотоциклов. Но любовь к оппозиту никуда не делась, и в 1930 году дебютировали машины нового поколения – с 500-кубовыми двухцилиндровыми оппозитными моторами. Их отличали привод на заднее колесо валом, дуплексная рама из штампованных элементов и передняя параллелограммная вилка с мощными перьями, также изготовленными штамповкой.

Вершиной развития этого семейства стал представленный на Парижском салоне в октябре 1935 года Gnome-Rhone 750X, с двухцилиндровым оппозитным верхнеклапанным 724-кубовым двигателем, развивавшим 34 л.с. при 5500 об/мин. В те времена он был одним из самых мощных и скоростных мотоциклов мира – в варианте соло аппарат разгонялся до 150 км/ч, а с легкой коляской Bernardet Sport – до 110 км/ч. Конечно, британский Brough-Superior превосходил эти показатели – но совсем за другие деньги.

Конструктивно оппозитные двигатели Gnome-Rhone весьма походили на продукцию BMW. Шатуны с разъёмными нижними головками сидели на коленвале на подшипниках качения. Один распредвал был расположен над коленвалом, причём оригинальной чертой было введение дополнительных толкателей между кулачками и штангами. Снизу к картеру примыкал массивный масляный поддон. Крутящий момент передавался на заднее колесо через однодисковое сухое сцепление, четырёхступенчатую коробку передач и вал.
Типичная для оппозитов Gnome-Rhone дуплексная рама из штампованных элементов также напоминала немецкие образцы, но отличалась от них совершенно оригинальным рисунком. Весьма мощная, эта конструкция изначально была рассчитана на эксплуатацию с боковым прицепом. Впереди стояла параллелограммная вилка со штампованными перьями и фрикционным амортизатором, задняя подвеска была жёсткой. Интересно, что уже в те времена фирма понимала выгоды «кастомизации»: например, по каталогу можно было заказать хромированные бензобак и корпус фары.

В рекламе своих мотоциклов компания Gnome et Rhone всегда делала упор на «авиационное качество» своей продукции. Чтобы подтвердить этот тезис, она поощряла участие своих машин во всяческих дальних пробегах и рекордных заездах. Так, 5 сентября 1936 года гонщик Бернар на мотоцикле Gnome-Rhone 750X с коляской опередил «Восточный экспресс» на маршруте Будапешт-Париж, преодолев 1519 км за 23 часа 28 минут. Не меньшую славу стяжали две сессии рекордных заездов, проведённые при поддержке производителя масел Yacco на треке «Монлери» в 1937 и 1939 годах. Среди наиболее примечательных рекордов, установленных во время этих сессий – 24 часа со средней скоростью 136,563 км/ч и 50 000 км со средней скоростью 109,380 км/ч. Всего же на счету мотоцикла Gnome-Rhone 750X – 108 мировых рекордов, некоторые из них не побиты до сих пор.

Коляска Bernadet

Параллельно с гражданской модификацией 750Х был разработан и армейский вариант Gnome-Rhone 750XA. Согласно контракту, до 1 мая 1936 года компания должна была поставить 405 экземпляров этих мотоциклов с боковыми колясками Bernardet DP. Главное отличие двигателя этой модификации – установка одного карбюратора Solex вместо двух AMAC на 750Х, что сильно облегчало эксплуатацию машины, поскольку отпадала необходимость в синхронизации. Gnome-Rhone 750XA имел оригинальную систему подогрева карбюратора, для чего от выпускного окна часть газов по специальной трубке отводилась к карбюратору. В этом варианте двигатель имел сниженную до 28 л.с. мощность – впрочем, и этот показатель превосходил параметры большинства армейских мотоциклов той поры.

Шасси Gnome-Rhone 750XA было усилено, дорожный просвет увеличен до 180 мм. Вместо шин 3,50-19 были установлены шины размером 4,00-19, с увеличенными грунтозацепами. Все три колеса, включая колесо коляски, стали взаимозаменяемыми.

Армейская модель также показала свою надёжность в условиях марафонского пробега. Практически одновременно с дебютом цивильной версии на Парижском автосалоне, с 12 по 14 октября 1935 года, лейтенант Дюме на мотоцикле с коляской за три дня проехал по кольцевому маршруту 3000 км.

Огромное впечатление на военных и конструкторов всех стран произвело новое поколение бельгийских армейских мотоциклов, с приводом на колесо коляски. Инженеры Gnome et Rhone разработали собственный вариант этой системы, на которую 3 февраля 1937 года получили патент за №828810. В том же году было сделано полтора десятка мотоциклов Gnome-Rhone 750XA RM, оборудованных приводом на колесо коляски, для проведения испытаний. Но в серию этот вариант не пошёл: новую трансмиссию получила армейская модель Gnome-Rhone AX2 с 800-кубовым нижнеклапанным двигателем мощностью 18,5 л.с., производство которой началось в 1938 году.

А верхнеклапанный 750-кубовый двигатель в последний раз был использован в 1942 году, когда правительство Виши заказало серию из 50 мотоциклов для эскортной службы высших лиц государства. Эти машины, известные под обозначением Gnome-Rhone X40, использовались до 1952 года, сопровождая кортежи не только Анри Петена, но и Шарля де Голля и Венсана Ориоля.

Производитель Societe des Moteurs, Gnome, Париж, Франция
Годы выпуска 1935-1940
Количество, шт
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, оппозитный
Объем двигателя, см3 750
Диаметр и ход поршня, мм 80 х 72
Мощность 28 л.с. при 4000 об/мин.
Зажигание
Карбюратор Solex
Аккумулятор 6 В
Сцепление сухое однодисковое
Коробка передач 4-х ступенчатая, ручное переключение
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы стальная, штампованная, дуплексная
Передняя подвеска параллелограммная с фрикционным демпфером
Задняя подвеска жесткая
Тормоза барабанные
Размеры колес 4,00-19, грязевой протектор
РАЗМЕРЫ
Длина, мм 2200
Ширина, мм 1680
Высота, мм 1130
Колесная база, мм 1450
Клиренс, мм 180
Высота сидения, мм
Масса, кг 320
Емкость бензобака, л 20
Максимальная скорость, км/ч 78
Дальность, км 223

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.