This entry is also available in: Английский Китайский



Мотомириада № 31


Аудиоверсия статьи:
За несколько лет до начала Второй мировой войны компания Brough Superior неожиданно для всех переключилась с использования в мотоциклах двигателей JAP на моторы своих, по сути, конкурентов – одного из старейших британских мотопроизводителей, компании Matchless. Нижнеклапанная версия 1000-кубового двухцилиндрового двигателя предназначалась Brough Superior SS80, верхнеклапанная – SS100. Любопытно, что сама фирма Matchess одновременно предлагала покупателям мотоцикл собственной конструкции, оснащенный тем же мотором. При этом цена Brough Superior SS80 достигала £9O, а упомянутый Matchless Model X продавался за £60.

Brough Superior SS 100 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Brough Superior SS80 Special из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

На самом деле, компания Matchless была известна своими биг-твинами еще со времен Первой мировой войны. Долгое время мотоциклы марки комплектовались двигателями MAG или JAP. В 1925 г. фирма наконец выпустила мотоцикл «M/3S» с собственным двухцилиндровым мотором, и уже к 1929 г. в модельном ряду Matchless остались только родные V-образные двигатели.

Решение полностью отказаться от силовых агрегатов сторонних фирм привело Matchless к созданию замечательного мотора. Первым этот 982-кубовый двухцилиндровый двигатель, с углом между цилиндрами 50 градусов, мощностью 20 л.с. при 4000 об./мин получила, анонсированная в 1929 г. модель «X». В первом же рекламном каталоге ее нарекли «самым красивым мотоциклом на британских дорогах, с его фирменным двойным глушителем и изящным черно-белым бензобаком».

Дополнительно Matchless выпустила на рынок спортивный аналог – модель X/R. Этот мотоцикл отличался возросшей до 26 л.с. мощностью, увеличенной степенью сжатия (с 4.4:1 до 4.8:1), никелированными цилиндрами.

В 1930 г. спортивная модель была модернизирована (хромированные обода колес и дополнительная мощность), при этом обе сменили обозначения – на X/2 и X/R2. Еще через год, в 1931 г. – X/3 и X/R3. Последние получили бензобак нового типа и четырехступенчатую коробку передач.

Тем временем кризис, вызванный обвалом на Уолл-стрит в октябре 1929 г., обогнул половину Земного шара и добрался до Великобритании. Компания Matchless активно продвигала флагманский четырехцилиндровый «Silver Hawk». Вследствие тяжелой экономической ситуации развитие линии V-твинов отошло на второй план, но не остановилось.

Matchless Silver Hawk из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

A.J.S. 35/2 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

В 1931 г. Matchless приобрела одного из своих главных конкурентов – компанию A.J.S. Производство мотоциклов A.J.S. было перенесено из Вулвергемптона в Лондон. После поглощения одним из первых с производства был снят 1000-кубовый A.J.S. Model 2, однако к сезону 1933 г. мотоцикл вернулся с новым двигателем – 1000-кубовым V-твином, аналогичным модели X.

В 1938 г. участь A.J.S. постигла известную мотоциклетную фирму Sunbeam. После поглощения компанией Matchless, она стала частью вновь образованного холдинга «Associated Motor Cycles» или «AMC». К этому времени Matchless стал крупнейшим британским поставщиком моторов. Двигатели компании применяли на мотоциклах Brough Superior, Calthorpe, Coventry Eagle, OEC, OK-Supreme и даже на автомобилях Morgan.

На протяжении 30-х гг. мотоциклы линейки V-твинов Matchless продолжали модернизироваться. Благодаря устойчивому финансовому положению компания успешно преодолевала кризис. Однако начавшаяся война вынудила Matchless сменить приоритеты. В результате, одноцилиндровый Matchless G3L стал одним из самых массовых мотоциклов Второй мировой войны.

Matchless X/3

Несмотря на то, что модель X еще присутствовала в рекламном каталоге 1940 г., лишь небольшое количество мотоциклов сошло с конвейера завода в Вулвиче. После войны производство возобновлено не было. Таким образом, в 1940 г. была поставлена точка в славной истории этих британских V-твинов.

Производитель Matchless Motor Cycles (Colliers) Ltd, Англия
Годы выпуска 1929-1940
Количество, шт
Стоимость £ 60
Стоимость в современных ценах $ 4 907
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, V-образный
Объем двигателя, см3 982
Диаметр и ход поршня, мм 85,5 х 85,5
Мощность 20 л.с. при 4000 об / мин
Зажигание магнето Lucas
Карбюратор Amal
Аккумулятор 6 В
Сцепление
Коробка передач 4-х ступенчатая Sturmey Archer
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая
Передняя подвеска пружинная
Задняя подвеска неподрессоренная
Тормоза барабанные
Размеры колес 3,50 х 26
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 200*
Ширина, мм
840*
Высота, мм
1 050*
Колесная база, мм
1 422
Клиренс, мм
   127
Высота сидения, мм
   673
Масса, кг
   154
Емкость бензобака, л
     9
Максимальная скорость, км/ч
   126
Дальность, км

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.