This entry is also available in: Английский Китайский
Dodge WC-52 представленный в нашем музее – одна из многочисленных моделей вездеходов марки, выпускавшихся в военное время. Есть распространённое мнение, что аббревиатура “WC” расшифровывается как “Weapons Carrier» – «Оруженосец», но при более детальном изучении этого вопроса становится понятно, что комбинация латинских букв и чисел представляют собой индекс, где первая буква – год выпуска (машины 1940 года носили индекс V, а выпущенные в 1941 году и далее – W), вторая буква обозначает грузоподъемность. В нашем случае “C” – в системе обозначения грузовиков Dodge отводилась полутонным моделям и была сохранена для 3/4- и 1,5-тонных образцов. Численный код отвечал за тип кузова.
Таким образом, экспонат в нашем музее можно расшифровать как «Двухосный внедорожный автомобиль, произведенный в 1942 году в кузове «Пикап» открытого типа, оснащённый лебёдкой.»
Однако в СССР за внедорожником закрепилось совсем другое название – «Додж три четверти» – за его грузоподъемность, составлявшую 750 килограмм.
Индекс V не носил массовый характер – была собрана всего 4641 единица.
Совсем другая судьба ждала индекс W: конгресс США принимает закон о «ленд-лизе», страна вступает во Вторую Мировую войну, а на корпорацию Chrysler (в которую входит Dodge) «падает» государственный контракт, который в буквальном смысле озолотил концерн!
Только трехосных Dodge T-223 в период с 1943 по 1945 год было построено 43 224 единицы! При этом объемы производства «двухосок» были несравнимы с количеством выпущенных «трехосок». С 1942 по 1945 год было сделано порядка 260 тысяч вездеходов Dodge 4х4 различных модификаций. И самыми массовыми из них были те самые «носители вооружений»: WC-51 (без лебедки) – 123 541 экземпляр и WC-52 (с лебедкой) – 59 114 экземпляров. Общее количество модификаций переваливало за 50 единиц, это объясняется тем, что такие машины в огромном количестве поставлялись в Великобританию, СССР, Китай, а также в армию Свободной Франции.
В нашу страну отгружено, согласно американским данным, 24 902 двухосных Dodge версий WC-51 и WC-52 с бортовой цельнометаллической платформой, а также 300 штук трехосных артиллерийских тягачей WC-63.
Большая партия «Доджей» по договору ленд-лиза был отправлен по самому рискованному во время Второй Мировой войны «северному» пути. Начинался этот маршрут из английских (преимущественно шотландских) и исландских портов в незамерзающий Мурманск. С июля по декабрь 40% всех поставок шло именно этим маршрутом, и около 15% отправленных грузов оказывалось на дне океана.
В техническом плане WC-52 является достаточно крупным для двухосной техники своего времени, имея габаритные размеры: 4480х2100х2170 мм. Колёсная база – 2490 мм, дорожный просвет – 270 мм.
Модификация подразумевала перевозку 6 человек в кабине, грузоподъемность, как уже говорилось, составляла 750 килограмм.
Силовой агрегат носил индекс Т-214 и представлял из себя 6-циллиндровый рядный карбюраторный бензиновый мотор с нижним расположением клапанов объемом 3772 см3, выдающим 92 лошадиные силы. 2700-килограммовый «Додж» разгонялся до 87 км/ч и имел средний расход топлива в 28,5 литров на 100 километров пути.
Машины так же были оснащены ведущими мостами с гипоидными главными передачами, шарнирами равных угловых скоростей Bendix-Weiss, открытыми кабинами без дверей с более вместительными и грузоподъемными кузовами с продольными деревянными скамейками и ящиками для амуниции, а также 12-вольтным электрооборудованием и широкопрофильными шинами размером 9,00-16. Все они могли буксировать прицепы и артсистемы массой до двух тонн.
Водители отмечали прекрасные внедорожные свойства автомобиля как в летнее, так и зимнее время при любом покрытии и уровне загрузки вездехода. Узлы управления были интуитивно понятны и просты в эксплуатации. Приборная панель была информативной – спидометр с одометром , указатель уровня топлива, амперметр, манометр, измеряющий давление масла, спидометр, указатель температуры воды в системе охлаждения. Приборы имели подсветку и хорошо читались в любое время суток.
А вот открытый тип кузова не жаловал водителя и пассажира – ветер сильно задувал в кабину и в зимнее время эксплуатация автомобиля доставляла дискомфорт.
Популярность автомобиля сошла на нет в послевоенное время – свою роль сыграл высокий расход топлива в 29 литров на 100 км пути и слабая грузовая вместимость самого распространенного типа кузова – открытого пикапа. На смену «Носителя вооружений» пришло его логическое гражданское перевоплощение в лице полноприводного пикапа Power Wagon.
Так же примечательно, что автомобиль лёг в основу, точнее, получил «практически полную копию» в лице вездехода ГАЗ-62, который сконструировали инженеры Горьковского автозавода в 1953 году, но модель так и не стала серийной, уступив место легендарному ГАЗ-66, в котором все равно прослеживается влияние Dodge на советский вездеход.
Еще одна интересная деталь: по «ленд-лизу» было привезено настолько много автомобилей в СССР, что в послевоенное время один из советский авторемонтных заводов специализировался на капитальном ремонте Доджей «Три четверти», а Ленинградский шинный завод наладил производство покрышек в типоразмере 9.00-16 с особым рисунком «Ground Grip».
Технические характеристики
Производитель | Dodge, США |
Годы выпуска | 1941 – 1945 |
Количество, шт | 59 114 |
Стоимость | |
Стоимость в современных ценах |
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ | |
Тип | 6-цилиндровый, рядный, нижнеклапанный |
Объем двигателя, см3 | 3 770 |
Диаметр и ход поршня, мм | 82,55 х 114,47 |
Мощность | 92 л.с. при 3200 об / мин. |
Зажигание | электрический стартер |
Карбюратор | |
Аккумулятор | |
Сцепление | |
Коробка передач | 4-ступенчатая |
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА | |
Тип рамы | |
Передняя подвеска | |
Задняя подвеска | рессорная |
Тормоза | барабанные на всех колесах |
Размеры колес | 9.00-16 |
РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм |
4 235
|
Ширина, мм |
2 120
|
Высота, мм |
1870 мм (без тента), 2130 (с тентом)
|
Колесная база, мм |
2 490
|
Клиренс, мм |
273
|
Масса, кг |
2 315
|
Емкость бензобака, л |
114
|
Максимальная скорость, км/ч |
87
|
Дальность, км |
*- Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.