This entry is also available in: Английский Китайский
Мотомириада №59
Впервые мотоциклы Zűndapp серии «К» конструкции Рихарда Кюхена были представлены в 1933 году на выставке в Берлине. Семейство состояло из шести моделей с разными типами двигателей – от одноцилиндрового двухтактного до четырёхцилиндрового четырёхтактного – но все их объединяли привод на заднее колесо валом и унифицированная ходовая часть с рамой из штампованных элементов. Поначалу четырёхтактные моторы имели нижнеклапанный механизм газораспределения, и лишь в 1936 году появился верхнеклапанный вариант «пятисотки» – модель KS500. Её 26-сильный двигатель разгонял мотоцикл до 130 км/ч, как у 800-кубовой «четвёрки». Увы, отличаясь «верховым» характером, он плохо подходил для эксплуатации с коляской. Поэтому в 1938 году компания предложила компромиссный вариант: Zűndapp KS600. Подняв рабочий объём до 596 см³ и установив один карбюратор вместо двух, конструкторы выполнили сразу две задачи: значительно увеличили тягу мотора на малых оборотах и при этом улучшили отдачу на высоких (до 28 л.с.). Усиленная ходовая часть лучше отвечала тяжёлым условиям эксплуатации с коляской.
Оппозиты Zűndapp часто сравнивают с BMW – моторы и рамы этих аппаратов обладают явным внешним сходством. Но в деталях это совершенно различные машины. Коленвал двигателя Zűndapp KS600 вращался в трёх коренных подшипниках – двух роликовых и одном подшипнике скольжения. Шатуны сидели на нём на роликовых подшипниках, снабжённых сепараторами. Распредвал располагался в верхней части картера, его привод осуществлялся шестернями из материала «Новотекс». Эта синтетическая композиция, армированная льняным волокном, хотя и была немного хрупкой, обеспечивала малый уровень шума. К тому же материал хорошо пропитывался маслом. В механизм кикстартера была введена коническая передача, так что мотор не приходилось заводить «поперёк», как у BMW. Двухдисковое сцепление работало в масляном тумане. Чрезвычайно экстравагантную конструкцию имела четырёхступенчатая коробка передач: цепные передачи вместо шестерённых пар – ради мягкой и бесшумной работы. Переключение передач было сдвоенным, и ручное, и ножное. Передача на заднее колесо – валом с двумя муфтами.
Рама из штампованных элементов – тяжёлая и прочная, с жёстким креплением заднего колеса. Передняя вилка – паралеллограммная.
Zűndapp KS600 стал ступенью к созданию специального армейского мотоцикла – KS750, который сменил его на конвейере в 1941 году. Но производство моторов KS600 продолжалось: они использовались в мобильных генераторных установках.

Zundapp KS750 из коллекции «Мотомира В. Шеянова»
В первые послевоенные годы Германии было запрещено выпускать мотоциклы с моторами рабочим объёмом более 250 см³. Когда же этот запрет в 1949 году был снят, в Нюрнберге возобновили производство Zűndapp KS600. Но сразу же началось проектирование его преемника. Новая модель Zűndapp KS601 дебютировала в 1950 году. Она получила значительно модернизированную версию силового агрегата KS600 и совершенно новую ходовую часть.
Производитель | Zűndapp-Werke GmbH, Нюрнберг, Германия |
Годы выпуска | 1938 – 1941, 1949-1951 |
Количество, шт | 21 499 |
Стоимость | 1395 RM |
Стоимость в современных ценах |
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ | |
Тип | 2-цилиндровый, оппозитный, 4-тактный |
Объем двигателя, см3 | 597 |
Диаметр и ход поршня, мм | 75 х 67,6 |
Мощность | 28 л.с. при 4800 об/мин |
Зажигание | магдино Noris |
Карбюратор | Amal M76 |
Аккумулятор | 6 В |
Сцепление | двухдисковое, в масляной ванне |
Коробка передач | 4-ступенчатая |
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА | |
Тип рамы | дуплексная, стальная, из штампованных элементов |
Передняя подвеска | паралеллограммная вилка с гидравлическим амортизатором |
Задняя подвеска | жёсткая |
Тормоза | барабанные |
Размеры колес | 3,50 x 19 |
РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 2 150 |
Ширина, мм | 885 |
Высота, мм | 960 |
Колесная база, мм | 1390 |
Клиренс, мм | 125 |
Высота сидения, мм | 720 |
Масса, кг | 195 |
Емкость бензобака, л | 15 |
Максимальная скорость, км/ч | 145 |
Дальность, км |