Motorworld’s newspaper № 26
Test-drive video
Belgian FN can be fairly called a pioneer company that is the first to produce road-free heavy motorcycles. As early as 1936, FN had started the paper studies related to the M12a SM army model with sidecar wheel drive. Despite the fact serial manufacture was started two years later, M12 was ahead of famous German ATVs produced by BMW and Zündapp.

FN M12a SM had a high-performance opposed-piston flathead engine (22 h.p., 992 cc displacement) and a four-speed gearbox with reverse gear. The engine was watertight cowled for the motorcycle to successfully pass water barriers. An exhaust system had a single silencer for both cylinders.

Motorcycle was easy maintainable. You could hose down watertight parts. A petrol tank cap and an oil gage were readily available. All three wheels could be interchanged and hubs were mounted in such a way that brakes and bearings are still in place when a wheel is removed.

FN M12a SM from «Motorworld by V.Sheynov» collection

FN M12a SM motorcycles were supplied not only to Belgian armed forces but also to Iran, Greece and several countries in South America. FN had managed to design a perfect military motorcycle. Later, using M12a SM know-hows, the company designed a tricycle FN 12 T3, also known as FN Tricar.

When an FN 12a SM was mainly intended for motorization of infantry forces, an FN Tricar was designed to satisfy another military needs – delivery of freight of all kinds from 6 to 700 kgs. Before tricycles, delivery tasks were completed by trucks, but such a solution was expensive and inefficient. Tricycles were relatively inexpensive and, according to the military classification, were motorcycles. Therefore, the total number of cargo handling vehicles was higher when using three wheelers.

FN 12 T3 was just a forepart of an M12a SM with a conventional automotive rear axle and a well car with handrails & seats above it. FN was thinking how to increase serviceability and decided to divide the frame at the seat level. The frame could be divided into two independent parts connected by five connection joints. Both parts could be independently repaired in field. As a result, downtime was significantly reduced.

FN 12 T3 was a mechanical soldier carrying out heavy-duty army tasks. It was a versatile machine with all features a military vehicle needs: conveyance of the General Staff officers and troops; transportation of ammo, communications station equipment, telephone installations, fuels, provisions; a mobile workshop; a base for machine guns and many other applications.

Max speed of FN Tricar at the level stretch of road was 75 km/h, which was pretty good for a 425 kg machine. And performance figures of Tricar under load are surprisingly good! During the load test (550 kgs), FN Tricar steadily made the grade at 40% without a speed-reduction unit. And with a reduction unit activated, the slope percentage the machine could climb was limited only by the adhesion of wheels! Such off-road capabilities made a tricycle a machine, which couldn’t be beaten by any machine of its kind.

Manufacturing of FN Tricar started in 1939 and ended in May, 1940 after Belgium was occupied by Germans. The total number of tricycles produced is 331.

Manufacturer Fabrique Nationale d’Armes de Guerre Herstal (Fabrique Nationale SA, Herstal)
Years of manufacture 1939 – 1940
Quantity produced, units 331
Price
Today’s value
ENGINE AND TRANSMISSION
Type Two-cylinder, opposite
Engine capacity, cc 992
Bore and stroke, mm 90 x 78
Engine rating 22 hp at 3200 rpm
Sparking Kickstarter on the left side
Carburetor Amal
Battery 6V
Clutch Singplate, dry
Transmission 4-speed with rear speed
FRAME AND WHEELBASE
Frame type Tubular, welded
Front suspension Parallelogram with friction damper
Rear suspension half-elliptic spring
Brakes Drum type
Wheel size Front 12 x 45, rear 14 х 45
DIMENSIONS
Length, mm
3 300
Width, mm
1 600
Height, mm
1 530*
Wheelbase, mm
2 200
Ground clearance, mm
250*
Seat height, mm
940*
Mass, kg
   425
Gas tank size, l
19
Maximum speed, km/h
     75
Range, km

* – Data on the results of the measurement at the exhibit of “Motorworld by V.Sheyanov”.

Аудиоверсия статьи:

Мотомириада № 26
Видео тест-драйва
Бельгийскую компанию Fabrique Nationale de Herstal (FN) можно по праву назвать пионером производства тяжелых мотоциклов повышенной проходимости. Еще в 1936 г. FN приступила к проектным разработкам армейской модели M12a SM с приводом на колесо коляски. Не смотря на то, что в серию машина пошла двумя годами позже, этот мотоцикл опередил известные немецкие мотовездеходы производства BMW и Zündapp.

FN M12a SM оснащался мощным 22-сильным оппозитным нижнеклапанным двигателем, объемом 992 куб. см, и четырехступенчатой коробкой передач с задним ходом. Двигатель был герметично закапотирован с расчетом на преодоление водных преград. Выпускная система из обоих цилиндров имела один глушитель.

Мотоцикл был прост в обслуживании. Герметизированные детали можно было мыть из шланга. Люк дозаправки и масляный щуп были расположены в легкодоступных местах. Все три колеса взаимозаменяемы и ступицы установлены таким образом, что когда колесо снято, тормоза и подшипники остаются на месте.

FN M12a SM из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

Кроме вооруженных сил Бельгии модель M12a SM поставлялась в армии Ирана, Греции и в ряд стран Южной Америки. FN удалось создать отличный военный мотоцикл. Именно на его базе компания впоследствии разработала трицикл FN 12 T3, именуемый также FN Tricar.

Если FN 12a SM решал для бельгийских военных проблему моторизации пехоты, FN Tricar был призван стать ответом на другой, мучивший командование вопрос – оптимизацию доставки разнообразных грузов от 6 до 700 кг. До прихода трициклов эти задачи решались при помощи грузовиков, что было дорого и неэффективно. Трициклы, при их относительной дешевизне, согласно военной классификации относились к мотоциклам. Следовательно, при условии применения трехколесных машин, общее количество грузовой техники увеличивалось.

FN 12 T3 представлял собой переднюю часть модели M12a SM с присоединенным к ней задним мостом автомобильного типа, над которым располагалась бортовая платформа с поручнями и сиденьями. Забота об удобстве ремонта в полевых условиях подтолкнула FN к тому, чтобы разделить раму на две части на уровне сиденья. Благодаря пяти соединениям, рама может быть разделена на две абсолютно независимые и, следовательно, легко ремонтируемые по отдельности части. Таким образом, значительно сокращалось время простоя машин.

Созданный для суровой службы в армии и обладающий всеми основными характеристиками действительно военной машины, FN 12 T3 обеспечивал самые разнообразные возможности использования: перевозка офицеров Генерального штаба и войск, перевозка боеприпасов, оборудования постов радиосвязи, телефонного оборудования, горючего и продовольствия, обустройство передвижных мастерских, применение в качестве базы для установки пулемета и т.д.

Максимальная скорость FN Tricar на горизонтальном участке равнялась 75 км/час, что было совсем неплохо для 425-килограммовой машины. Показатели же трицикла в применении с нагрузкой просто удивляют. Во время испытаний с грузом, равным 550 кг, FN Tricar уверенно преодолевал склоны с углом в 40%, причем без применения редуктора. В то же время с включенным редуктором угол преодолеваемого склона был ограничен только сцеплением колес с грунтом! Проходимость трицикла давала ему неоспоримые преимущества и военную ценность, которой никакая другая подобная машина никогда не смогла достигнуть.

Производство FN Tricar стартовало в 1939 г. и завершилось в мае 1940 г. вследствие оккупации Бельгии Германией. Всего был выпущен 331 экземпляр трицикла.

Производитель Fabrique Nationale d’Armes de Guerre Herstal (Fabrique Nationale SA, Herstal)
Годы выпуска 1939 – 1940
Количество, шт 331
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип оппозитный, 2-цилиндровый
Объем двигателя, см3 992
Диаметр и ход поршня, мм 90 x 78
Мощность 22 л.с. при 3200 об / мин.
Зажигание расположение кикстартера с левой стороны
Карбюратор Amal
Аккумулятор
Сцепление сухое однодисковое
Коробка передач 4-ступенчатая с задней передачей и понижающим рядом
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая сварная
Передняя подвеска параллелограммная с фрикционным демпфером
Задняя подвеска полуэллиптические рессоры
Тормоза барабанные
Размеры колес переднее 12 x 45, задние 14 х 45
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
3 300
Ширина, мм
1 600
Высота, мм
1 530*
Колесная база, мм
2 200
Клиренс, мм
250*
Высота сидения, мм
940*
Масса, кг
   425
Емкость бензобака, л
19
Максимальная скорость, км/ч
     75
Дальность, км

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.