This entry is also available in: Английский Китайский
Мотомириада №62
Добавлю ещё одну объединяющую обе компании черту: они созданы для войны с Россией. Корпорация British Small Arms в Бирмингеме организована для вооружения экспедиционного корпуса в Крыму в середине XIX века. А «Королевская оружейная компания» в городе Хускварна, основанная в 1689 году, поставляла мушкеты армии Карла XII.
Но оружие – товар, можно сказать, сезонный. Нет войн – нет прибылей. И компания Husqvarna Vapenfabrik AB, получившая это имя после реорганизации в 1867 году, не гнушалась производством любых мирных товаров. Сегодня мы найдём эту марку на бензопилах, газонокосилках, культиваторах и, конечно, мотоциклах. Хотя мотоциклы шведского бренда сегодня делают в Австрии…
Но вернёмся в те времена, когда шведское было шведским. Свой первый мотоцикл компания построила в 1903 году – фактически это был велосипед с подвешенным к раме одноцилиндровым моторчиком производства бельгийской фирмы FN (тоже, кстати, оружейной). Но настоящий успех пришёл к мотоциклам Husqvarna через несколько лет, когда на рынок вышли машины с 500-кубовыми V-твинами швейцарской компании Moto-Reve (интересно, что эти же моторы в ту пору ставились и на самые популярные русские мотоциклы, московской компании «Дукс»).
Хотя ни Швеция, ни Швейцария в Первой мировой войне не участвовали, поставки моторов через воюющую Европу оказались на грани срыва. Что подвигло наконец компанию на создание собственной силовой установки. Спроектированный шведами двигатель что-то взял от Moto-Reve, что-то от Harley-Davidson, но больше всего – от Indian, самого совершенного мотора той поры. 550-кубовая V-образная «двойка» мощностью 11 л.с. имела нижнее расположение клапанов, чугунные цилиндры с несъёмными головками, систему смазки «на прогар» с ручной подкачкой и зажигание от магнето. От двигателя цепная передача шла на трёхступенчатую коробку передач с ручным переключением, а вот сцепление, напротив, выключалось ножной педалью – обычная практика для американских мотоциклов той поры. Надо отметить, что суровые погодные условия Северной Европы (и России) способствовали тому, что местные конструкторы брали за образец не европейскую, а американскую школу проектирования, с её большими запасами прочности и мощности. Ведь и первые автомобили Volvo явно отмечены американским влиянием.
Производство мотоциклов с V-твинами собственного изготовления началось в 1919 году, и следующее десятилетие эти машины составляли основу модельной гаммы компании. При этом постоянно совершенствовались конструкция мотора, трансмиссии, ходовой части и электрооборудования, мощность выросла до 15 л.с., неизменным оставался лишь рабочий объём – 550 см³.
Но в конце 20-х годов руководители компании решили расширить выпускаемую гамму мототехники. Каталог 1930 года включал уже девять моделей, но лишь одна – 550-кубовая двухцилиндровая – имела двигатель собственного производства, остальные же – рабочим объёмом от 175 до 500 см³ – оснащались покупными английскими одноцилиндровыми моторами. Впрочем, постепенно импортная продукция замещалась собственными аналогами (причём спроектированная шведами в начале 30-х годов одноцилиндровая «пятисотка» оказалась такой удачной, что моторы на её основе выигрывали чемпионаты мира по мотокроссу в начале 60-х!).
К сезону 1933 года модельную гамму Husqvarna украсил новый флагман – модель «120». Её двухцилиндровый V-образный двигатель сохранил основные черты 550-кубовой модели: угол развала 50º, чугунные цилиндры, нижнее расположение клапанов. Но рабочий объём был увеличен до 990 см³, что позволило мотору развить уже 26 л.с. при 3500 об/мин. Более современными стали все системы двигателя. Система смазки сухого типа получила оребрённый маслобак, смонтированный перед картером. Интересно, что оребрение получили и картер двигателя, и даже большой глушитель. Зажигание обеспечивало 30-ваттное магдино Bosch.
Крутящий момент от двигателя передавался цепью на трёхступенчатую коробку передач с ручным переключением. Мотор установлен в стальную трубчатую раму с жёсткой задней подвеской. Передняя вилка – параллеллограммная, со спрятанной в кожух пружиной. Приборная панель была установлена на бензобаке. Мотоцикл отличался отличной отделкой и высоким качеством сборки – что, в общем-то, характерно для продукции оружейной компании. Он мог комплектоваться боковыми прицепами – как пассажирскими, так и грузовыми. Машина выпускалась также в модификации «130» – с перенесёнными справа налево рычагами ручного тормоза и переключения передач.
В те времена марка Husqvarna была известна только на родине. Чтобы добиться международного признания, компания пошла на разработку специального гоночного 500-кубового мотоцикла – в 1933 году швед Гуннар Кален стал на нём чемпионом Европы. Увы, расширению экспорта этот успех не способствовал (Husqvarna вышла на международные рынки лишь в 60-е годы). И в 1936 году руководство компании приняло судьбоносное решение: отныне в мотоциклетной гамме остались лишь аппараты, пользующиеся наибольшим спросом в Швеции – дешёвые машины с малокубатурными двухтактными моторами. Так закончилась история шведского V-твина.
Производитель | Husqvarna Vapenfabriks AB, Хускварна, Швеция |
Годы выпуска | 1932-1936 |
Количество, шт | |
Стоимость | 1950 шведских крон |
Стоимость в современных ценах |
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ | |
Тип | 2-цилиндровый, V-образный, 4-тактный |
Объем двигателя, см3 | 990 |
Диаметр и ход поршня, мм | 79 х 101 |
Мощность | 26 л.с. при 3500 об/мин |
Зажигание | Bosch |
Карбюратор | 1 шт. |
Аккумулятор | 6В |
Сцепление | сухое однодисковое |
Коробка передач | 3-х ступенчатая |
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА | |
Тип рамы | трубчатая стальная |
Передняя подвеска | телескопическая |
Задняя подвеска | телескопическая |
Тормоза | барабанные |
Размеры колес | 4,00 х 19 |
РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм |
2 210
|
Ширина, мм |
760
|
Высота, мм |
1 025
|
Колесная база, мм |
1 495
|
Клиренс, мм |
130
|
Высота сидения |
700
|
Масса, кг |
195
|
Емкость бензобака, л |
13
|
Максимальная скорость, км/ч | |
Дальность, км |