This entry is also available in: Английский Китайский



Аудиоверсия статьи:

Мотомириада № 11
Видео тест-драйва
Настоящей сенсацией стало появление в 1927 г. мотоцикла, не имевшего аналогов в Европе и обеспечившего компании Windhoff громкую славу и достойное место в мировой мотоциклетной истории.

Небольшая компания, созданная Гансом Виндхоффом (Hans Windhoff) в 1907 году, занималась производством автомобильных радиаторов, но Ганс не обошел стороной и популярное в то время мотоциклетное производство. В 1925 году он представил двухтактный 125-кубовый мотоцикл с водяным охлаждением, а позже выпустил и 500-кубовые версии, однако успех ему принес аппарат, представленный в 1927 году.

Windhoff 750

Именно тогда Ганс Виндхофф с помощью талантливого Иозефа Даубена (Josef Dauben) создали мотоцикл с рядным продольным четырехцилиндровым верхневальным мотором, который и сегодня выглядит интересным. До встречи с Виндхоффом Йозеф работал на мотофабрике Delta, а в 1923 запустил в Берлине производство «адаптированной» копии Indian Scout под именем Mabeco. Отличился он и в автомобильном мире: в HG Röhr занимался разработкой 8-цилиндровый двигатель, а в 1952 г. занимался дизайном Mercedes Benz W194, а позже и знаменитого 300 SL.

В истории Германии Windhoff стал первым 4-х цилиндровым мотоциклом, да так и оставался единственным в Европе на протяжении кризиса 1927-1930 годов.

Windhoff 750 Было выпущено 3 ревизии, которые отличились механизмом привода ГРМ и небольшими техническими улучшениями.

В 1927 году на первой версии треугольный бензобак был разъемным и вмещал в себя 12 литров топлива, а консольно-подвешенное седло поддерживали листовые рессоры. Диаметр переднего барабанного тормоза составлял 170 мм.

Windhoff 750

Вторая ревизия, представленная в музее «Мотомир Вячеслава Шеянова», появилась в 1928 с баком на 14 литров более округлой формы и передним тормозным барабаном диаметром 220 мм.
Третья отличалась только электрическим оборудованием.

Windhoff 750

К сожалению, 4-х цилиндровый Windhoff, как и многие, пал жертвой кризиса 1929 года и «прожил» в производстве около 40 месяцев. Доподлинно известно о 1450 произведенных мотоциклах в промежуток между 1927 и 1931 годами, но до сегодня дожило только 20 экземпляров.

Windhoff 750

Алюминиевый блок весом 70 кг и рабочим объемом 750 куб.см. с коротким ходом поршня (63 х 60 мм) выглядит необычно, зато мощности в 22 л.с. при 4000 об/мин вполне хватало по тем временам.

Ведущую роль во всей конструкции играл маслонасос, поскольку охлаждение мотора Windhoff было масляным. Циркулировавшее под давлением между всеми нагруженными частями мотора масло (6,5 л), оседало на стенках с развитым внешним оребрением. Стекая по стенкам обратно в картер, масло охлаждалось, благодаря чему можно было обойтись без масляного радиатора.

Windhoff 750

В алюминиевом блоке размещались трехопорный коленчатый вал и сменные гильзы цилиндров. Алюминиевая же головка блока содержала восемь вертикально расположенных клапанов, непосредственно на которые действовал помещавшийся над ними распределительный вал. Первоначальный вариант предусматривал короткие коромысла, но впоследствии от них отказались. Распредвал и находившийся в картере мотора масляный насос приводились шестью шестернями от коленвала (поочередно из стали и композитного материала (волокно + смола) для уменьшения шума) в передней части двигателя.

Windhoff 750

За доставку топливовоздушной смеси отвечал небольшой (ø 22 мм) карбюратор Zenith.

Непосредственно к двигателю крепилась трехступенчатая коробка передач с ручным переключением, многодисковым сцеплением, кик-стартером и трансмиссионным тормозом, действовавшим от ножной педали.

Windhoff 750

Весь силовой агрегат являлся основой ходовой части: сверху на головку цилиндра «надевалась» кованая ферма с рулевой колонкой, а сзади из картера коробки передач выходили горизонтальные трубы, между которыми крепился картер карданной (точнее, торсионной, поскольку задняя подвеска была жесткой и карданные шарниры не применялись) главной передачи.

Передняя вилка мотоцикла Windhoff, довольно сложной конструкции, была короткорычажной, а в качестве упругих элементов использовались две короткие четвертьэллиптические рессоры. Спидометр располагался на бензобаке. Весил четырехцилиндровый «Windhoff» 185 кг и развивал скорость до 120 км/ч.

BMW R47 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Мотоцикл Victoria KR6, 1927 год

22-х сильный Windhoff стал самым мощным мотоциклом сезона 1927 г. получив в соперники Victoria 600 KR 6 и BMW R 47. Windhoff отличался и по стоимости, сказывалась сложность изготовления революционной по тем временам конструкции – 1750 DM и еще 400 DM за электрооборудование. Для сравнения, выпущенный в 1928 году 25-сильный BMW R63 стоил 2100 DM. Только BMW R16 1929 года выпуска с новой штампованной рамой обогнал Windhoff по стоимости – 2200 DM.

В Великобритании Windhoff стоил 97 фунтов и 18 шиллингов против 170 фунтов за Brough Superior SS100, но обходился однозначно дороже чем самый дорогой A.J.S. стоимостью в 73 фунта. При сравнении себестоимости Windhoff проигрывал даже американскому Henderson KJ, который хоть и стоил 118 фунтов, но привезен был с другого конца света.

1928, Brough Superior SS100 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

1931, Henderson KJ из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Прототип Windhoff 1000, 1931 год

Так и получилось, что большого коммерческого успеха эти мотоциклы не имели, но пользовались стабильным спросом у ценителей серьезной техники. К слову, в 1929 Ганс выпустил стандартный 1000-кубовый оппозит, а два года спустя, в 1931 году, собрал 2 прототипа 1000-кубового верхневального мотоцикла очень похожего на Windhoff 750, но это совсем другая история…

История мотоцикла из коллекции “Мотомира” началась в Германии. Самый ранний владелец, о котором нам известно, – господин Вик (Wick) из Берлина. В 80-х годах Вик продал Windhoff австрийцу Йоханну Шварценбергеру (Johann Schwarzenberger). Мотоцикл требовал реставрации, которую Шварценбергер осуществлял в течение 5 лет. Двигатель мотоцикла восстанавливала “Фирма по ремонту моторов Клингера” (Fa. Klingler Motoreninstandsetzung) из Иннсбрука, Австрия. В 1992 году, когда мотоцикл наконец-то был готов, он был переоформлен и получил австрийские документы. В 2003 году Шварценбергер продал мотоцикл коллекционеру из Баварии Йозефу Бейлю (Josef Beil). В 2011 мотоцикл вновь был продан и оказался в коллекции немецкого специалиста по классическим мотоциклам Хуберта Фейренбаха (Hubert Fehrenbach). И наконец, в 2013 г. Windhoff 750 был приобретен для собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”.

Compiled using materials from: 1. Энциклопедия мотоциклов “За Рулем” 2. Ссылка на статью
Производитель Windhoff Motorenbau GmbH, г. Берлин, Германия
Годы выпуска 1927 – 1931
Количество, шт 1 450
Стоимость 1 750 RМ
Стоимость в современных ценах 5083,34 $
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 4-цилиндровый, верхнеклапанный
Объем двигателя, см3 748
Диаметр и ход поршня, мм 63 х 60
Мощность 22 л.с. при 4000 об / мин.
Зажигание магнето
Карбюратор Zenith 22K4
Аккумулятор 6 В
Сцепление
Коробка передач 3-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы двигатель в роли рамы
Передняя подвеска четвертьэллиптические рессоры
Задняя подвеска жесткая
Тормоза ручной барабанный на переднем колесе
Размеры колес 3,85 х 20
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 200*
Ширина, мм
800*
Высота, мм
1 070*
Колесная база, мм
1 450*
Клиренс, мм
140*
Высота сидения
780*
Масса, кг
   185
Емкость бензобака, л
     14
Максимальная скорость, км/ч
    120
Дальность, км
   

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.