This entry is also available in: Английский



Мотомириада №54


Аудиоверсия статьи:
В 1940 г. заказывающее управление вермахта объявило конкурс на разработку тяжелого мотоцикла с боковым прицепом, колесной формулы 3х2, способного буксировать легкое артиллерийское орудие либо трейлер с амуницией. К концу года концерн Bayerische Motoren Werke, AG разработал одну из лучших моделей военных мотоциклов всех времен и народов BMW R 75.

BMW R75

Однозначно, очень важную роль в разработке немецких военных мотоциклов сыграли испытательные пробеги в целом, и особенно Международные шестидневные испытания. Особенно сильно это отразилось на подготовке многочисленных мотоциклетных корпусов, которые стали авангардом германских бронетанковых дивизий.

До начала Второй мировой Войны Германия уделяла очень много внимания мотоциклам с колясками, это хорошо было видно по количеству участников Международных соревнований, среди которых больше всего было немцев на мотоциклах с колясками. Позже, Германская пропаганда открыто признала, что именно эти спортивные состязания помогли выявить недостатки конструкции и обучить высококлассных водителей используя тяжелые условия соревнований.

Конечно, очень сильно отличались от соревнований: водителям приходилось гнать свои машины на тысячи километров в течение месяцев, часто не имея случая сделать капитальный ремонт уставших узлов. Конечно же, местность была хуже, чем на испытаниях, а то, что эти машины никто специально не отбирал как лучшие из числа произведенных, накладывало свой отпечаток на требования к этим «всепроходимцам».

В середине 1930-х мотоциклы с приводом на колесо коляски начали появляться в Бельгии (FN M12a SM), во Франции (Gnome-Rhone AXII), Англии (Norton Big Four) и даже Японии (Rikuo Type 97). Эти мотоциклы с колёсной формулой 3х2 отлично показывали себя на бездорожье, но немецкая военная машина не торопилась с выводами. Вермахт хотел получить в свое распоряжение самый лучший внедорожный мотоцикл.

FN M12a SM из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Gnome Rhone AXII из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Norton Big Four из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Rikuo Type 97 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Осенью 1937 года Верховное командование сухопутными войсками Вермахта сформулировало требования к новому внедорожному мотоциклу, выполнять заказ взялись два крупнейших мотопроизводителя Германии – фирмы BMW и Zündapp. Получившиеся мотоциклы были похожи как внешне, так и конструктивно, но сегодня подробно расскажем только о BMW R75, а Zündapp KS750 оставим на потом.

Предком R75 была модель R12, представленная в 1935 году, которую отличала телескопическая передняя вилка с гидравлическими амортизаторами. Мощный двигатель объемом 746 куб. см, 4-ступенчатая коробка передач и привод от вала делали машину быстрой и надежной, однако небольшое расстояние между колесом и крылом создавало множество проблем для немецких мотоциклистов на Восточном фронте.

BMW R12 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

BMW R75 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Двигатель, отчасти, напоминал нижнеклапанный от R71. Тоже бензиновый четырехтактный, двухцилиндровый «квадратный» (диаметр цилиндра, и ход поршня равны 78 мм) двигатель рабочим объемом 745 куб. см., все также смонтированный поперек рамы.
Но уже в отличии от своего более мирного предка новый двигатель стал верхнеклапанным, причем, для удобства обслуживания, коромысло каждого клапана закрывалось отдельной крышкой. Новая силовая установка, сконструированная не столько для максимальной мощности, сколько для максимального срока службы, развивала 26 л.с. при 4400 оборотах в минуту.

BMW R75

Заводился мотоцикл кикстартером. Использованное в системе зажигания магнето с механизмом автоматической регулировки угла опережения зажигания обеспечивало надёжную работу зажигания, о чем свидетельствовали свечи, которые спокойно «проходили» по 12 тысяч километров без чистки и замены. Магнето, также использованное в мотоциклах Zundapp KS600 и BMW R71, поставлялось двумя производителями: Noris ZGA2 и Bosch FJ2 R134. На экземпляре «Мотомира» установлено магнето фирмы Noris, которое отлично показало себя в процессе эксплуатации.

BMW R75

Магнето и распределительный вал приводились системой шестеренок. Двигатель получился очень надежным, не перегревался на маленьких скоростях и не «капризничал» в морозы, это заслуга двух карбюраторов Graetzin Sa 24. Хорошую проходимость в преодолении водных препятствий обеспечивали резиновые колпачки на смесительных камерах карбюраторов и специальные наконечники для свечей.

Сразу оговоримся, было несколько модификаций мотоцикла R75, он менялся на протяжении всего срока производства: изменялись детали двигателя, навеска, раскраска и многое другое. Официально первая версия не имела названия, но в ходу такие клички как «Европа» и «Сибирь», наиболее же известная из последующих версий, получила имя «Сахара».

Клапанные крышки тоже изменялись, и в версии «Сахара» они уже не окрашивались в цвет мотоцикла. Добавилось неярко выраженное оребрение для лучшего охлаждения цилиндров.

BMW R75

Первые версии мотоцикла окрашивались в темно-серый (Фельдграу) цвет. Версия “Сахара” одной из первых первой получила желто-песочный цвет окраски, а чуть позже, с февраля 1943 года, “песчаный камуфляж” получили все боевые машины Верхмата, за исключением служивших на Восточном фронте.

На первых версиях R75 фильтрующий элемент располагался под бензобаком, на стандартном для BMW месте, в отливке корпуса КПП. На решение изменить его местоположение повлияли пески африканских пустынь и грязь русских дорог, которые забивали воздушный фильтр слишком быстро. На «Сахаре» фильтр занял место вещевого ящика на бензобаке и был закрыт крышкой, очень напоминающей по форме немецкую каску. Конструкция и расположение воздушного фильтра, с устройством для обеспечения подсоса во время запуска двигателя, делали запуск менее проблемным и были оправданы.

Выхлопная система тоже была с «изюминкой». Выхлопная трасса из цилиндров приходила в небольшой ресивер, расположенный перед картером двигателя, и только после этого уходила в заднюю часть мотоцикла, к «банке» глушителя. «Банка» была закрыта перфорированным листом железа, для защиты ног заднего пассажира от ожогов.

В 1943 году у «Сибири» немцы изменили выхлопную систему. Теперь выхлопные газы проходили через теплообменник, теплый воздух из которого использовался для обогрева ног и рук водителя, а также подогревал пол у коляски.

Двигатель и коробка передач смонтирована в один блок. Сцепление в BMW R75, не выделяясь ничем особенным, было сухим, однодисковым. Зато четырехступенчатая коробка с задним ходом и демультипликатором была настоящим произведением искусства. Переключение передач осуществлялось либо левой ногой, либо внутренним рычагом, установленным на правой стороне бензобака, задняя передача включалась только ручным рычагом. Наружный рычаг управлял демультипликатором.

BMW R75

Крутящий момент с коробки передач снимался с помощью карданного вала, и через дифференциал передавался на заднее колесо мотоцикла и колесо коляски. Привод на коляску – постоянный, но благодаря дифференциалу мотоцикл ехал прямо, и не сходил со своей траектории даже на высоких скоростях. Если мотоцикл «увязал» на бездорожье, да так что одно колесо вращалось свободно, можно было включить блокировку дифференциала, что значительно повышало проходимость мотоцикла. Рычаг для включения блокировки располагался под бензобаком с правой стороны.

К передаточному числу, получаемому при помощи конической и коренной передач дифференциала добавлялось дополнительное передаточное число, получаемое в трансмиссии заднего колеса и колеса коляски двумя дополнительными цилиндрическими шестернями. Это напоминало устройство трансмиссии тяжелых грузовиков тех лет, так похожих на эти мотоциклы.

Колесо коляски имело торсионную подвеску, а сама коляска крепилась на листовых рессорах. При необходимости, привод колеса коляски отсоединялся и позволял использовать мотоцикл как одиночку. На передней части коляски устанавливался пулемёт MG 34 ил MG 42.

Пространственная рама, построенная из труб и штампованных деталей, была крепкой и выдерживала высокие нагрузки, часто возникавшие на полях сражений.

Сиденья на R75 поставлялись известной в то время компанией Drilastic. У «Сахары» изменена форма сидений, и отличается от первых версий.

Сахара – мотоцикл тяжелый, намного тяжелее современников, которые согласно ПДД ограничены массой в 350 кг.

R75 же весит 420 кг. И едет он так, как положено тяжелому мотоциклу, уверенно и плавно, несмотря на неподрессоренный зад. Однако, R75 легко рулится, благодаря широкому рулю, а низко расположенное сиденье позволяет уверенно доставать ногами до земли, особенно левой, а это очень выручает при опасных ситуациях на колеях и косогорах, когда мотоцикл норовит опрокинуться или ускользнуть в сторону на скользкой лесной дороге.

BMW R75 легко рулится, благодаря широкому рулю, а низко расположенное сиденье позволяет уверенно доставать ногами до земли.

По-современному расположенные органы управления, а именно переключение передач ногой, в отличие, например, от Harley-Davidson тех лет, добавляют уверенности, быстроты и чёткости управления мотоциклом. Зажигание выполнено грамотно и включается поворотом тумблера, без ключей, которые так легко потерять в военное время!

Привод на заднее колесо и колесо коляски настолько надёжны, что позволяют тащить за собой что угодно, пока колёса не станут буксовать или не закопаются в песок. Ну или не забьётся насмерть грязью промежуток между передним колесом и крылом.

BMW R75 — безусловно технический шедевр. Привод на заднее колесо и колесо коляски настолько надёжны, что позволяют тащить за собой что угодно, пока колёса не станут буксовать или не закопаются в песок.

Так же хорош и гидравлический тормоз этих двух колёс, останавливает мотоцикл не хуже современных, разумеется, если всё исправно и отрегулировано. Однако прокачка тормозов- это та ещё задача. Равно как и езда на одиночке. Всё бы ничего, но, чтобы отсоединить коляску с её приводом- приходится изрядно попотеть!

И все-таки, несмотря на все недостатки, BMW R75 является центральной частью коллекции музея «Мотомир Вячеслава Шеянова». Вячеслав поставил себе целью собрать под одной крышей лучшие мотоциклы войны и мира Золотого века мотостроения, пик которого пришёлся на 30-е – 40-е года прошлого века. В коллекции музея собрано более 90 экспонатов, каждый из которых любовно обслуживается и ревностно оберегается, но самое главное, все экспонаты – «живые» и попеременно принимают участие в небольших тест-драйвах, что проводятся по полям и лесам Самарской области.

Передняя подвеска представлена телескопической вилкой с гидравлической амортизацией. На первых версиях мотоцикла применялись металлические щитки, защищавшие подвижные части амортизатора, но грязь и песок очень быстро забивались в щели, подвижные части быстро приходили в негодность. На «Сахаре» исправили эту проблему и начали устанавливать резиновые пыльники, надежно защищавшие амортизаторы от внешних стрессоров.

По крайней мере, так было на бумаге, в реальности же, когда начинаешь рассматривать военные фотографии, удивляешься тому разнообразию, что встречалось на полях сражений: версии с «каской»-фильтром и металлическими щитками, с резиновыми пыльниками и «бардачком» на бензобаке и даже с «правильными» пыльниками и фильтром, но с клапанными крышками старого образца.
Спицы, применявшиеся на R75, были усилены, для того чтобы выдерживать высокие нагрузки. Все три колеса – взаимозаменяемые, запасное колесо крепилось на крышку багажника коляски. Размер шин (4,5 х 16 дюймов) был унифицирован с Volkswagen Typ 82 (Kübelwagen).

Неремонтопригодные мотоциклы разных марок свалены вдоль дороги где-то на побережье Франции. Мотоцикл с коляской – BMW R75.

На всех трех колесах установлены барабанные тормоза, но передний тормоз приводится тросом, а задние тормоза – гидравлические. Принцип работы с тех пор не изменился: водитель давит на педаль, на R75 находящуюся слева по ходу движения, и она приводит главный тормозной цилиндр, находящийся в отливке корпуса КПП. Цилиндр перемещает тормозную жидкость, которая по трубкам приходит на задние колеса и выталкивает поршни тормозных цилиндров.

Благодаря высоким аркам, на колеса можно было установить цепи, что еще больше повышало проходимость мотоцикла. Часть арки заднего колеса откидывается, для упрощения процесса замены колеса. У версии «Сахара» арки сделаны более узкими и расположены дальше от колеса, нежели у первых R75. Как и любая другая внедорожная машина, при помощи экипажа BMW R75 мог преодолеть практически любое бездорожье.

Топливный бак R75 объемом 24 литра обеспечивал запас хода в 350 км, что соответствует расходу в 7л/100км по трассе. Чтобы его увеличить запас хода, на коляску крепились бензиновые канистры с дополнительным запасом топлива.

Сегодня, бензиновые канистры – неотъемлемая часть нашей жизни, практически у каждого автомобилиста такая лежит в багажнике, а уж у бывалых мототуристов – это обязательный атрибут экипировки.

Во время Второй Мировой Войны союзники называли канистру с топливом – «Jerrycan». Слово «can» означает банка, ёмкость. Слово «Jerry» – это часть военного сленга англоговорящих союзников, которое означало «Germans» (Немцы).

Три ручки у канистры были сделаны не случайно, а для соответствия техническому заданию Вермахта, которое требовало возможности переноса солдатом двух полных канистр, или четырех пустых.

Мотоцикл мог тащить прицеп весом до 450 кг. Это могло быть и противотанковое 37 мм орудие PaK-35/36 и 81-мм миномет s.Gr.W.34. По некоторым данным, R75 мог тащить за собой до 8 (!) прицепов сцепленных друг с другом.

Хоть BMW R75 и мог сравниться по проходимости с новыми внедорожниками «Jeep», но только у опытных мотоциклистов, а это еще больше усложняло его эксплуатацию. В целом, R75 – один из самых совершенных мотоциклов Второй Мировой Войны, но у совершенства есть своя цена, в данном случае, излишне высокая. Мотоцикл обходился Вермахту ту же сумму, что и 3 Kübelwagen’а. Такие расходы во время войны – недопустимая вещь, и в 1944 производство свернули. Всего было выпущено 16500 мотоциклов BMW R75.

Все любители «немцев» просто обязаны посетить музей мотоциклов «Мотомир Вячеслава Шеянова», где и находится прекрасно отреставрированный мотоцикл BMW R75 «Sahara».

Производитель Bayerische Motoren Werke, AG, г. Мюнхен, Германия
Годы выпуска 1940 – 1944
Количество, шт 16 510
Стоимость 1 595 RМ
Стоимость в современных ценах 10 309, 6 $
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, верхнеклапаный с оппозитным расположением цилиндров, 4-тактный
Объем двигателя, см3 746
Диаметр и ход поршня, мм 78 х 78
Мощность 26 л.с. при 4000 об / мин.
Зажигание магнето, расположение кикстартера с левой стороны
Карбюратор тип Graetzin Sa 24 / 1 и Sa 24 – 2 шт.
Аккумулятор
Сцепление сухое однодисковое
Коробка передач 4-ступенчатая + задняя передача
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая сварная
Передняя подвеска телескопическая
Задняя подвеска жесткая
Тормоза барабанные с гидравлическим приводом, включая колесо коляски
Размеры колес 4,50 х 16 (3 колеса)
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 400
Ширина, мм
1 730
Высота, мм
1 000
Колесная база, мм
1 444
Клиренс, мм
   150
Высота сидения
   780*
Масса, кг
   420
Емкость бензобака, л
     24
Максимальная скорость, км/ч
     92
Дальность, км
   360

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.


Литература:

PDF

Instandsetzungsanleitung zur Arbaitspreisliste fur BMW Kraftrad 270/275 (Bisherige Bezeichnung R 75)