This entry is also available in: Английский Китайский



Аудиоверсия статьи:

Мотомириада №1
В начале 30-ых годов правительство Японии (императорские вооруженные силы) приняло жесткие ограничения на импорт техники и запчастей, особенно в отношении оборонной (в Японии в ходу был термин «стратегической») промышленности. Была поставлена национальная задача развития собственного военно-промышленного комплекса (исторически Япония решала проблемы оснащения вооруженных сил импортированием целых систем вооружения). Сегмент перевозочных моторизированных средств «попросили» развивать компанию из г.Токио – Sankyo Seiyaku (Санкью Сейяки). (Данная компания существует до сих пор, производит фармацевтические препараты) В то время просьба военных была практически приказом, и императорские вооруженные силы стали обладателем национальной версии, состоявшей целиком из частей местного производства, 1200-кубового нижнеклапанного мотоцикла Harley-Davidson, который явился основой многочисленных модификаций, широко использовавшихся военными вплоть до окончания войны.

В 1932 г. компания Sankyo Seiyaku направила своего представителя в г.Милуоки для приобретения лицензии и завода по производству 1200-кубового мотоцикла серии VL. В США в то время бушевал экономический кризис и стоявшая на грани банкротства компания Harley-Davidson Motors Co. приняла предложение.

В 1933 г. оборудование завода было разобрано и отправлено в Японию, где было смонтировано заново в г.Кита-Шинагава недалеко от г.Токио. Здесь до сих пор компания Sankyo Seiyaku производит фармацевтические препараты. Денежные средства на землю, завод и заработную плату для 100 рабочих были выделены императорскими вооруженными силами, а сделка проведена через дочернюю компанию-посредника, которая была зарегистрирована в г.Токио. Несколько технических специалистов компании Harley-Davidson Motors Co. поехали в Японию с целью запустить завод и наладить производство. Harley-Davidson Motors Co. предоставила все необходимое технологическое оборудование, первоначальную партию деталей и технологические карты производства полного цикла (отметим, что было освоено также производство двигателей). Лицензия, которую оплатила компания Sankyo Seiyaku, была на 4 года.

Местное производство было запущено, и, вскоре, мотоциклы стали продаваться как японские, они получили марку «Rikuo» – «Король дорог», что делало их более похожими на местные мотоциклы. Rikuo пользовался таким успехом, что в 1936 году было решено изменить название дочерней компании Sankyo Seiyaku на Rikuo Nainenki KK (Rikuo Internal Engine Co., Inc.).

Rikuo Type 97

Параллельно с успешным освоением производства в Rikuo Nainenki KK незамедлительно была разработана специальная военная версия на основе базовой 1200-кубовой модели мотоцикла, оснащенная боковым прицепом (располагавшимся слева) с приводом на колесо коляски. Это было сделано с учетом специфических илистых почв основного театра военных действий в Китае и Манчжурии, где, начиная с 1933 г., японцы начали военную экспансию. Мотоцикл для армии известен под названием Rikuo Type 97. Это был мотоцикл серии VL с 2-цилиндровым, V-образным, 1200-кубовым двигателем.

При числовом обозначении японской военной техники использовался год принятия модели на вооружение за летосчислением «от основания Империи» (660 год до н.э.). До «круглого» 1940 года (3000 по японскому календарю) использовалось полное обозначение (четыре цифры) или две последние, так модели 1937 года соответствовали названия «тип 2597», «2597» или «97», а для модели 1940 года – «тип 100». Начиная с 1941 года в обозначении использовалась только последняя цифра: образец 1942г. – «тип 2», 1943г — «тип-3» и т.д.

Rikuo Type 97

Он стал основным мотоперевозочным средством для армии Японской Империи и с небольшими нюансами (например, разные версии отличались длиной колесной базы и навесным оборудованием) производился несколькими местными компаниями до конца Второй Мировой Войны. Среди таковых отметилась даже компания Orient (нынешняя Мазда). Разные источники сходятся на примерной цифре в 18 000 штук суммарного производства этого мотоцикла. Многие японские мотоциклы с колясками оснащались легкими и средними пулеметами для атаки и защиты. Они окрашивались в матовый зеленый цвет, матовый коричневый и в разные оттенки этих цветов

Harley-Davidson EL из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Вернемся по хронологии в 1936 год. В это время у японцев закончилась лицензия, выданная в 1932 г. и компания Harley-Davidson предложила купить лицензию на сборку новых мотоциклов серии EL Knucklehead (наклхэд, в переводе – суставчатая голова), данное название было обусловлено своеобразной формой верхних крышек. Дочерняя компания Rikuo Nainenki KK отказалась от предложения, видимо полагая, что «от добра добра не ищут». Обратим внимание, что к тому времени японцы оккупировали Манчжурию и значительную часть Китая, и порядки, устанавливаемые там, нынешними китайскими источниками все чаще классифицируются как геноцид. Напомним, теория ведения войн в те времена исключительное значение предавала маневренности войск, обеспечиваемой степенью их моторизации. Позднее практика блестяще подтвердила теорию в блицкригах Вермахта. Главным же перевозочным средством был мотоцикл с коляской. Таким образом, сотрудничество между Harley-Davidson и Rikuo Nainenki KK, в «переложении» на современные реалии выглядит так, как если бы прямо сейчас Россия предложила Ирану лицензию на тяжелый истребитель «СУ-30» «МКИ». Вот бы выросла цена на нефть, в случае эффективного перекрытия Ормудзского пролива с сопутствующим уничтожением парочки авианосных групп в районе Персидского залива.

Ниже приводится перевод комментариев военного историка из США тогдашней ситуации с фактической передачей значимых военных технологий армии страны-агрессора:

«Решение Harley-Davidson продать завод Японии в 1932 г., хотя через год Япония начала вторжение в Манчжурию, не рассматривалось тогда особенно противоречивым. Sankyo Seiyaku не была военной компанией и тот факт, что денежные средства выделялись императорской вооруженными силами компания не раскрывала. Также, сделка была проведена через компанию-посредника, таким образом, нет информации о том, что военные или Harley-Davidson напрямую спонсировали Sankyo Seiyaku. Мотоцикл с 1200-кубовым двигателем пользовался успехом, как у военных, так и у гражданских, как в Японии, так и в Манчжурии и использовался в Японской империи до 1945 года. В настоящее время Sankyo Seiyaku отказывается комментировать данную тему, но я читал их публикации тех лет, которые можно найти в большинстве библиотек исследовательских университетов. Они не гордятся данным эпизодом, особенно продажей машин в оккупированные районы, поэтому и умалчивают эти факты. Что касается исследований, то я не думаю, что эти эпизоды настолько выдающиеся, что их необходимо изучать».

Лишь несколько экземпляров Rikuo Type 97 военного и довоенного производства сохранилось до наших дней, поскольку по окончании войны американские вооруженные силы реквизировали и сожгли всю японскую технику, чтобы предотвратить ее дальнейшую эксплуатацию.

Rikuo Type 97

В 1947 году компания возобновила изготовление 750-кубовой версии мотоцикла, но в разоренной стране спрос на довольно дорогие мотоциклы оказался мизерным, и в 1949 году производство было остановлено. Права на марку и технологическое оборудование приобрела авиационная фирма Showa Koukuke (Шова Коукуке), и в 1951 году было возобновлено изготовление двух моделей: R (746 куб. см, 15 л.с.) и VFD (1207 куб. см, 30 л.с.). В техническом отношении они ничем не отличались от довоенных Harley-Davidson: двухцилиндровые, V-образные, нижнеклапанные двигатели, трехступенчатые коробки передач в отдельном блоке, рычажно-параллелограммные передние вилки, жесткая подвеска заднего колеса. Неожиданно эти машины нашли ярых приверженцев не только в лице японских полицейских, но и в лице американцев из оккупационного корпуса, которые воспринимали эти мотоциклы «как родные».

В 1953 году компания запустила в производство под индексом RQ значительно усовершенствованный вариант 750-кубовой модели. Она получила форсированный до 22 л.с. двигатель и телескопическую переднюю вилку (при сохранении жесткой задней подвески). Параллельно фирма выпустила модель «А», созданную под явным влиянием немецких BMW: одноцилиндровый, верхнеклапанный двигатель (345 куб. см, 16 л.с), установленный продольно в дуплексной раме, четырехступенчатая коробка передач, телескопическая вилка спереди и маятниковая подвеска сзади, передача на заднее колесо карданным валом. Позже, в 1958 году, появился 247-кубовый вариант этой машины с индексом FB. Тогда же стали ставить четырехступенчатую коробку передач на 750-кубовый мотоцикл (модель RT-II). В 1960 году была создана экспериментальная модель «RХ» с верхнеклапанным, двухцилиндровым мотором (747 куб. см) и маятниковой подвеской заднего колеса. Но крохотные масштабы производства уже не оправдывали затрат на освоение этой машины, и в 1962 году марка Rikuo сошла со сцены.

Производитель Sankyo Seiyaki, г. Шинагава, Япония
Годы выпуска 1937 – 1945
Количество, шт 18 000
Стоимость 1 600 ¥
Стоимость в современных ценах 6 055 $
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, V-образный
Объем двигателя, см3 1 274
Диаметр и ход поршня, мм
Мощность 24 л.с. при 4000 об / мин.
Зажигание расположение кикстартера с правой стороны
Карбюратор
Аккумулятор 6 В
Сцепление многодисковое в масляной ванне
Коробка передач 3-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая
Передняя подвеска Springer
Задняя подвеска жесткая
Тормоза барабанные
Размеры колес 4,75 х 18
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 591
Ширина, мм
1 820
Высота, мм
1 168
Колесная база, мм
1 600
Клиренс, мм
203
Высота сидения, мм
920*
Масса, кг
500
Емкость бензобака, л
Максимальная скорость, км/ч
96
Дальность, км

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.

Возвращение к жизни

В Мотомире Вячеслава Шеянова представлены два мотоцикла Rikuo Type 97 с коляской. Эта страница посвящена экземпляру 1937 года выпуска, который был найден “в полном железе” близ Владивостока.

  • Мотоцикл до реставрации:

Реставрацию этого редкого мотоцикла с номером двигателя VT221 и номером рамы 472 было решено доверить итальянской команде реставраторов во главе с великим мастером своего дела и нашим хорошим другом Костантино Фронталини.

Вот, что говорит сам Костантино о работе над данным проектом: “Реставрация была очень сложной по разным причинам: отсутствие множества частей и сильная поврежденность имеющиеся, практически полное отсутствие информации и документации о японском военном транспорте, наличие привода на колесо коляски и необычные технические характеристики мотоцикла. Поиск документации для помощи в реставрации этого мотоцикла явился крайне сложным процессом, который продлился 5 месяцев. К счастью, я мог использовать более чем 20-летний опыт работы с японскими военными мотоциклами и имею в своей коллекции такой же Rikuo. Я провел много исследований, касающихся тактических знаков и использовал имеющуюся историческую документацию. На боковой стороне коляски мы воспроизвели две тактические отметки. Первая означает «борец за родину», вторая состоит из номера и надписи: номер указывает военную дивизию, а надпись – область Джадонг, город в Тайване, который в те времена входил в Японию. На баке мы повторили надпись «борец за родину» – девиз, который очень часто использовался в японской военной истории. 5-конечная звезда на переднем номерном знаке означает принадлежность к японской армии”.

  • Процесс восстановления вы можете наблюдать на фотографиях:

Выражаем огромную благодарность сеньору Костантино Фронталини и его команде!