This entry is also available in: Английский Китайский



Аудиоверсия статьи:

Обзор BMW R12. Часть 1.
Обзор BMW R12. Часть 2.

Мотомириада №69
Среди бесчисленного множества немецких мотоциклов Второй мировой войны был BMW R 12, большой, 750-кубовый, изначально гражданский мотоцикл, который широко использовался в начале войны мотострелковыми батальонами Вермахта.

BMW R12

Несмотря на то, что родословную мотоцикла можно было бы продолжить до R62 1928 года, нестандартная периметрическая стальная рама роднит его с похоже укомплектованными моделями R11 и R16, вышедшими в 1929 году. Созданная для решения проблем с трещинами в сварочных швах, уникальная периметрическая рама стала огромным шагом вперед в сторону от велосипедного наследия мотоцикла. BMW R12 комплектовался телескопической передней вилкой с гидравлическими амортизаторами (подобная конструкция была впервые в мире применена на этой модели) для улучшения управляемости, и продвинулся далеко от своих предшественников, благодаря 4-ступенчатой коробке передач и взаимозаменяемым колесам.

 

BMW R12 в довоенное время

Ранние проблемы с клёпанными швами привели к внедрению электродуговой сварки в 1936 году и R12 стал самым массовым мотоциклом BMW до появления модели R75/5 в 1970-х.

Несмотря на внушительный вес (более 180 кг), сочетание мощного двигателя объемом 746 куб. см., 4-ступенчатой коробки передач и привода от вала делало машину довольно быстрой и надежной, а жесткая задняя подвеска не сильно влияла на комфорт передвижения на мотоцикле. Однако небольшое расстояние между колесом и крылом – наследие первоначального гражданского предназначения мотоцикла – затрудняло движение по грязи или снегу, что создавало множество проблем для немецких мотоциклистов на Восточном фронте.

BMW R12 использовался как в вариантах соло, так и с коляской, однако в отличие от R75, вскоре появившейся новой модели BMW, колесо коляски было ведомым, что негативно сказывалось при езде по бездорожью.

BMW R61 из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

BMW R75 из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

Около 36 000 машин было выпущено до мая 1941 года, при этом 10 000 только за первые 12 месяцев производства. Около 10 000 мотоциклов было изготовлено специально для нужд Вермахта, однако и многие гражданские машины были реквизированы для фронта.

Несмотря на продолжение производства до 1941 года, уже в 1938 году BMW R12 был практически вытеснен моделями R61 и R71.

Производитель Bayerische Motoren Werke, AG, г. Мюнхен, Германия
Годы выпуска 1935 – 1942
Количество, шт 36 000
Стоимость 1 630 RМ
Стоимость в современных ценах 11 111, 0 $
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, оппозитный
Объем двигателя, см3 745
Диаметр и ход поршня, мм 78 х 78
Мощность 18 л.с. при 3400 об / мин.
Зажигание магнето или батарейного типа
Карбюратор Sum CK, 25 мм
Аккумулятор
Сцепление сухое двухдисковое
Коробка передач 4-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы стальная, штампованная, периметрическая
Передняя подвеска телескопическая
Задняя подвеска жесткая
Тормоза барабанные
Размеры колес 3,50 х 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 100
Ширина, мм
   900
Высота, мм
   940
Колесная база, мм
1 380
Клиренс, мм
   140*
Высота сидения
   740*
Масса, кг
   185
Емкость бензобака, л
     14
Максимальная скорость, км/ч
   110
Дальность, км
   

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.


Литература:

PDF

Handbuch fur die BMW Zweizylinder-Baumuster R12 R17