Мотомириада №69
Несмотря на то, что родословную мотоцикла можно было бы продолжить до R62 1928 года, нестандартная периметрическая стальная рама роднит его с похоже укомплектованными моделями R11 и R16, вышедшими в 1929 году. Созданная для решения проблем с трещинами в сварочных швах, уникальная периметрическая рама стала огромным шагом вперед в сторону от велосипедного наследия мотоцикла. BMW R12 комплектовался телескопической передней вилкой с гидравлическими амортизаторами (подобная конструкция была впервые в мире применена на этой модели) для улучшения управляемости, и продвинулся далеко от своих предшественников, благодаря 4-ступенчатой коробке передач и взаимозаменяемым колесам.
Ранние проблемы с клёпанными швами привели к внедрению электродуговой сварки в 1936 году и R12 стал самым массовым мотоциклом BMW до появления модели R75/5 в 1970-х.
Несмотря на внушительный вес, более 180 кг, сочетание мощного двигателя объемом 746 куб. см, 4-ступенчатой коробки передач и привода от вала делало машину довольно быстрой и надежной, а жесткость задней подвески не сильно влияла на комфорт передвижения на мотоцикле. Однако небольшое расстояние между колесом и крылом – наследие первоначального гражданского предназначения мотоцикла – затрудняло движение по грязи или снегу, что создавало множество проблем для немецких мотоциклистов на Восточном фронте.
BMW R12 использовался как в вариантах соло, так и с коляской, однако в отличие от R75, вскоре появившейся новой модели BMW, колесо коляски было ведомым, что негативно сказывалось при езде по бездорожью.

BMW R61 из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

BMW R75 из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”
Около 36000 машин было выпущено до мая 1941 года, при этом 10000 только за первые 12 месяцев производства. Около 10000 мотоциклов было изготовлено специально для нужд Вермахта, однако и многие гражданские машины были реквизированы для фронта.
Несмотря на продолжение производства до 1941 года, уже в 1938 году BMW R12 был практически вытеснен моделями R61 и R71.
Производитель | Bayerische Motoren Werke, AG, г. Мюнхен, Германия |
Годы выпуска | 1935 – 1942 |
Количество, шт | 36 000 |
Стоимость | 1 630 RМ |
Стоимость в современных ценах | 11 111, 0 $ |
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ | |
Тип | 2-цилиндровый, оппозитный |
Объем двигателя, см3 | 745 |
Диаметр и ход поршня, мм | 78 х 78 |
Мощность | 18 л.с. при 3400 об / мин. |
Зажигание | магнето или батарейного типа |
Карбюратор | Sum CK, 25 мм |
Аккумулятор | 6В |
Сцепление | сухое двухдисковое |
Коробка передач | 4-ступенчатая |
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА | |
Тип рамы | стальная, штампованная, периметрическая |
Передняя подвеска | телескопическая |
Задняя подвеска | жесткая |
Тормоза | барабанные |
Размеры колес | 3,50 х 19 |
РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм |
2 100
|
Ширина, мм |
900
|
Высота, мм |
940
|
Колесная база, мм |
1 380
|
Клиренс, мм |
140*
|
Высота сидения |
740*
|
Масса, кг |
185
|
Емкость бензобака, л |
14
|
Максимальная скорость, км/ч |
110
|
Дальность, км |
|