Fiat-SPA TL37

This entry is also available in: Английский Китайский

Итальянский легкий артиллерийский тягач TL 37 был, пожалуй, самым проходимым и самым “сложным” трактором Второй мировой войны.

История появления

Società Piemontese Automobili Ansaldi -Ceirano , просто называемая «SPA», была создана в 1906 году , но просуществовала всего два года, прежде чем в 1908 году была преобразована в Società Ligure Piemontese Automobili. 18 лет спустя, в 1926 году компания обанкротилась, и перешла под контроль Fiat. Производство автомобилей остановилось, чтобы использовать мощности завода в Турине для производства грузовиков и тракторов. Во время Второй мировой войны производство грузовиков продолжается, но завод также развивает производство военной техники: танков, артиллерийских тягачей и бронеавтомобилей. Последние машины под брендом “SPA” были выпущены в 1949 году.

История итальянских легких тягачей предназначенных к службе в артиллерии началась в 1930 году с разработки тягача Pavesi P4/100 TL 140, получившего обозначение “TL 31”, который в небольших количествах отправился транспортировать пушки 75/27 mod. 11 . Но эта модель не удовлетворила армейских чиновников, в частности, из-за отсутствия адекватной подвески и слишком больших размеров.

В первой половине 1935 года армия выпустила спецификацию на разработку новой модели легкого тягача, предназначенного для моторизации артиллерийских групп с 75- и 100-мм орудиями. Среди требований военных были полный привод, максимальная скорость 40 км/ч и экипаж машины состоящий из шести человек. Только два производителя взялись за эту задачу: Fiat-SPA и Breda.

Модель Fiat-SPA, разработанная командой инженера Эмилио Мартинотти (Emilio Martinotti), получила двигатель 18TL, хорошо зарекомендовавший себя на бронетранспортере SPA Dovunque 35 и легком грузовике SPA 38R. Общая компоновка машины прекрасно соответствовала задаче: постоянный полный привод и все четыре управляемых колеса, которые обеспечивали радиус разворота в 5 м.

Breda, со своей стороны, представила модель, внешне напоминающую силуэт уже устаревшего среднего трактора. Из-за короткой колесной базы использование четырехколесного рулевого управления было неоправданным и оно не было реализовано.

Хотя сравнительные испытания этих двух моделей, проведенные в 1937 году, показали очень похожие характеристики, власти предпочли именно трактор Fiat- SPA.

Прототип Fiat-SPA был представлен журналистам 31 мая 1938 года, а 11 июля того же года, прошел испытания во время маневров в районе Вушано. До конца 1938 года 24 экземпляра тягача были отправлены в Ливию для проведения экспериментов по перевозке частей с 75/27 mod.1906 пушками, а также прицепов с боеприпасами вместимостью 100 снарядов. Эти испытания были признаны весьма удовлетворительными, поскольку автомобиль позволил решить проблему мобильности частей дивизионной артиллерии в пустыне.

Принятая на вооружение в 1938 году модель первоначально называлась TLa (trattore leggero per artiglieria), получив затем обозначение TL 37.

Производство

Первый крупный заказ на производство TL 37 был размещен в октябре 1937 года и был рассчитан на 250 единиц. Производственные мощности Fiat-SPA выросли с 39 ежемесячных единиц (всех возможных версий) в первой половине 1939 года до 135 ежемесячных единиц в первой половине 1940 года, затем до 150 единиц в первой половине 1941 года, а через год упали до 100 единиц в месяц. Этих цифр было явно недостаточно, чтобы обеспечить как восполнение боевых потерь, так и спешную модернизацию конно-артиллерийских полков. Также следует иметь в виду, что по состоянию на 1 июня 1940 года только 467 шт. 75- и 100-мм артиллерийских орудий времен Первой мировой войны были переоборудованы для применения механизированной тяги.

Всего на 28 октября 1940 года 2084 экземпляра TL 37 были заказаны к производству. На 1 марта 1942 года 1021 экземпляр находился на службе и 1021 ожидали производства, а на 30 апреля 1943 года, перед потерей Туниса, 2267 TL 37 находились в строю и 479 ожидали сборки.

Техническое описание

TL 37 был представлен на выставке заморских территорий в Неаполе в мае 1940 года. Впервые автомобиль появился с запасным колесом.

Основные элементы трактора TL 37 крепились к штампованной раме, по мере возможности облегченной. К раме же крепился железный кузов (настоящее достижение, в сравнении с английским Humber FWD), где помимо водителя, могли разместиться еще пятеро солдат на сиденьях, обтянутых черной кожей. С февраля 1942 года кожу заменили черным синтетическим материалом. Багажник, расположенный сзади, вмещал до 290 кг боеприпасов калибра 75 или 100 мм.

Слева на фото: TL 37 был представлен на выставке заморских территорий в Неаполе в мае 1940 года. Впервые автомобиль появился с запасным колесом.

Съемная брезентовая крыша лишь частично защищала экипаж от непогоды и вражеского прицела, поддерживалась двумя металлическими дугами, одна из которых складывалась на задней площадке автомобиля, а другая убиралась за передние сиденья.

Как уже было сказано, TL 37 оснащался четырехтактным рядным четырехцилиндровым бензиновым двигателем 18TL мощностью 52 л.с. Обороты двигателя были ограничены 2000 об/мин, а невысокий крутящий момент был досадной помехой на грязной или заснеженной дороге. Карбюратор Zenith mod.36 TTHVI был приспособлен для работы на бездорожье и на крутых склонах. Оригинальный воздушный фильтр Zenith был заменен на серийный масляный фильтр OCI, который устанавливался на всех тракторах, отправленных в Ливию. Блок двигатель-сцепление был подвешен к шасси на четырех сайлент-блоках: двух спереди, на уровне раздаточной коробки и двух сзади, на уровне двухдискового сухого сцепления.

Рулевое управление, довольно сложное для маневрирования, было основано на винтовом секторе с бесконечным винтом, позволяющим управлять четырьмя колесами. Картер коробки передач и дифференциала располагался в центре шасси, между двумя продольными стойками. Нижняя часть картера, в которой размещались шестерни, была изготовлена из литой стали, а верхняя – из алюминия. Коробка имела пять передач плюс задний ход. Конические шестерни в дифференциале передавали движение на все четыре карданных вала. На задней части корпуса коробки находился отбор мощности для 2-тонной лебедки, которая входила в зацепление со вторичной осью коробки. Механическая сложность конструкции обеспечила трактору отличную проходимость, но с другой стороны, привела к излишней хрупкости некоторых деталей.

Трактор был оснащен независимой пружинной подвеской на рычагах спереди и независимой рессорной подвеской на рычагах сзади. Колеса со штампованными из листового металла или цельными дисками быть обуты в полупневматические шины Celerflex диаметром 1098 мм или в пневматические шины 9×24 типа Artiglio. Для улучшения сцепления с дорогой на пневматичские шины могли устанавливаться цепи, а на колеса с полупневматическими шинами – металлические наконечники, служившие шипами.

Электрическая цепь на 6 В работала от динамо-машины Marelli D75R для питания двух передних фар, регулируемых снаружи, заднего фонаря, освещения приборной панели и клаксона Marelli T23, расположенного под капотом. При заглушенном двигателе для освещения использовались две ацетиленовые фары установленные по обе стороны лобового стекла.

С первых месяцев 1942 года на задней части кузова была установлена откидная опора, удерживающая запасное колесо. Эта модификация была также распространена на уже произведенные машины, оснащенные пневматическими шинами. Существовало два типа опор, в зависимости от типа перевозимого артиллерийского орудия. Для пушки 75/27 mod.06 опора была длиннее примерно на 200 мм.

TL 37 Coloniale и Libia

Для использования в Ливии в 1941 году были разработаны две модели TL 37.

Модель TL 37 Coloniale отличалась от базовой версии шинами типа Libia (9,75×24), лебедкой грузоподъемностью 2,5 тонны и масляными воздушными фильтрами на двигателе и коробке передач.

В дополнение к этим модификациям, TL 37 Libia получил глушитель выхлопа, дополнительный бак на 150 л, закрепленный на крышке багажника, и два небольших бака на 35 л с обеих сторон. Еще один дополнительный бак позволял увеличить автономность машины в три раза.

TL 37 Pontiere

Модель TL 37 Pontiere была представлена в 1941 году для транспортных нужд инженерных понтонных мостов и была заказана в количестве 484 единиц. Для установки барабанной лебедки грузоподъемностью 3,5 т пришлось изменить заднюю поперечину шасси. Тяговый трос длиной 38,5 м мог быть удлинен до 57 м. В заднем багажнике размещались специальные инженерные инструменты, а опора запасного колеса была поднята.

6-seater roadster

Протоип на базе шасси TL 37 был изготовлен, вероятно, в 1944 году. Назначение этого прототипа неизвестно, хотя его низкая скорость (не более 60 км/ч), кажется полностью исключает возможность использования в качестве разведывательной машины. Вероятно машина так и не поступила в производство.

На острие атаки

Поступив в артиллерийские и инженерные части в 1938 году, TL 37 служили на всех фронтах, где Итальянская армия принимала участие в период с 1939 по 1945 год, за исключением Восточной Африки. Согласно организационной схеме 1942 года, моторизованная артиллерийская бригада должна была иметь в своем составе 18 TL 37 (плюс 10 AS 37 – сахарских грузовиков, разработанных на шасси TL 37, для дивизий, развернутых в Северной Африке). Помимо артиллерии и инженерных войск, тягачи поступали в подразделения автомобильного корпуса, военно-морского флота и авиации.

Несколько экземпляров были захвачены союзниками в Северной Африке. Австралийцы, которым удалось испытать его в 1941 году, считали его одним из лучших артиллерийских тягачей, использовавшихся на этом театре военных действий всеми странами вместе взятыми. Также в Северной Африке на TL 37 устанавливались орудия 75/27 mod.11 для создания самоходных артиллерийских установок.

После перемирия в сентябре 1943 года немцы восстановили большое количество TL 37 и приказали продолжить производство: 75 экземпляров были поставлены в 1944 году и 7 – в январе 1945 года. Некоторые из этих тракторов также пополнили ряды вооруженных сил RSI на Севере и Corpo Italiano di Liberazione на Юге.

После войны TL 37 оставался в производстве в версии T 37 (бортовой грузовик, очень похожий на AS 37) до 1948 года и участвовал в интервенции в Сомали в 1950-х годах в составе батареи гаубиц 100/17.

Технические характеристики

Производитель SPA, Италия
Годы выпуска 1938 – 1943
Количество, шт 200
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 4-цилиндровый, рядный, нижнеклапанный
Объем двигателя, см3 4 053
Диаметр и ход поршня, мм 96 х 140
Мощность 38 л.с. при 1250 об / мин.
Зажигание ручной запуск двигателя
Карбюратор Zenith 36 TTHVI
Аккумулятор
Сцепление
Коробка передач
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы
Передняя подвеска независимая, пружинная
Задняя подвеска независимая, рессорная
Тормоза барабанные на всех колесах
Размеры колес 9.00-24
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
4 130
Ширина, мм
1 830
Высота, мм
2180 (с тентом)
Колесная база, мм
Клиренс, мм
345
Масса, кг
3 181
Емкость бензобака, л
Максимальная скорость, км/ч
38
Дальность, км 170

*- Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.