This entry is also available in: Английский Китайский
Компания Victoria была производителем велосипедов в Нюрнберге, Германия, и выпускала мотоциклы с 1901 по 1966 год. Ее не следует путать с менее известной, и не связанной с ней компанией Victoria Motorcycle Company в Глазго, Шотландия, которая производила мотоциклы с 1902 по 1928 год.
В первые десятилетия своего существования компания Victoria в Нюрнберге не занималась производством собственных двигателей, а использовала моторы приобретенные у компаний Fafnir, FN, Minerva и Zédel.
Когда компания BMW начала производить свои мотоциклы, Victoria перешла к производству собственных двигателей. В 1923 году Victoria выпустила модель KR 2 с двухцилиндровым двигателем и верхним расположением клапанов (OHV) мощностью 9 лошадиных сил (6,7 кВт). В 1924 году Victoria выпустила KR 3 мощностью 12 л.с. (8,9 кВт) с 3-ступенчатой коробкой передач. В 1925 году Victoria построила первый в Германии двигатель с принудительной индукцией, а в 1926 году Victoria объемом 496 куб. см установила рекорд скорости на мотоцикле – 165 км/ч (102,5 миль / час). В 1927 году Victoria выпустила 596-кубовый KR 6 (KR VI). На базе этой модели завод предложил высокоскоростную спортивную модель с двумя карбюраторами мощностью 24 л.с. (18 кВт), позже названную KR 7.
В то же время Victoria также предлагала 200-кубовые модели KR 20 с боковыми клапанами и 350-кубовые модели KR 35 с верхними клапанами. В 1930/31 гг. Victoria добавила в свой ассортимент модели KR 50 (с боковыми клапанами) и KR 50 S (с верхними клапанами), двигатели для оторых производила английская Sturmey-Archer, известная своими коробками передач.
В 1932 году Victoria заняла первое место в классе «Мотоциклы с колясками» на Европейском чемпионате по подъему на холм. Победителем стал 600-кубовый мотоцикл модели KR 6. После этого компания стала предлагать модель KR 6 мощностью 20 л.с. (15 кВт) с четырехступенчатой коробкой передач. Именно после этой победы, мотоцикл получил прозвище “Bergmeister” – “Мастер горного дела”.
1932 год. Новая эра.
После 1932 года началась новая эра двухцилиндрового мотоцикла Виктория. Ниже список ключевых изменений модели нового сезона:
- Началось использование безопасных ободов с каплевидным центром.
- С августа 1931 года спидометр «переехал» в бензобак. Привод спидометра от заднего колеса.
- Сиденья стало подрессоренным (маятник), регулируемым.
- Упор для замены переднего колеса с фиксацией в нижней части переднего крыла.
- Рычаг ножного сцепления расположился слева, привод к КПП через тягу.
- Модифицировали руль.
- С августа 1931 года рулевая арматура поставлялась фирмой Greatzin.
- Электрическое освещение стало «базовым» оснащением с августа 1931 года.
- Двойные «глушители» выхлопной системы, расположенные один над другим.
- Все блестящие детали теперь не никелированные, а хромированные.
С апреля 1932 года в дополнение к неизменной модели 1931 года стал предлагаться KR 6 «Luxus». Эта версия уже имела четырехступенчатую коробку передач с механизмом переключения передач на раме:

Однорядная первичная цепь была заменена дуплексной цепью, работающей в масляной ванне. Диаметр маховика был изменен, чтобы можно было установить трехкомпонентную, маслонепроницаемую алюминиевую отливку над первичным приводом.

Этот роскошный вариант выделялся своим спортивным дизайном, несмотря на то, что никаких изменений в плане повышения производительности сделано не было.







Victoria KR 6 модель “Bergmeister” – 1933/1934 гг
Хоть модель KR 6 «Luxus» была выведена из модельного ряда, она подготовила почву для далеко идущих изменений в модели «Bergmeister». Первые автомобили поступили в продажу в феврале 1933 года, но все еще в версии с одним карбюратором.
Инновации модели 1933 года представлены ниже.
- Увеличение степени сжатия, увеличение мощности до 25 л.с., облегченная головка двигателя.
- Поперечное оребрение цилиндров.
- Установка принудительного охлаждения цилиндров за маховиком.
- Четырехступенчатая коробка передач в «базовой» комплектации.
- Спидометр и часы установлены в верхней части вилки – привод спидометра от переднего колеса.
- Очень короткие подножки.
- Изображение на баке теперь логотип Виктории – Ангела.
- Полностью закрытая цепь вторичного привода.
- Усиление рамы в передней части, до её «разделения».
- Новое крепление на передней вилке для фары.
- Шины 27 x 4″.
- Оба выпускных коллектора ведут в один глушитель.


Спустя некоторое время Виктория оснастила модель «Bergmeister» двумя карбюраторами, что благотворно сказалось на производительности.
На следующих фотографиях показан Victoria «Bergmeister» с двухкарбюраторной (Graetzin) системой с расчетом на победы в новом гоночном сезоне.


Victoria KR 6 модель “Bergmeister” 1935 года
Модели двух серий (с одним и двумя карбюраторами) выпускались без изменений. В связи с начавшейся подготовкой к общему вооружению, заводы “Виктории” должны были адаптировать свою программу к этим условиям. Клиентами все чаще становились полиция, рейхсвер и различные органы власти, которые в основном заказывали мотоциклы с колясками. В отличие от стандартных моделей, теперь существовали так называемые RW-модели. Эти мотоциклы были стратегически разработаны для чрезвычайных ситуаций и отличались уменьшенным весом и простотой управления.
Главные отличия RW-версий:
- Рама была слегка уменьшена.
- Выхлопная система с одним глушителем.
- Крышка сцепления на кожухе первичной цепи – съемная.
- Новая арматура руля производства «Magura».
- Фара со встроенным спидометром.
- Четырехточечная подвеска для мотоколяски.
- Цветовая гамма черно-серая – матовая.



Victoria KR 6 “Bergmeister” модель 1936 – 1938 гг
Единственным новшеством по сравнению с моделями 1933 года была полная герметизация клапанных пружин. С чисто визуальной точки зрения, весь блок двигателя теперь был лучшим из того, что производилось на заводе Victoria в линейке двухцилиндровых двигателей. К сожалению, сегодня осталось очень мало комплектных машин, поскольку большинство из них было уничтожено на фронте во время Второй мировой войны.

Мотоцикл в коллекции «Мотомира» был найден в состоянии «вроде все есть, но в разных коробках». На основании измерений рамы, а также по косвенным признакам мы определили, что наш мотоцикл относится к модельному ряду 1935 года, версия – гражданская.
Первые впечатления о том как же ведет себя известный двухцилиндровый «немец» мы планируем получить уже в следующем, 2023 году, а пока будем благодарны за любую информацию о конкретной модели. Письмо можно отправить на электронную почту музея: info@motos-of-war.ru
Технические характеристики
Производитель | Victoria-Werke AG, Германия |
Годы выпуска | 1927 – 1938 |
Количество, шт | |
Стоимость | |
Стоимость в современных ценах |
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ | |
Тип | 2-цилиндровый, оппозитный, верхнеклапанный |
Объем двигателя, см3 | 596 |
Диаметр и ход поршня, мм | |
Мощность | |
Зажигание | |
Карбюратор | |
Аккумулятор | |
Сцепление | |
Коробка передач | 4-ступенчатая |
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА | |
Тип рамы | трубчатая |
Передняя подвеска | параллелограммная с фрикционными демпферами |
Задняя подвеска | жесткая |
Тормоза | барабанные |
Размеры колес |
РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | |
Ширина, мм | |
Высота, мм | |
Колесная база, мм | |
Клиренс, мм | |
Масса, кг | |
Емкость бензобака, л | |
Максимальная скорость, км/ч | |
Дальность, км |
*- Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.