1938 Scott Flying Squirrel из коллекции "Мотомира Вячеслава Шеянова"

This entry is also available in: Английский

Предисловие.

Мотоциклы Scott почти неизвестны в странах СНГ, и найти достаточный объем информацию на русском языке невозможно. В связи с этим мы взяли на себя смелость сделать небольшой “гайд” для тех, кто хочет разобраться в истории марки и её технических подробностях.

В зависимости от Ваших целей, предлагаем Вам прочитать всю статью, или сразу перейти к описанию мотоцикла “Мотомира Вячеслав Шеянова”:

  1. История марки.
  2. Историко-технические подробности.
  3. Экспонат музея мотоциклов “Мотомир Вячеслава Шеянова”.

История марки.

Scott Motorcycles и ее легендарные модели Squirrel, Super Squirrel и Flying Squirrel были на пике популярности в 20-е и 30-е годы прошлого века, иногда на голову опережая конкурентов с аналогичными объемами двигателя, но… Всегда есть маленькое но, которое так и не позволило мотоциклам Scott встать на одну ступень с легендарными Brough Superior или, хотя бы, Triumph. Об этом “но” наша сегодняшняя статья.

Альфред Ангас Скотт, 1923 год
Альфред Ангас Скотт, 1923 год

Компания Scott была основана Альфредом Ангасом Скоттом. Вы наверняка слышали это имя, если интересуетесь историей мотоциклов, поскольку именно Скотт изобрел и/или запатентовал кикстартер, моно амортизирующую подвеску, поворотные впускные клапаны, капельную смазку, центральные опоры коленчатого вала и самое главное – именно патентованные конструкции Скотта являются базой для производства современных двухтактников.

Фактически, первый Scott был настолько мощным, что как только он попал на гоночный трек в 1911 году, реальный объем этих двигателей стали умножать на 1.32, что автоматически переводило мотоциклы Scott в класс с двигателями большего объема. Причина проста – четырехтактные машины аналогичного объема слишком легко уступали мотоциклам Scott. Да, побеждать стало тяжелее, но компания Scott упоминала об этом факте в каждом рекламном объявлении, что положительно сказалось на продажах.

В начале 20 века, как впрочем и сейчас, ни один производитель мотоциклов не мог рассчитывать на высокий уровень продаж до тех пор, пока не займет пьедестал на гонке T.T. Tourist Trophy на острове Мэн. Scott не был исключением и несколько раз выступал на гонках TT в период с 1910 по 1930 годы. В 1910 году Scott был первым двухтактным мотоциклом, успешно завершившим гонку TT, а в 1911 году машина, на которой ездил Фрэнк Филлип, установила рекорд средней скорости круга – 80,65 км/ч (50,11 миль/ч). Это было началом  победной серии: мотоциклы Скотта были самыми быстрыми на круге в 1912, 1913 и 1914 годах, а также встали на первое место пьедестала в 1912 и 1913 годах.

Капитан Том Мур на мотоциклк Scott на гонках Isle of Man T.T.

Первая мировая война (1914-1918 гг.) остановила коммерческие продажи мотоциклов Scott, зато английские двухтактники служили в крупнейших армиях мира: мотоциклы Scott поставлялись в вооруженные силы Франции, Бельгии и России, а также были замечены на театрах военных действий в Средиземноморье.

Армия, безусловно, оценила мотоциклы Скотта.
Армия, безусловно, оценила мотоциклы Скотта.

В 1919 году Альфред Скотт покинул основанную им компанию чтобы продолжить разработку Scott Sociable – новаторского трехколесного автомобиля с полуприцепом-полуавтомобилем, но он получился не таким успешным, как мотоцикл Scott, а Scott Motorcycle Company продолжала деятельность без “отца-основателя”.

Реклама Scott Sociable

С возобновлением производства гражданских мотоциклов Scott в 1922 году, была представлена новая модель Squirrel (“Белка”). За ней последовали Super Squirrel (“Супер Белка”) в 1925 году и Flying Squirrel (“Белка-летяга”) в 1926 году. Именно сделала мотоцикл Scott по-настоящему знаменитым: первой, в истории марки, Flying Squirrel получила трехступенчатую КПП и современную дуплексную раму взамен более простой, но легкой однотрубной.

Scott Squirrel 1922 г.в.
Scott Squirrel 1922 г.в.

В начале 30-х годов прошлого века модель, оснащенная  устаревшей рамой и двухскоростной КПП, была снята с производства; в каждом новом сезоне вес мотоцикла увеличивался за счет все большего количества дополнительных опций, что негативно сказывалось на динамике машин.

В 1934/35 году был представлен мотоцикл Scott с рядным трехцилиндровым мотором объемом 750 куб. см и водяным охлаждением, а немногим позже была представлена версия с “литровым” мотором, но ни один из этих мотоциклов не был запущен в серийное производство.

Постепенные изменения привели к появлению одной из самых тяжелых моделей марки в 1939 году. Scott Clubman Special весил более 180 килограмм и хоть максимальная скорость достигла заветных 90 миль в час (145 км/ч), на фоне гарантированных Triumph 100 миль в час (160 км/ч), это была сомнительная заслуга высокофорсированного двигателя устаревшей конструкции.

1939 Scott Clubman Special
1939 Scott Clubman Special

В целом, двухтактные мотоциклы Scott Flying Squirrel так и не смогли отвоевать заметную часть рынка у четырехтактных моделей. Стоили “Белки” дорого, конструкция двигателя специфическая, еще и радиатор системы охлаждения легко повреждался при падении – так и свернули выпуск мотоциклов Scott в 1940 году, а завод перешел на производство военной продукции.

После окончания Второй мировой войны Scott перезапустил Flying Squirrel, но доступен был только 600-кубовый двигатель. Из-за более массивных колес машина стала еще тяжелее, а из-за сложностей с производством – дороже. Худо-бедно продержавшись несколько лет, компания была закрыта в 1950 году.

1948 Scott Flying Squirrel
1948 Scott Flying Squirrel

Но и на этом история мотоциклов Scott не закончилась. В конце 1950 года права на производство Scott были куплены Мэттом Холдером, который решил перезапустить производство в Бирмингеме (Англия). В 1956 году был анонсирован Birmingham Scott – модель с двигателем объемом 596 куб. см., с дуплексной рамой, телескопической передней вилкой и маятниковой задней подвеской. Радиатор водяного охлаждение, хоть и с доработанным литьем, а также масляный насос «Pilgrim» оставались характерными чертами мотоциклов.

Birmingham Scott
Birmingham Scott

В 1958 году была анонсирована модель Scott Swift с 500-кубовым двигателем, который должен был разгонять машину быстрее заветной планки в 145 км/ч, но в серию машина не пошла и Мэтт Холдер вернулся к двигателям старого образца. Мотоциклы Birmingham Scott производились до конца 1960-х годов и все это время сохраняли черты оригинальных моделей Скотта.

В начале 1970-х годов был выпущен Silk Scott, изначально построенный на базе двигателя Birmingham Scott. Когда права на производство не позволили Джорджу Силку отливать точные копии двигателя, он разработал свой собственный мотор и запустил Silk 700S в производство.

Мотоциклы Silk производились в небольших количествах до 1978 года, когда наконец-то закончилась история этой славной марки. Стоит, однако, упомянуть, что даже модели 1978 года сохраняли в себе черты того самого, первого мотоцикла Скотта 1908 года.

Если Вы не хотите читать техническую “нудятину”, переходите сразу к описанию нашего мотоцикла: Экспонат “Мотомира братьев Шеяновых”.

Технико-исторические подробности.

Большая часть информации собранной ниже, основана на сборнике статей Scott Technicalities, первоначально оформленном Биллом Джеймисоном (Bill Jamieson) в 1994 году. В оригинале, историческая информация, хорошо сдобренная техническими подробностями, занимает 867 страниц машинописного текста, но не пугайтесь, мы оставим только самое интересное.

Как и любой человек, впервые столкнувшийся с мотоциклами компании Scott, мы ощутили ступор: вроде бы есть одна единственная модель Squirrel, но есть же еще Flying Squirrel, Tourist Squirrel и, даже, Squirrel Sprint… Как их отличить, когда и какая модель выпускалась, почему мотоциклы Scott настолько популярны и в чем была прогрессивность?

Давайте последовательно рассмотрим мотоциклы Скотта, от первой модели до мотоцикла 1938 года, который представлен в музее мотоциклов “Мотомир Вячеслава Шеянова”

Первый мотоцикл Scott был построен на базе обычной велосипедной рамы, в рулевую колонку которой Скотт установил самодельный двухцилиндрового двигатель, который уже в 1908 году охлаждался не только воздухом, но также имел “радиатор”. “Радиатор” был частью головки блока и представлял собой оребренную трубу, которая была пристыкована к ореберенному баку с водой.

Впервые в серийном производстве привычный нам радиатор жидкостного охлаждения появился только в 1911 году и вплоть до 1914 года все мотоциклы Scott имели ярко выраженную “талию” вокруг цилиндров, которая обеспечивала водяное охлаждение двигателя. 

Также вплоть до 1914 года на мотоциклах Scott применялись карбюраторы собственной конструкции, расположенные в свободном пространстве меж двух цилиндров, а масло, которое требовалось для работы двухтактного двигателя, заливалось и хранилось в трубах рамы.

В 1913 году, Альфред Скотт избавился от сложной по форме головки блока цилиндров, разумея, что металл вокруг свечных колодцев переохлаждается и запечатав, таким образом, каналы водяного охлаждения в верхней части цилиндров. Подобная конструкция двигателя оставалась неизменной до 1923 года.

Далее, чтобы не утомлять читателя подробным описанием каждой из моделей, давайте сведем значимые события в истории компании, представленные в хронологическом порядке, в таблицу.

Год выпускаНаименование моделиОписание
1921Sports SquirrelДвигатель. 486 куб.см., диаметр поршня 70 мм, ход поршня 62,5 мм.
Отличительные черты. Передний барабанный тормоз, поршни из сплава.
1923Представлены впервые двигатель 532 куб. см. и 3-скоростная КПП.
1925Super SquirrelПредставлены впервые полусферические головки, поршни из сплава.
Двигатель. 498 куб. см., диаметр поршня 68,2625 мм, ход поршня 68,25 мм., двигатель серии Z или596 куб. см., диаметр поршня 74,6125 мм, ход поршня 68,25 мм.Отличительные черты. Барабанные тормоза, щитки цепей КПП, масляный насос Best & Lloyd на картере, масляный бак закрепленный на передней трубе рамы над радиатором.
19262 Speed FlyerПоявилась в свободной продаже гоночная версия с 2-х скоростной КПП (ускоренное переключение передач)
3 Speed FlyerВерсия с 3-х скоростной КПП участвует в гонке T.T.Представлен усиленный коленвал, установленный с применением роликов шириной 3/8 дюйма и 1/4 дюйма.
Двигатели, с увеличенным в размерах картером, получили букву А в конце номера (пример FZ 2322 A).
Масляный насос Pilgrim и магнето приводятся одной цепью.
FlyerПредставлены двигатели FY или FZ, с тех. стороны – форсированные двигатели Super Squirrel образца 1925 г. и бак содержащий отдельные емкости для масла и бензина. Отличительные черты. “Открытая” рама, т.е. без верхней трубы. 2-скоростная КПП. Фрикционы B & D на передней вилке.
Модели T.T. Отличительные черты. Дуплексная рама. 3-скоростная КПП. Вилка Girder. 7 дюймовый передний тормоз. Система выхлопа с двумя выпускными окнами в блоке цилиндров.
Предшественник 3 Speed Flying Squirrel.
Глушитель в передней части картера с двумя короткими, но толстыми трубами выпуска. Карбюратор Binks 3 Jet. Бак для дополнительной смазки цепи установленный на подседельной трубе. Оба тормоза управляются одним рычагом.
Диаметр поршня 68,25 мм, ход поршня 68,25 мм.
1927Flying SquirrelАналог версии 3 Speed Flyer (см. 1926 г.в.) для публичной продажи.
Двигатели FZ / FY – 498 или 596 куб. реплики двигателя выступавшего на T.T. в 1926 году.
Отличительные черты. Глушитель в передней части картера с двумя длинными и тонкими трубами выпуска.
Капельная смазка цепи отсутствует. Роликовые подшипники Timken на рулевой колонке. Независимое управление тормозами.
T.T.Ограниченная спец. версия, никогда более не производилась.
1928Представлено впервые. Охлаждение стенок цилиндра маслом применяется серийно. Установлено электрическое освещение.
Flying SquirrelПредшественник версии Replica (представленной в 1929 году) оснащенный дополнительным ручным насосом, охлаждающим стенки цилиндра маслом.
Двигатель – короткоходный.
Рама на 1 / 1,5 дюйма длиннее всех последующих моделей.
Задний тормозной барабан и ступица – Enfield 8-дюймов.
Максимальная скорость – 85 миль/час (136.8 км/ч).
1929Tourer Flying SquirrelВпервые представленная модель. Удешевленная версия Flying Squirrel.
Отличительные черты. Дуплексная рама, белые боковины бензобака. Вилка и колеса Webb. “Узкий” бензобак (“широкой” устанавливался на модели “de Luxe” и “Replica”). Более короткая база, чем в 1928 году.
Двигатели “Реплика”:
498 куб. см., диаметр поршня 66,6 мм, ход поршня 71,4 мм.,596 куб. см., диаметр поршня 73,02 мм, ход поршня 71,4 мм.
Sprint Special“Легкая” рама открытого типа, двигатель “Реплика”
Dirt TrackАналогичен Sprint Special, но с плунжерной вилкой типа “Super”.
Sports 2 SpeedБак аналогичен таковому на более ранних моделях “Flyer”, но с крышкой маслобака расположенной позади крышки бензобака (по ходу движения). Увеличенные тормоза
Модель ReplicaАналогична модели Flying Squirrel 1928 г.в., но применен 8 дюймовый тормозной барабан Enfield на задней оси.
“Длинноходные” двигатели:
RZ 498 куб. см., диаметр поршня 66,6 мм, ход поршня 71,4 мм.RY 596 куб. см., диаметр поршня 73 мм, ход поршня 71,4 мм.
Модель SpeedwayОтличительные черты. Открытый тип рамы, “длинноходный” двигатель RZ с выхлопной трубой расположенной с правой стороны. 3-ступенчатая КПП. Очень маленький бензобак, маленький радиатор. Вилка типа “Super Squirrel”.
1930Двигатели “Replica” стали двигателями “Powerplus Replica”.
PZ – 498 куб. см., диаметр поршня 66,6 мм, ход поршня 71,4 мм.,PY – 596 куб. см., диаметр поршня 73,02 мм, ход поршня 71,4 мм.
Tourer Flying SquirrelДобавлены щитки защиты КПП, в остальном без изменений.
Flying Squirrel de LuxeДобавлены щитки защиты КПП, в остальном без изменений.
Модель ReplicaУстановлены двигатели PZ и PY. Масляная помпа Pilgrim на правой стороне картера.
Sprint SpecialНовая модель с открытой рамой и овальными баками. Двигатели PY и PZ. Вилка Webb.
Модель SpeedwayВилка Webb Dirt Track

В дальнейшем развитии моделей Scott уже не было ничего необычного. Как и многие другие производители тех лет, компания Scott нашла свою нишу и планомерно, из года в год, обновляла модели аксессуаров и собирала прибыли с продаж. И точно также, как и у многих других производителей, каждое поколение мотоциклов Scott готовилось к ноябрьской выставке. Модель, например, 1938 года выпуска, могла быть выпущена в ноябре-декабре 1937.

У компании Scott очень интересный способ нумерации двигателей: в номере закодирована информация об объеме, модели и, фактически, годе выпуска двигателя. Номера штамповались в порядке увеличения, но до 1924 года не имели букв в своем составе. Позднее, в зависимости от последней буквы номера, Z или Y, менялся и объем двигателя – 498 или 596 куб.см. соответственно. Особенностью двигателей с индексом DPY (73,02 х 71,4 мм – 596 куб.см.), которые были репликой моторов установленных на моделях участвовавших в Isle of Man TT Race в 1930 г., были отделяемые головки двигателя.

Кстати, такой же индекс (DPY) применялся и на моторах собранных Мэттом Холдером в промежутке между 1951 и 1956 гг. на литье блоков произведенных еще на старой фабрике в Шипили (Shipley). Первым мотором из этой серии был DPY5427.

Экспонат “Мотомира Вячеслава Шеянова”.

1938 Scott Flying Squirrel из коллекции "Мотомира Вячеслава Шеянова"
1938 Scott Flying Squirrel из коллекции “Мотомира Вячеслава Шеянова”

В модельном ряду 1938 года произошли следующие изменения:

  1. Передняя вилка Webb стала базовой при покупке мотоцикла.
  2. Рама изменилась и теперь не имела места для крепления ручной траверсы переключения КПП, хотя рычаг ножного переключения все еще крепился на болты, также как и в 1933 году, когда впервые был представлен способ переключения скоростей ногой, а не рукой.
  3. Электрическое освещение стало поставляться “в базе” в 1935 году, хотя и могло быть опционально установлено начиная с 1924 года.

Автоматический регулятор напряжение появился только в 1937 году и только тогда отпала необходимость в наличии механического регулятора заряда. Автоматический регулятор напряжения Lucas MCR-1 располагался под седлом, на правой, по ходу движения, подседельной трубе рамы.

Объективно, к 1938 году уникальность марки проявлялась разве что в непривычном и, будем честны, неудобном для повседневной эксплуатации двухтактном моторе; в дизайне, который перекликался с моделями 20-х годов; мелочах, вроде белки-летяги на звуковом сигнале, которые радовали только фанатов марки. Если же обобщить, то модель 1938 года почти полностью повторяет модель 1933 года, которая, в свою очередь, по технической части мало чем отличалась от моделей 20-х годов и которая, с небольшими изменениями, выпускалась до 1940 года.

Как и многие другие английские мотоциклы 30-х годов, Scott Flying Squirrel почти не известен в СНГ, мало популярен в Европе, зато хорошо известен на своей родине, в Великобритании, и, надеемся, очень понравится посетителям нашего музея. Ну, кому по нраву английская Белка Летяга?


Технические характеристики Sunbeam Model 9A

 
Производитель Scott Motorcycles, Шипли, Англия
Годы выпуска 1908 – 1950
Количество, шт
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, двухтактный
Объем двигателя, см3 596
Диаметр и ход поршня, мм 66,6 х 71,4
Мощность
Зажигание
Карбюратор
Аккумулятор
Сцепление
Коробка передач 3-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы Дуплексная, трубчатая
Передняя подвеска Вилка “Webb”
Задняя подвеска Жесткая
Тормоза Барабанные
Размеры колес
РАЗМЕРЫ
Длина, мм 2 150
Ширина, мм 820
Высота, мм 960
Колесная база, мм
Клиренс, мм
Высота сидения, мм
Масса, кг
Емкость бензобака, л
Максимальная скорость, км/ч
Дальность, км

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.