1939 Norton Big 4 WD

This entry is also available in: Английский Китайский

[gap size=”-30px”]





[content_band style=”color:white;” bg_color=”#ffba00″ bg_image=”/wp-content/uploads/2016/04/background-album-blue-web.jpg” border=”all”] [container] [gap size=”40px”] [column type=”1/2″ style=”width:30%;color:white;”] Аудиоверсия статьи:
[/column] [column type=”1/2″ style=”width:65%;color:white;” last=”true”]

[/column] [/container] [/content_band]


[gap size=”40px”]

Мотомириада № 6


[dropcap style=”color:#ffffff; background:#313f4b;”]В[/dropcap] 1898 г. в Бирмингеме Джеймс Лэнсдаун Нортон основал компанию Norton Manufacturing Company, которая занялась изготовлением запчастей для мотоциклов. В 1902 г. вышел первый мотоцикл марки 150-кубовый Norton Energette.

В 1909 г. Norton выпустил свою самую известную и “долгоиграющую” модель – Norton Model 1 или Big 4 (Биг Фо). Мотоцикл предназначался для эксплуатации в основном с коляской и в разных модификациях выпускался с 1909 по 1954 гг.

Джеймс Нортон проявил себя блестящим инженером, но бизнесменом он был неудачным. Так в 1912 г. его фирма обанкротилась, но была спасена кредиторами – компанией R.T. Shelley & Co. Один из руководителей, Боб Шелли, увидел в мотоциклах Джеймса потенциал и оставил Нортона на посту одного из директоров и главного конструктора.

В конце 1910-х – начале 1920-х гг. Нортон все больше жаловался на самочувствие, хотя ему было всего за 50. В этом возрасте Джеймс был полон энергии и зимой 1921-1922 гг. он отправился к брату в Дурбан (Южная Африка), причем не поездом, а на своем любимом мотоцикле Norton Big Four 633.

Свежий ветер, надеялся Джеймс, улучшит его здоровье вдали от задымленного Бирмингема. Да и путешествие должно было получиться знатным. Несколько тысяч миль пробега по Африке должны были доказать силу духа человека и возможности созданной им машины. Во время путешествия начался сезон дождей. Джеймсу и его мотоциклу приходилось преодолевать затопленные реки почти что вплавь, там, где водой смыло мосты – делать многомильные объезды. Norton Big Four с блеском выдержал испытание. По возвращении домой Джеймс сделал несколько распоряжений по доработке конструкции мотоцикла.

В 1922 г. Нортону поставили диагноз “рак в терминальной стадии” и в 1925 г. он скончался. Однако дело его продолжилось.

В 1935 году Британская армия окончательно разочаровалась в использовании 500-кубовых верхнеклапанных V-твинов BSA объемом 500 куб.см. (BSA B15), которые были куплены несколькими годами ранее, для замены старых машин Douglas и Triumph.

Восемь английских производителей должны были представить свой мотоцикл для испытаний, при этом мотоцикл BSA использовался в качестве контрольного образца.

Компания Norton отреагировала в мае 1935 года, предложив модернизированный, в соответствии с требованиями армии, Norton 16H: рама с высоким клиренсом, шины с развитыми грунтозацепами, багажник, спидометр, электрический сигнал и окраска хаки. После испытания машин восьми производителей, включая Royal Enfield, Matchless и Triumph, в декабре 1935 года армейский отчет резюмировал, что все машины, представленные для оценки, превосходили BSA. Однако Norton оказался самым выдающимся.

В начале 1936 года Управление армейских контрактов (DAC) доработало свою спецификацию, и Norton получил контракт на поставку 300 машин, а также запасных двигателей и рам. Работы начались в феврале, завершились к середине марта. В том же году были заключены еще два контракта, и к концу 1936 года в армию было поставлено еще 900 экземпляров Model 16H.

К 1936 году растущая угроза нацистской Германии была признана властями, и по всей стране шло перевооружение. В течение 1937 г. с Norton были заключены контракты на поставку еще 2000 машин. Обновлений с 1936 года было немного, главным изменением было внедрение реле регулятора, которым дооснащались мотоциклы, проходившие плановый ремонт.

В начале 1938 года Управление армейских контрактов заказало для тестов 15 мотоциклов с приводом на колесо коляски (SWD). Видимо, увидев немецкие BMW и Zundapp, английские чиновники решили, что армии нужен мотоцикл с приводом колеса коляски.

Схема привода примененного на Norton Big 4 впервые была применена компанией Боган (Buaghan) в далеком 1929 году. Основатель компании Генри Боган предлагал военным использовать его систему полного привода (удачно показавшую себя в гонках по пересеченной местности) еще в 1932 году, но тогда его идея была отвергнута. К счастью, Генри Боган так и не запатентовал свое изобретение, потому Norton не приходилось платить роялти за использование чужой технологии.

Первый Norton Big 4 (SWD) был закончен в мае 1938 года, а остальные 14 были закончены в августе 1938 года с небольшими изменениями конструкции. Еще 315 машин были выпущены в мае 1939 года, а уже в ноябре последовали значительные по объемам военные заказы.

Поскольку на гражданских Big 4 никогда не было привода колеса коляски, потребовались конструктивные изменения рамы. Поныне эти изменения позволяют реставраторам и энтузиастам без проблем определять военное прошлое мотоцикла. Передняя часть, включая рулевой стакан и верхнюю часть рамы, была аналогична довоенным образцам, однако с задней левой стороны добавились кронштейн крепления защиты цепи и рычага включения кулачковой муфты привода колеса коляски. Были усилены и модифицированы отливки удерживающие подшипники оси заднего колеса.

В целом инженеры Norton скомпоновали все улучшения в двух ревизиях, и несмотря на то, что отдельные модификации попадались на военных Norton Big 4 разных лет выпуска, в этом стоит винить несвоевременную модернизацию, ни никак не небрежность конструкторов.

Первая версия (1938- начало 1940):
• Базовая гражданская версия (включая изменения рамы) с резиновыми ручками на руле и обрезиненными гражданскими подножками.
• Задний номерной знак и фонарь, установленный в правом верхнем углу знака, оба гражданского типа (Lucas MT110).
• Передние номерные знаки со стандартным для английских военных мотоциклов Census-номером. Сегодня эти номера, вкупе с номерами двигателя и рамы, позволяют нам установить номер контракта, по которому мотоцикл был поставлен Британской Армии.
• Ящик для инструментов с замком школьного («старый чемодан») типа.
• Масляный бак со сварным швом в задней части.
• 80-мильный спидометр Smiths без дневного одометра, установленный посередине вилки.
• Руль диаметром 1 дюйм (на гражданских версиях диаметр руля был 0.75 дюйма).
• Семидюймовая фара (Lucas DU42) окрашенная в цвет хаки. В связи с отсутствием налаженного производства маскирующих масок для фар, первые версии оснащались пластиной изготовленной из манильской бумаги и установленной внутри корпуса фары.
• Звуковой сигнал (Lucas HF1234) обращен вперед по ходу движения мотоцикла.
• Винт крышки, закрывающей доступ к штангам толкателей с круглой ребристой головкой.

Вторая версия (1940-1945):
• «Крыльчатые» болты на ящике для инструментов.
• Стальные подножки.
• Спидометр установлен по левой стороне вилки.
• Мелкие изменения во внешнем виде (включая отказ от использования хромированных деталей).

Колеса были обуты в шины размером 4,00 х 18 дюймов. При собственной массе более 400 кг использование привычных стоек для замены колес было непрактичным, вместо этого в багажнике коляски находился автомобильный домкрат Austin 7 (производства R.T. Shelley & Co., материнской компании Norton).

В книгу заказов Norton на военную технику в начале 1939 года входило около 600 машин 16H и 315 машин Big 4. Также 300 16H для министерства авиации, 50 16H для офиса в Индии и несколько меньших заказов для правительств других колоний.

Неожиданной новостью стало объявление Norton о выходе из гоночного сезона 1939 года с тем, чтобы сосредоточиться на улучшении производственных мощностей для производства военных мотоциклов. Объявление было встречено с тревогой, многие заявили, что Norton отказался от участия, поскольку не сможет превзойти иностранные мотоциклы с наддувом. Более мудрые понимали, что война неизбежна, и решение Norton совпадало с решением многих других предприятий.

Управление армейских контрактов заказало еще 1600 16H (спецификация 1936/37 года), и в течение месяца, предшествующего началу войны, было произведено лишь несколько гражданских машин. За последнюю неделю августа было собрано 150 машин, большей частью военных. Гражданское производство прекратилось с началом войны (1 сентября 1939 г.) , и к концу октября каждую неделю завод покидало 300 военных машин.

Огромные заказы на мотоциклы теперь размещались военным министерством, и заводское производство превысило 400 машин в неделю к 1940 году и, наконец, поднялось до максимума в 500. Решение о прекращении участия в спортивных мероприятиях было полностью оправдано производственными достижениями, достигнутыми после начала войны.

Начиная с ноября 1939 для мотоциклов Big 4 (SWD) была введена особая система нумерации, начавшаяся с номера двигателя и рамы S1000 (номера совпадали). Последний Big 4 (SWD) с номером S5308 покинул территорию фабрики осенью 1941 года. Большинство военных машин пошло в британскую армию, но значительное количество осталось в Королевских военно-воздушных силах Великобритании (RAF) и армиях колоний.

Из-за того, что военные мотоциклы чинились в военных мастерских, после капитального ремонта очень немногие машины сохранили идентичные номера двигателей и рам. В мастерских полностью разбирали машины и специалисты проводили капитальный ремонт комплектующих. Повторная сборка производилась на заводских линиях и рабочие брали компоненты из ряда контейнеров, совершенно не обращая внимания на номера. Наряду с капитальным ремонтом, постепенная модернизация мотоциклов привела к тому, что большинство довоенных машин не сохранили свой первоначальный вид.

С 1938 по осень 1941 года было произведено примерно 4,779 Norton Big 4 (SWD) по (как минимум) 10 контрактам. 10 машин было изготовлено для RAF без привода колеса коляски.

После войны многие военные мотоциклы были проданы армиям других стран, использовались в качестве оплаты за использование военных баз или вообще ушли на гражданский рынок, где был большой спрос на транспорт любого вида. Армии как минимум Бельгии, Норвегии, Нидерландов и Греции использовали WD16H Norton с первых послевоенных лет и до конца 50-х годов.

В конце августа 1945 года, после завершения военных контрактов на поставку, компания Norton вернулась к производству гражданской модели 16H (спецификация 1939 года) В 1947 году в обойму производства добавились гражданские Norton Big 4 и ES2.

С появлением в 1947 году телескопической передней вилки Roadholder перечисленные модели получили последнюю визуальную модификацию. Окончательным годом производства 16H и Big 4 был 1954 год.
Благодаря помощи энтузиастов Алекса Смиттенса (Alex Smittens), Роба Миллера (Rob Miller) и многих-многих других, которые собрали потрясающий объем информации посвященный военным Norton WD16H и WD Big 4 (https://www.wdnorton.nl/), мы можем подробно рассказать про Norton WD Big 4 633 из коллекции «Мотомир Вячеслава Шеянова».

Оригинальные номера рамы и двигателя S1270 позволяют нам установить год выпуска (1939 г.в.) и контракт по которому мотоцикл был поставлен в Британские вооруженные силы. Мотоциклы производились по 15-20 штук в неделю, а поставки осуществлялись тремя датами: 28.08.1939, 02.11.1939 и 25.03.1940. Описываемый в статье Norton Big 4 633сс был выпущен в конце 1939-начале 1940 года.
Мотоциклы Big 4 того периода отправлялись служить в рядах Британского экспедиционного корпуса (BEF), базировавшегося во Франции со 2 Сентября 1939 года по 31 Мая 1940 года.

Участие Британского экспедиционного корпуса во Французской кампании закончилось операцией «Динамо» (Дюнкерскская операция), в ходе которой с берегов Франции эвакуировалось 338 226 военнослужащих союзников. Среди вооружения, оставленного на территории подконтрольной противнику, оказалось 20 тысяч мотоциклов, в том числе и Norton Big 4 из коллекции «Мотомир Вячеслава Шеянова».

Данное утверждение подтверждается большим количеством архивных фотографий, на которых можно различить порядковые номера мотоциклов, как превосходящие упомянутый Big 4 (S1270), так и предшествующие ему. Мотоцикл отреставрирован с учетом специфики производства того времени и полностью соответствует году выпуска и своему предназначению.

Основано на статье Питера Ройдхауза (Peter Roydhouse), сайте https://www.wdnorton.nl/ и личной переписке с Алексом Смиттенсом (Alex Smittens).


Производитель Norton Motors Ltd., г. Бирмингем, Великобритания
Годы выпуска 1938 – 1945
Количество, шт 4 737
Стоимость 162 £
Стоимость в современных ценах 10 549,8 $
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 1-цилиндровый, нижнеклапанный
Объем двигателя, см3 633
Диаметр и ход поршня, мм 82 х 120
Мощность 14,5 л.с. при 4000 об / мин.
Зажигание магнето
Карбюратор Amal 276
Аккумулятор
Сцепление многодисковое в масляной ванне
Коробка передач 4-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая
Передняя подвеска параллелограммная с фрикционным демпфером
Задняя подвеска жесткая
Тормоза барабанные
Размеры колес 4,00 х 18 (3 колеса)
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 184
Ширина, мм
1 689
Высота, мм
1 168
Колесная база, мм
1 371
Клиренс, мм
   127
Высота сидения, мм
   820*
Масса, кг
   308
Емкость бензобака, л
     14
Максимальная скорость, км/ч
     90
Дальность, км
   
[clear]
* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.
[gap size=”40px”]


[lightbox selector=”.gallery-icon a”] [lightbox selector=”.motorcycle-lightbox” deeplink=”false” opacity=”0.875″ prev_scale=”0.75″ prev_opacity=”0.75″ next_scale=”0.75″ next_opacity=”0.75″ orientation=”horizontal” thumbnails=”false”]


[gap size=”40px”]