This entry is also available in: Английский Китайский

М-72 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»
В 1954 году на ИМЗ построили первый опытный М-52 с мотором, спроектированным в ЦКБ. Об особенностях этого нового верхнеклапанного двигателя лучше всего прочитать в отчете ЦКБ: «Двигатель выполнен на базе максимального использования деталей двигателя М-72, так, например, применен серийный картер с небольшими изменениями на последних операциях обработки. Диаметры шеек коленчатого вала, поршневого пальца и ролики с сепараторами остаются унифицированными с соответствующими деталями двигателя М-72. Штанговый механизм газораспределения заимствован из многократно апробированных конструкций и почти полностью схож с конструкцией, примененной на последней модели дорожного мотоцикла BMW R-51/3, в то же время он обладает некоторыми технологическими преимуществами в условиях производства ИМЗ. Цилиндры отлиты из алюминиевого сплава и имеют запрессованные чугунные гильзы…».

В 1957 году началось производство спортивной модификации М-52 – М-52С для шоссейно-кольцевых гонок. В основе своей это была ходовая часть последней модификации М-77, снабженная передней вилкой со смещенной вперед колесной осью от М-52. Двигатель был спортивной модификацией серийного М-52. Новый мотоцикл уральского завода по скоростным данным ничем не уступал легендарному BMW R37, который считался одним из лучших в мире в 30-е и послевоенные годы.

Двигатель М-52С мотоцикла имел оригинальную клапанную крышку с тремя продольными ребрами. Благодаря повышению степени сжатия до 9,0 и двум карбюраторам мощность мотора возросла до 35 л.с. при 6200 об/мин, что позволило машине развивать скорость до 160 км/ч. Помимо технических модификаций, подобная скорость достигалась за счет использования топлива с более высоким октановым числом.

В период с 1957 по 1961 годы было выпущено 20 ед. М-52С, каждый из которых собирался вручную.
Производитель | Ирбитский мотоциклетный завод, г. Ирбит, СССР |
Годы выпуска | 1957-1961 |
Количество, шт | 20 |
Стоимость | |
Стоимость в современных ценах |
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ | |
Тип | 2-цилиндровый, оппозитный |
Объем двигателя, см3 | 494 |
Диаметр и ход поршня, мм | 68 х 68 |
Мощность | 35 л.с. при 6200 об / мин. |
Зажигание | магнето М-90 |
Карбюратор | К-93 на каждый цилиндр |
Аккумулятор | – |
Сцепление | двухдисковое сухое |
Коробка передач | 4-х ступенчатая |
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА | |
Тип рамы | двойная трубчатая |
Передняя подвеска | пружинная с гидравлическим амортизатором |
Задняя подвеска | пружинная |
Тормоза | барабанные |
Размеры колес | 3,50 х 19 |
РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм |
2 160
|
Ширина, мм |
760
|
Высота, мм |
1 000
|
Колесная база, мм |
1 435
|
Клиренс, мм |
125
|
Высота сидения, мм |
760
|
Масса, кг |
170
|
Емкость бензобака, л |
30
|
Максимальная скорость, км/ч |
160
|
Дальность, км |