Motorworld’s newspaper № 16
Engine start
The 1930s were a true “golden age” for Royal Enfield: by 1938 company’s model range counted 18 models! Heavy twin-cylinder models were among them in a league of their own.

“The last word in luxury motorcycles!” — this was the advertisement slogan for the Royal Enfield KX in its 1938 brochure. The flagship motorcycle of this company had a powerful twin-cylinder, L-head, 1140-cc engine, a dry sump lubrication system and a 4-speed manual gearbox, which made it possible to comfortably ride this motorcycle both with and without a sidecar. Standard features for Royal Enfield motorcycles was using Lucas magdynos as well as the machine’s black-and-golden finish.

Model KX was, in principle, an improved version of a practically ideal machine, Model K, that had a motor of smaller capacity—996-cc. In addition, Model KX was provided with interchangeable tires. The solo version could achieve 130 km/h boasting of fuel consumption of 27 km per liter. That despite the fact that Royal Enfield KX was a motorcycle with one of the largest cubic capacities in its time (and certainly the largest on the pre-WWII market in England)!

First sales of Model K started in 1933. Model KX appeared in 1936 and was at first only exported, so that only by the 1937 season its sales started in its home country.

In October of 1938 the Motor Cycling magazine organized race tests of the motorcycle version with a sidecar in which a 90-kg passenger was sitting. Royal Enfield KX showed excellent performance with its average velocity of 93 km/h, but its fuel consumption increased as compared to what was stated for the solo version: 18.7 km per liter.

Motorcycle production stopped at the start of World War II when Royal Enfield switched to military contracts manufacturing only 350-cc models—Model C and CO. Nevertheless, one more Model KX motorcycle was made in order to be presented to some military. This experimental model had serious changes: a drive was installed to the sidecar wheel and the look was modified in accordance with the army nomenclature (and this motorcycle started looking a lot like the famous Norton Big Four). This experiment was, however, ill-fated: at the time, the army commandment already turned its attention to a new Jeep car, while the era of cross-country motorcycles was coming to an end.

Manufacturer Enfield Cycle Co. Ltd., Redditch city (Great Britain)
Years of manufacture 1936 – 1939
Quantity produced, units
Price £ 75
Today’s value $ 6220
ENGINE AND TRANSMISSION
Type Twin-cylinder, V-shaped, L-head
Engine capacity, cc 1 140
Bore and stroke, mm 85,5 х 99,25
Engine rating
Sparking Lucas
Carburetor Amal
Battery 6 V
Clutch Dry, multiple-plate
Transmission 4-speed
FRAME AND WHEELBASE
Frame type Duplex
Front suspension Parallelogram
Rear suspension Rigid
Brakes Drum type
Wheel size 4,00 х 19
DIMENSIONS
Length, mm
2 200*
Width, mm
750*
Height, mm
1 020*
Wheelbase, mm
1 499
Ground clearance, mm
110*
Seat height, mm
730*
Mass, kg
Gas tank size, l
Maximum speed, km/h
    130
Range, km

* – Data from the results of the measurement of the “Motorworld by V.Sheyanov” exhibit.

Аудиоверсия статьи:

Мотомириада № 16
Запуск мотора
Настоящей «золотой эрой» для Royal Enfield по праву можно назвать 1930-е годы – к 1938 году модельный ряд компании состоял из 18 моделей! Особняком среди них стояли тяжелые V-твины.

“Последнее слово в люксовых мотоциклах” – именно так звучал рекламный слоган Royal Enfield KX в брошюре 1938 года. Флагманский мотоцикл компании имел мощный двухцилиндровый, нижнеклапанный двигатель, объемом 1140 см3, систему смазки с сухим картером, и четырехступенчатую коробку передач ручного управления, что позволяло с комфортом использовать мотоцикл как с коляской, так и без нее. Стандартными для Royal Enfield были использование магдино Lucas, а также черный с золотым окрас машины. В дополнение ко всему модель KX получила взаимозаменяемые колеса.

Модель KX была по сути усовершенствованием уже практически совершенной машины, модели K, имевшей двигатель меньшего объема – 996 куб. см. В соло варианте мотоцикл разгонялся до 130 км/ч и при этом мог похвастаться расходом топлива в 27 километров на литр. И это при том, что Royal Enfield KX был мотоциклом с одним из самых больших рабочих объемов своего времени (и совершенно точно самым большим на довоенном рынке Англии)!

Первые продажи модели K начались в 1933 году. Модель KX появилась в 1936 году и вначале продавалась на экспортные рынки, на родине же мотоцикл появился только к сезону 1937 года.

В октябре 1938 года журнал «Motor Cycling» организовал пробеговые испытания версии мотоцикла в сочетании с коляской, в которую посадили 90-килограммового пассажира. Royal Enfield KX показал отличный результат по средней скорости – 93 км/ч, однако расход топлива вырос в сравнении с заявленным для соло-машины и составил 18,7 километра на литр.

Производство мотоцикла закончилось в начале Второй мировой войны, когда Royal Enfield переключился на военные заказы и перешел на выпуск исключительно 350-кубовых моделей С и CO. Тем не менее еще один мотоцикл модели KX был выпущен в 1941 году для презентации военным. В экспериментальную модель были внесены серьезные модификации – установлен привод на колесо коляски, в соответствии с армейской номенклатурой изменен внешний вид (мотоцикл напоминал чем-то знаменитый Norton Big Four). Однако эксперимент не удался – к тому времени Командование Армии уже обратило свой взгляд в сторону нового автомобиля Jeep, а эра мотоциклов повышенной проходимости подходила к концу.

Производитель Enfield Cycle Co. Ltd., г. Реддич, Великобритания
Годы выпуска 1936 – 1939
Количество, шт
Стоимость £ 75
Стоимость в современных ценах $ 6220
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип V-образный, нижнеклапанный
Объем двигателя, см3 1 140
Диаметр и ход поршня, мм 85,5 х 99,25
Мощность
Зажигание магдино Lucas
Карбюратор Amal
Аккумулятор
Сцепление сухое многодисковое
Коробка передач 4-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы дуплексная
Передняя подвеска параллелограммная
Задняя подвеска жесткая
Тормоза барабанные
Размеры колес 4,00 х 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 200*
Ширина, мм
750*
Высота, мм
1 020*
Колесная база, мм
1 499
Клиренс, мм
110*
Высота сидения, мм
730*
Масса, кг
Емкость бензобака, л
Максимальная скорость, км/ч
    130
Дальность, км

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.