Motorworld’s newspaper №67
Test-drive video
In 1929, workshops based on Izh Steelworks production facilities has manufactured the first five Izh motorcycles. Peter Vladimirovich Mozharov, a talented engineer, headed the workshops. He had been undertaking an internship in Germany. Upon return he believed USSR should start manufacturing customized replicas of German motorcycles. O. Kurikhin, a biographer, wrote:

Peter Vladimirovich Mozharov

“Peter Vladimirovich has visited eight well equipped motorworks. Allright, BMW, DKW, D-Rad, Mabeco, Neander, NSU and Zündapp. More 15 factories he put to “out of interest” category due to the fact these 15 factories had limited production. In this category, the most interesting was the Stock works (Berlin) manufactured boldly designed light bikes.

Peter was very impressed by DKW, Zündapp and Neander. DKW works was notable for its diversity & large-scale production. Apart from bikes, it has been manufacturing outboard engines, dynamotors etc. Zündapp works was remarkable for the perfect engineering solutions. And Neander works was nameworthy for interesting design solutions and the fact that Ernst Neander (the director) has been directly involved in creative engineering process, design and testing. The latter really impressed him”.

Many things Mozharov saw turned into pilot designs. After the first Izh motorcycles were finished and tests completed, Mozharov and all his staff were moved to Leningrad where mass production of two-wheeled motor vehicles had been prepared.

L-300 from the «Motorworld by V.Sheynov» collection”

DKW Luxus 300

Along with production of documentation for L-300 motorcycle, DKW Luxus 300 bikes underwent the tests at the Scientific autotractor institute. After L-300 went into production, Mozharov and some of his coworkers moved to Moscow where they founded a design bureau as a part of the Scientific autotractor institute. Several nameworthy engineers has been working with Peter Mozharov. They are Sergey Ivanovich Karzinkin (test man, one of the creators of the Soyuz bike, an author of many books and articles on motorcycle design), Alexander Minovich Fedorov (who became the chief designer of the Irbit Motorworks), Igor Ivanovich Okunev (who became the head of Engine design bureau of the AZLK works), Boris Mikhailovich Fiterman (who became a Doctor of Engineering Science, a professor, one of the automobile chief designers).

NATI-A-750

The design bureau was assigned to design medium and heavy motorcycles for the Army and the national economy. The first heavy motorcycle was NATI-A-750. It combined different engineering solutions. A chassis was made in the image of BWM with an American type powertrain.

A double cradle made of pressed profiles enclosed a petrol tank. A spring front fork having thick pressed legs was connected to the double cradle. A flathead double-cylinder V-engine (750 cc displacement) was put lengthwise on the frame and combined with a three-speed gearbox and a rear wheel chain drive. The machine was equipped with a dry multiple-disc clutch, circulation system of engine lubrication and a Delco ignition system with a HV coil and a timer-distributor of the automobile type.

PMZ-А-750 from the «Motorworld by V.Sheynov» collection”

The second bike was NATI-B-375, which had some parts specific to heavy motorcycles. Its engine, in fact, was a half of the A-750 engine – a flathead motor, 375 cc displacement, cylinder angularity of 13 degrees. A chassis was the L-300 chassis with some little alterations. Probably, a three-speed gearbox was also taken from L-300.

Marina Ladinina with PMZ-A-750 motorcycle in the famous Soviet film «Tractor drivers», filmed in 1939

The third model was almost a completely copy of BMW. The chassis was similar to one used in A-750 – a double cradle made of pressed profiles and a spring front fork. A flathead one-cylinder engine was put lengthwise on the frame – this solution determined the use of a rear wheel drive by means of a torsion bar. A three-speed gearbox had an automobile type crank-guide similar to one used in BMW bikes. Mozharov gave this machine the NATI Izh-6 code probably because when working on test Izh motorcycles he hadn’t time to materialize this model.

The manufacturing of these machines was delegated to the workshops at the Izh Steelworks. At the same time, the Izh Steelworks got an order for manufacturing of five test baby cars NATI-2. In 1932, Mozharov and his coworkers went to Izhevsk where the manufacturing of the NATI-A-750 batch had started.

Participants of 1933 run on NATI-A-750

The first testing measurements of engines showed figures from 16 to 18 h.p. which satisfied the design input. In spring 1941, four sidecar motorcycles successfully completed the test run Izhevsk – Sarapul – Nizhny Novgorod – Moscow (however, due to the muddy season Izhevsk – Sarapul route was accomplished on the water).

It was planned that the mass production will start in Izhevsk concurrently with manufacturing & testing of 375 cc machines. But at the people’s commissariat that directed all these activities, another decision was made. L-300 was recommended for manufacturing in Izhevsk, and heavy motorcycles were supposed to be manufactured near Moscow at the Podolsk mechanical works.

Podolsky Mechanical Plant at the time when it belonged to the firm Zinger

The story of the Podolsk mechanical works started in 1900 when Singer (an American manufacturer of sewing machines) bought 30 arpents of land in Podolsk. Two years later, a big factory has grown, which has been manufacturing about 2500 of household sewing machines per day by 1913.

After the Revolution, the factory was nationalized and manufacturing was interrupted until 1923. First it was renamed into Gosshveimashina (State sewing machines) and then, in 1931, it has got the “Podolsk mechanical works” name. Sewing machines wasn’t only the products made by the Podolsk mechanical works. It manufactured an enhanced product selection including military-oriented articles.

Although the PMZ-A-750 is sometimes described as the “Harley-Davidson engine in the BMW frame” in fact, when designing its power unit, Mozharov paid tribute not only to Harley-Davidson, but to Indian too. On the cross-section, a purely Harley-Davidson’s scheme with four cams is clearly visible, but like in the early Indian, the PMZ engine transmission was provided by a gear, and the lubrication system was circulating.

This is the place where Peter Mozharov arrived to when he changed his workplace again. Ha was given a task to launch the manufacturing of motorcycles in Podolsk. It was a real tough task due to the fact the works didn’t have the pressure equipment, which was required for manufacturing of chassis parts. In February 1934, the first motorcycle was built. It wasn’t functional though, but it was assembled using only assemblies & parts made at the works. After, Peter Vladimirovich Mozharov took a relaxation and went to a holiday center where he died a month later under mysterious circumstances… So, the shift to mass production was completed without him.

Grigory Konstantinovich Ordzhonikidze

The manufacturing was set with great difficulties. Despite of funding difficulties, the first ten heavy motorcycles were produced by July 1934. They’ve got a new name: PMZ-A-750. Nine machines went before Sergo Ordzhonikidze (a people’s commissar). Once he discovered it’s planned to produce only 500 machines next year, he said that at least 1500 units must be produced.

PMZ-A-750 has been used in the Army, People’s Commissariat for Internal Affairs and in the civil service. City people and country folk readily bought these machines. The bike design was durable & solid but highly finicky and not refined. Motorcyclists nicknamed this machine as “Come on! Try to start me!”. A lot of complaints made the works to discontinue the manufacturing by 1939. We can only guess now what it would’ve been like if Peter Mozharov hadn’t died so tragically. Maybe it would be a different luck for this bike?

ПМЗ-А-750 from the «Motorworld by V.Sheynov» collection


Manufacturer Podolsk Mechanical Works (PMZ)
Years of manufacture 1935-1939
Quantity produced, units 4 636
Price 7 760 rubles
Today’s value
ENGINE AND TRANSMISSION
Type V-twin
Engine capacity, cc 746
Bore and stroke, mm 70 х 97
Engine rating 15 hp at 3600 rpm
Sparking Battery
Carburetor 1, type MK-1
Battery 6 V
Clutch Multiple-plate, dry
Transmission 3-speed
FRAME AND WHEELBASE
Frame type Welded, duplex
Front suspension Spring, 8 plates with damper
Rear suspension Rigid
Brakes Drum type
Wheel size 4,00 х 19
DIMENSIONS
Length, mm
2 085
Width, mm
   890
Height, mm
   950
Wheelbase, mm
1 395
Ground clearance, mm
   115
Seat height, mm
   820*
Mass, kg
   206
Gas tank size, l
     18
Maximum speed, km/h
     95
Range, km

* – Data on the results of the measurement at the exhibit of “Motorworld by V.Sheyanov”.

Аудиоверсия статьи:
Мотомириада №67
Видео тест-драйва
В 1929 году на базе “Иж-стальзавода” были организованы мастерские, разработавшие и изготовившие первые пять опытных мотоциклов марки “Иж”. Возглавил коллектив мастерских талантливый инженер Петр Владимирович Можаров. До этого он проходил стажировку в Германии, откуда вернулся убежденным в том, что в СССР надо строить адаптированные копии немецких мотоциклов. Его биограф О. Курихин писал:

Петр Владимирович Можаров

“Петр Владимирович посетил восемь прекрасно оборудованных мотоциклетных заводов: Allright, BMW, DKW, D-Rad, Mabeco, Neander, NSU, Zündapp. 15 других он отнес к “прочим”, поскольку выпуск мотоциклов на них был ограниченным. В этой группе оригинальностью конструкций легких мотоциклов выделялся Берлинский завод Stock.

Наиболее сильное впечатление на Петра Владимировича произвели три фирмы: DKW, Zündapp и Neander. Первая — благодаря массовости и разнообразию выпускаемой продукции, причем как основной — мотоциклы, так и дополнительной — лодочные моторы, моторы-генераторы, вырабатывавшие электроэнергию и т. п. Вторая — за совершенство технических решений, а третья — за интересные конструкторские решения и непосредственное участие ее руководителя Эрнста Неандера в творческом процессе — конструировании и испытаниях, что очень импонировало самому П. В. Можарову”.

Многое из увиденного Можаровым воплотилось в опытных конструкциях. После завершения работы над первыми мотоциклами “Иж” и проведения большого испытательного пробега коллектив Можарова перевели в Ленинград, где готовился массовый выпуск мототехники.

Л-300 из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

DKW Luxus 300

Одновременно с разработкой документации на мотоцикл, названный Л-300, его прототипы — мотоциклы DKW Luxus 300 — проходили испытания в НАТИ — Научном автотракторном институте. После начала выпуска Л-300 в конце 1931 года, Можаров и несколько его коллег переехали в Москву, где в составе НАТИ образовалось КБ Мотоциклостроения. В коллективе работали такие люди, как Сергей Иванович Карзинкин — испытатель, один из создателей первого советского мотоцикла “Союз”, автор многих статей и книг, посвященных конструированию мотоциклов, Александр Минович Федоров, ставший потом главным конструктором Ирбитского мотозавода, Игорь Иванович Окунев — в дальнейшем начальник КБ двигателей АЗЛК, Борис Михайлович Фиттерман — в будущем доктор технических наук, профессор, один из ведущих автомобильных конструкторов.

Мотоциклы НАТИ-А-750

КБ получило задание на разработку типажа средних и тяжелых мотоциклов для армии и народного хозяйства. Первым стал тяжелый мотоцикл НАТИ-А-750. Эта машина стала неким смешением традиций: в ходовую часть, сделанную по образу БМВ, был вмонтирован силовой агрегат американского типа.

Дуплексная рама из штампованных профилей с вложенным внутрь бензобаком сочеталась с рессорной передней вилкой, имевшей мощные штампованные перья. Нижнеклапанный V-образный двухцилиндровый двигатель рабочим объемом 750 куб. см, расположенный в раме продольно, комбинировался с трехступенчатой коробкой передач и цепным приводом заднего колеса. На машине предусматривалось сухое многодисковое сцепление, циркуляционная система смазки двигателя и батарейная система зажигания с высоковольтной катушкой и прерывателем-распределителем автомобильного типа.

ПМЗ-А-750 из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

Второй стала модель НАТИ — Б-375, по некоторым деталям унифицированная с тяжелым мотоциклом. Двигатель фактически представлял собой половинку от А-750 — нижнеклапанный, рабочим объемом 375 куб. см, с углом наклона цилиндра, равным 13°. Ходовая часть с небольшими изменениями была взята от ленинградской модели Л-300, возможно, от этой же модели использовалась и трехступенчатая коробка передач.

Марина Ладынина с мотоциклом ПМЗ-А-750 в знаменитом советском фильме «Трактористы», снятом в 1939 г.

Третьим вариантом стала машина, практически полностью сделанная по образцу БМВ. В ходовую часть, аналогичную А-750 — штампованная дуплексная рама и рессорная передняя вилка, был продольно вмонтирован нижнеклапанный мотор с вертикальным цилиндром. Такое расположение двигателя обусловило применение привода на заднее колесо с помощью торсионного вала. Трехступенчатая коробка передач с кулисой автомобильного типа также была аналогична моделям БМВ. Можаров присвоил этой версии индекс “НАТИ — Иж-6”, возможно потому, что при работе над опытными Ижами он не успел воплотить в металле эту конструкцию.

Изготовление мотоциклов решено было передать в родные группе Можарова Технические мастерские при “Иж-стальзаводе”. Одновременно туда же был направлен заказ на постройку пяти опытных малолитражных автомобилей НАТИ-2. В 1932 году Можаров с коллегами вновь прибыл в Ижевск, где началась постройка партии мотоциклов НАТИ-А-750.

Участники пробега 1933 г. на мотоциклах НАТИ-А-750

Первые опытные замеры показали, что мощность новых двигателей находится в пределах 16-18 л.с., что вполне укладывалось в рамки технического задания. Весной 1933 года четыре мотоцикла с колясками успешно совершили испытательный пробег по маршруту Ижевск Сарапул — Горький — Москва (от Сарапула до Горького мотоциклы из-за распутицы добирались на пароходе).

Планировалось, что в Ижевске начнется серийное производство этих машин, а параллельно будут строиться и испытываться опытные 375-кубовые варианты. Однако в Наркомате среднего машиностроения, руководившем этой работой, решили иначе. В Ижевске к выпуску был рекомендован ленинградский мотоцикл Л-300, а мощности для изготовления тяжелых машин решили разместить под Москвой, на Подольском механическом заводе (ПМЗ).

Подольский механический завод во времена, когда он принадлежал фирме “Зингер”

История ПМЗ началась в 1900 году, когда знаменитый производитель швейных машин – американская компания Singer – приобрел 30 десятин земли в подмосковном городе Подольске. Через два года здесь вырос огромный завод, который уже в 1913 году ежедневно производил только бытовых швейных машин около 2500 штук.

После революции завод был национализирован и производство швейных машин удалось возобновить в 1923 году.Сначала завод носил название “Госшвеймашина”, а в 1931 года получил название ПМЗ – Подольский механический завод. Одновременно предприятие занималось выпуском широкого спектра различной продукции, в том числе и военного назначения.

Хотя ПМЗ-А-750 иногда характеризуют как «двигатель Harley-Davidson в ходовой BMW», на самом деле при проектировании его силового агрегата Можаров отдал дань не только H.-D., но и Indian. На разрезе хорошо видна чисто харлеевская схема с четырьмя кулачками, но, как и на ранних Indian, моторная передача ПМЗ была шестеренчатой, а система смазки – циркуляционной.

Именно сюда и прибыл Петр Можаров, вновь сменивший место работы и жительства. Перед ним была поставлена задача наладить мотопроизводство в Подольске. Задание было труднейшим, поскольку на предприятии отсутствовало главное — прессовое оборудование, необходимое для изготовления ходовой части. В феврале 1934 года был готов первый мотоцикл — еще не способный двигаться самостоятельно, но уже собранный из узлов, изготовленных непосредственно на ПМЗ, а не на смежных предприятиях. Петр Владимирович Можаров позволил себе небольшую передышку и отправился в санаторий, где через месяц погиб при довольно загадочных обстоятельствах. Работы по постановке опытной модели в производство завершались уже без него.

Григорий Константинович Орджоникидзе

Производство мотоциклов налаживалось с большим трудом. Несмотря на трудности с финансированием к июлю 1934 года были готовы первые десять тяжелых мотоциклов, которым дали новое название: ПМЗ-А-750. В июле девять из них продемонстрировали наркому Серго Орджоникидзе. Узнав, что в следующем году работники подольского завода собираются изготовить 500 таких машин, он возразил: “Таких мотоциклов необходимо выпустить не менее полутора тысяч!”

ПМЗ-А-750 нашёл применение не только в армии, в частях НКВД, но и на гражданской службе. Их охотно приобретали горожане и сельские жители. Конструкция мотоцикла получилась прочной и добротной, но, к сожалению, весьма капризной и «недоведенной». Мотоциклисты в шутку расшифровывали буквы ПМЗ, как «Попробуй меня заведи». Многочисленные нарекания привели к тому, что в 1939 году мотоцикл был снят с производства. Думается, что если бы не трагическая смерть Петра Можарова, то судьба этого мотоцикла могла бы быть совсем иной.

ПМЗ-А-750 из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

В статье использованы материалы Энциклопедии мотоциклов журнала “За рулем”, статей “Заезженный символ Америки” (Коммерсант), “Советский V-Твин” (Мото) и “ПМЗ-А-750 – советский харлей!” (Наши мотоциклы).

Производитель Подольский механический завод (ПМЗ)
Годы выпуска 1935-1939
Количество, шт 4 636
Стоимость 7 760 руб
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, V-образный
Объем двигателя, см3 746
Диаметр и ход поршня, мм 70 х 97
Мощность 15 л.с. при 3600 об/мин
Зажигание батарейное
Карбюратор 1, тип МК-1
Аккумулятор 6 В
Сцепление сухое многодисковое
Коробка передач 3-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы дуплексная, штампованная
Передняя подвеска рессорная, 8 листов с регулирующим демпфером
Задняя подвеска жесткая
Тормоза барабанные
Размеры колес 4,00 х 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 085
Ширина, мм
   890
Высота, мм
   950
Колесная база, мм
1 395
Клиренс, мм
   115
Высота сидения, мм
   820*
Масса, кг
   206
Емкость бензобака, л
     18
Максимальная скорость, км/ч
     95
Дальность, км

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.