Концерн Bayerische Motoren Werke, AG (Байерише Моторен Верке, АГ) — немецкий производитель автомобилей, мотоциклов, двигателей, а также велосипедов.

В 1913 году на северной окраине г. Мюнхен Карл Рапп и Густав Отто, сын изобретателя двигателя внутреннего сгорания Николауса Августа Отто, создают две маленькие авиамоторные фирмы. Начавшаяся Первая мировая война сразу принесла многочисленные заказы на двигатели для самолетов. Рапп и Отто решают объединиться в один авиамоторный завод.

В июле 1917 года концерн регистрируется под именем Bayerische Motoren Werke, AG – BMW. Эту дату и принято считать годом основания BMW, а Карла Раппа и Густава Отто ее создателями.

После окончания Первой мировой войны фирма оказалась на пороге краха, так как по Версальскому договору немцам запретили производить двигатели для самолетов, а именно двигатели в то время были единственной продукцией Bayerische Motoren Werke, AG. Но предприимчивые Карл Рапп и Густав Отто находят выход из положения – завод перепрофилируется на выпуск сначала мотоциклетных двигателей, а затем и самих мотоциклов.

28 сентября 1923 г. Bayerische Motoren Werke, AG выставил свой первый мотоцикл на автосалоне в г. Берлине. «BMW R32» пошел в серийное производство в конце того же года. Новый мотоцикл выделялся не только гладким кожухом блока двигателя/коробки передач, но также и конструкцией рамы, состоявшей из двух полностью закрытых стальных трубчатых обручей, уложенных параллельно друг другу. Установленный низко под машиной, плоский двигатель «боксер», с противолежащими цилиндрами, удерживал центр тяжести и гарантировал легкость управления мотоциклом. Черная окраска с изящными белыми узорами установила высокие стандарты в деталях дизайна мотоциклов.

Компания молниеносно внедряла новые технологии. Рядом с туристскими моделями, двигатели которых все еще имели нижние клапаны, стояли дорогие спортивные машины с двигателями OHV. Несмотря на финансовые трудности, команда BMW успешно выступила в 1931 г. в классе 200 см3 на модели «R2». Этот одноцилиндровый мотоцикл обладал валовым приводом и другими элементами, заимствованными у более крупных моделей BMW. Прочные штампованные стальные рамы заменили старые трубчатые. Появилась машина с одноцилиндровым двигателем объемом 400 см3, заполнившая собой нишу между моделями с мотором «боксер», рабочий объем которого вырос до 750 см3, и маленькими одноцилиндровыми мотоциклами. Bayerische Motoren Werke, AG в 1935 г. установил на «R12» и «R17» первую телескопическую переднюю вилку с гидравлическим амортизатором, что стало еще одной вехой в конструировании мотоциклов.

Год спустя на рынке появилась совершенно новая модель – «R5», на которой стальные конические тянутые трубы эллиптического поперечного сечения соединялись по средством газовой сварки. Телескопическая вилка получила регулируемые амортизаторы, а у нового двигателя объемом 500 см3 были уже два вала и единый кожух трансмиссии и двигателя. «R51», машина с прямой подвеской заднего колеса, начала продаваться в 1938 году.

Военные в 1930-ых годов были важными заказчиками концерна. Одноцилиндровые машины «R4» и «R35» использовались для обучения и связи, a «R11» и «R12» с колясками служили для быстрой транспортировки солдат. Готовясь к войне, немецко-фашистский Вермахт заменял конницу мотоциклами с колясками. Верховное командование немецкой армии сформулировало свои требования к конструкции. «BMW R75», совершенно новая машина, обладала двигателем OHV объемом 750 см3. Самоблокирующийся дифференциал устанавливался на приводе коляски, а его горизонтальный вал давал возможность перевозить более 400 кг груза.

Еще в 1928 г. BMW купил автозавод в г.Айзенах. С 1947 года г. Айзенах считался частью советской зоны в Германии. Там производство продолжалось, в то время как в г. Мюнхен все цеха были демонтированы, а чертежи конфискованы. Детали, требующиеся Альфреду Бенингу для создания новой модели, поступили от дилеров BMW, и в 1948 г. в производство пошел «R24» с одноцилиндровым двигателем объемом 250 см3. В 1950 г. BMW вернулся к «боксеру» с двумя цилиндрами, но мотоциклы с одноцилиндровыми двигателями все еще пользовались популярностью. Появились новые крупные успехи в гонках. В соревнованиях мотоциклов с колясками, гоночные «RS» с моторами «боксер» завоевали ряд побед, в том числе 19 первенств мира между 1945 и 1974 гг. Клаус Эндерс получал титул чемпиона 6 раз. Причиной такого успеха была, конечно, уникальная технология.

Запуском в производство модели «R51/3» в 1951 г. BMW положил начало, новому поколению двигателей – «боксеров», делая еще больший упор на их надежность. В 1952 г. вышла модель «R68», первая машина BMW, развившая скорость 160 км/ч. В 1955 г. технология свободно качающегося рычага на переднем и заднем колесах, установила новые стандарты для производителей мотоциклов. К началу 1960-ых годов мотоциклетный бум в Германии закончился.

К удивлению конкурентов и потребителей, Bayerische Motoren Werke, AG осенью 1969 г. запустила в производство совершенно новый модельный ряд – мотоциклы с новыми двигателями объемом 500 и 600 см3, оснащенные карбюраторами и электростартерами. Появилась модель «R75/5». Начиная с сентября 1969 г. новые мотоциклы BMW поступали уже не из г. Мюнхен, а из г. Берлин.

В 1973 г. концерн Bayerische Motoren Werke, AG отпраздновал полувековой юбилей своих мотоциклов, выпустив с конвейера 500 000-й экземпляр. В том же году мотоцикл «R 90S» был модернизирован – двигатель стал больше и мощнее; впервые на серийной машине появился обтекатель.

Мотоцикл «BMW К100» с электронным топливным инжектором комплектовался двигателем мощностью 90 л.с. Инженеру Иосифу Фрицтенвенгеру удалось создать совершенно новую техническую концепцию. Плоский четырехцилиндровый двигатель объемом 987 см3 имел продольное расположение цилиндров. К модели вскоре добавились версии: спортивно-туристская и туристская. Трехцилиндровая модель с мотором объемом 740 см3 закрыла серию машин с однорядными двигателями. Лучшая машина в серии, с аэродинамическим корпусом, обоими ведущими колесами и обтекателем – «К1» – стала первым мотоциклом в мире, обладающая трехуровневым регулируемым катализатором. Ее четырехцилиндровый шестнадцатиклапанный двигатель с электронным регулятором являлся идеальным для новой технологии. Основной принцип «боксера» BMW оставался неизменным, но прочие двигатели BMW «R 1100RS», запущенные в серию в 1993 г., подверглись модернизации.

Вторая половина 90-х годов стала временем модернизации существующих семейств «F», «R» и «K». Все время появляются новые версии.

Концерн Bayerische Motoren Werke, AG – по-прежнему один из лидеров мирового мотоциклостроения, и никому не собирается уступать своего места.