Motorworld’s newspaper № 20
Test-drive video
In 1940, the Neckarsulmer Fahrzeugwerke, AG a German company located in Neckarsulm received an order from the Ground Forces Armaments Administration (Heereswaffenamt) to develop a light tractor-trailer intended to increase the mobility of rifle units, support reconnaissance operations, tow light artillery guns and other military cargo.

NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz 2

The NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2 was equipped with a 4-cylinder, in-line automotive gasoline Opel Olimpia engine having a capacity of 36 h.p. at 3400 rpm. Its transmission included a dry single-plate clutch, a 3-speed gearbox, a demultiplicator and a double differential. The running gear included the front steering wheel in the motorcycle-type fork and a tracked running gear mounted on a welded carrying hull, consisting of five duplex rubber-coated running rollers, the sprocket wheel of the frontal engagement and a 170-vv-wide link-belt with rubber cushions. The driver seat was in the front part of the vehicle, two more seats were arranged in the afterpart. This treaded motorcycle was not equipped with any weapons.

NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz 2

It was capable of driving cross-country in mud and even over marshy ground due to negligible ground pressure. The motorcycle mass was 1235 kg. It was capable of carrying cargo of up to 325 kg and towing trailers with a mass of up to 450 kg. Also carry two men plus the driver. Fuel tanks with total capacity of 42 liters located on both sides of the driver seat provided an action radius of 260 km when driving over high roads and 175 km for cross-country driving. Maximum speed over high roads was 62-70 km/h and cross-country 40-48 km/h. The vehicle turn with large-radius turns was possible by turning the front wheel and small-radius turns were executed via braking the caterpillar treads.

NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz 2

Due to its great cross-country passability and reliability, ease of operation and maintenance, the NSU Kettenkrad HK-101 SdKfz2 track motorcycles gradually found their way into all ground forces, including tank units. They were one of the very few facilities that were capable negotiatying terrain under the conditions of the break-up season in spring and in the fall at the Russian front. Disadvantages of this machine were as follows: narrow track, full exposure of the crew as well as the vehicle’s tendency to turn over when negotiating hills of making a turn at quick speed (and the driver never could have enough time, in practical terms, to leave the vehicle). Drivers were also unhappy about low serviceability of the vehicle: it had some 150 lubrication points.

The value of our Ketenkrad is in its release time. It was manufactured in war time – in 1944. Most of the machines of those years were either destroyed in battle, or used in such harsh conditions that it did not live to this day.

For example, at the end of the Second World War, in order to save aviation fuel, the planes were no longer allowed to move themselves to the runways. Kettenkrads were pulling planes through the taxiways, and most of the machines worked with serious overload.

Manufacturer Neckarsulmer Fahrzeugwerke, AG, Neckarsulm (Germany)
Years of manufacture 1940 – 1949
Quantity produced, units 9 420
Price 6 810 RМ
Today’s value 44 017,9 $
ENGINE AND TRANSMISSION
Type Opel Olimpia, carburetor, 4-cylinder, in-line engine with water cooling system
Engine capacity, cc 1 478
Bore and stroke, mm 80 х 74
Engine rating 36 h.p. at 3400 rpm
Sparking
Carburetor Solex, 32FJ-II
Battery 6 V
Clutch Single dry plate
Transmission 3-speed
FRAME AND WHEELBASE
Frame type N/A
Front suspension Parallelogram, motorcycle-type, with a large-diameter disk-wheel
Rear suspension Tracked running gear mounted on a welded carrying hull
Brakes
Wheel size 3,50 x 19 (Front wheel)
DIMENSIONS
Length, mm
3 000
Width, mm
1 000
Height, mm
1 200
Wheelbase, mm
Ground clearance, mm
   230
Seat height, mm
800*
Mass, kg
1 230
Gas tank size, l
     42 (2х21)
Maximum speed, km/h
     70
Range, km
   260

* – Data from the results of the measurement of the “Motorworld by V.Sheyanov” exhibit.

Аудиоверсия статьи:

Мотомириада № 20
Видео тест-драйва
В 1940 году компания Neckarsulmer Fahrzeugwerke, AG, расположенная в г.Некарсульм, получила от Министерства вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) заказ на разработку легкого тягача, предназначенного для повышения мобильности пехотных подразделений, ведения разведки, буксировки легких артиллерийских систем и других грузов военного назначения.

NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz 2

NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2 оснащался автомобильным, 4-цилиндровым, рядным, бензиновым двигателем Opel Olympia мощностью 36 л.с. при 3400 об/мин. Трансмиссия включала сухое однодисковое сцепление, 3-ступенчатую коробку передач, демультипликатор и двойной дифференциал. В ходовую часть входили переднее управляемое колесо в вилке мотоциклетного типа и смонтированный на несущем сварном корпусе гусеничный движитель, состоящий из пяти сдвоенных обрезиненных катков, ведущего колеса переднего зацепления и цепной ленты, шириной 170 мм с резиновыми подушками. В передней части корпуса машины находилось место водителя, еще два сиденья были оборудованы в кормовой части корпуса. Вооружения гусеничный мотоцикл не имел.

NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz 2

По пересеченной местности машина могла передвигаться по грязи и даже по болоту, благодаря незначительному давлению на грунт. Масса мотоцикла составляла 1235 кг. Он мог перевозить груз в 325 кг. и буксировать прицепы массой до 450 кг. Кроме водителя мог перевозить еще двух человек. Топливные баки общей емкостью 42 литра, размещенные по бокам от сиденья водителя обеспечивали запас хода – 260 км. по шоссе, а по пересеченной местности – 175 км. Максимальная скорость по шоссе достигала 62-70 км/ч., а по пересеченной местности – 40-48 км/ч. Поворот машины с большими радиусами поворота осуществлялся за счет поворота колеса, с малыми радиусами поворота машина поворачивалась за счет торможения гусеницы.

NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz 2

Благодаря своей хорошей проходимости и надежности, а также простоте и удобстве в обслуживании, гусеничные мотоциклы NSU Kettenkrad HK-101 SdKfz2 постепенно распространились во всех наземных войсках, в том числе и бронетанковых подразделениях. Они представляли собой одно из немногих средств, способных действовать в условиях весенней и осенней распутицы на советско-германском фронте. Недостатки машины – узкая колея, полная незащищенность экипажа, а также склонность к опрокидыванию при движении по косогорам и при выполнении поворотов на большой скорости, причем, при опрокидывании водитель практически никогда не успевал покинуть машину. Нарекания у водителей также вызывала высокая трудоемкость обслуживания машины: одних только точек смазки у нее было 150.

Ценность экземпляра нашей коллекции, состоит в том, что Ketenkrad выпущен ещё в военное время – в 1944 году. Большая часть машин тех лет либо была уничтожена в боях, либо использовалась в настолько жестких условиях, что не дожила до наших дней.

К примеру, в конце Второй мировой войны в целях экономии авиационного топлива самолётам больше не позволялось самим выезжать на взлётную полосу — вытягивать их туда стало работой «Kettenkrad»’ов, которые зачастую работали с серьёзной перегрузкой.

Производитель Neckarsulmer Fahrzeugwerke, AG, г. Неккарзульм, Германия
Годы выпуска 1940 – 1949
Количество, шт 9 420
Стоимость 6 810 RМ
Стоимость в современных ценах 44 017,9 $
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип Opel Olympia, карбюраторный, 4-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения
Объем двигателя, см3 1 478
Диаметр и ход поршня, мм 80 х 74
Мощность 36 л.с. при 3400 об / мин.
Зажигание стартерное
Карбюратор Solex, 32FJ-II
Аккумулятор
Сцепление сухое однодисковое
Коробка передач 3-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы
Передняя подвеска параллелограммная мотоциклетного типа с дисковым колесом большого диаметра
Задняя подвеска смонтированный на несущем сварном корпусе гусеничный движитель
Тормоза
Размеры колес 3,50 x 19 (переднее колесо)
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
3 000
Ширина, мм
1 000
Высота, мм
1 200
Колесная база, мм
Клиренс, мм
   230
Высота сидения, мм
800*
Масса, кг
1 230
Емкость бензобака, л
     42 (2х21)
Максимальная скорость, км/ч
     70
Дальность, км
   260

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.