This entry is also available in: Английский Китайский



Аудиоверсия статьи:

Мотомириада № 20
Видео тест-драйва
В 1940 году компания Neckarsulmer Fahrzeugwerke, AG, расположенная в г.Некарсульм, получила от Министерства вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) заказ на разработку легкого тягача, предназначенного для повышения мобильности пехотных подразделений, ведения разведки, буксировки легких артиллерийских систем и других грузов военного назначения.

NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz 2

NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2 оснащался автомобильным, 4-цилиндровым, рядным, бензиновым двигателем Opel Olympia мощностью 36 л.с. при 3400 об/мин. Трансмиссия включала сухое однодисковое сцепление, 3-ступенчатую коробку передач, демультипликатор и двойной дифференциал. В ходовую часть входили переднее управляемое колесо в вилке мотоциклетного типа и смонтированный на несущем сварном корпусе гусеничный движитель, состоящий из пяти сдвоенных обрезиненных катков, ведущего колеса переднего зацепления и цепной ленты, шириной 170 мм с резиновыми подушками. В передней части корпуса машины находилось место водителя, еще два сиденья были оборудованы в кормовой части корпуса. Вооружения гусеничный мотоцикл не имел.

NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz 2

По пересеченной местности машина могла передвигаться по грязи и даже по болоту, благодаря незначительному давлению на грунт. Масса мотоцикла составляла 1235 кг. Он мог перевозить груз в 325 кг. и буксировать прицепы массой до 450 кг. Кроме водителя мог перевозить еще двух человек. Топливные баки общей емкостью 42 литра, размещенные по бокам от сиденья водителя обеспечивали запас хода – 260 км. по шоссе, а по пересеченной местности – 175 км. Максимальная скорость по шоссе достигала 62-70 км/ч., а по пересеченной местности – 40-48 км/ч. Поворот машины с большими радиусами поворота осуществлялся за счет поворота колеса, с малыми радиусами поворота машина поворачивалась за счет торможения гусеницы.

NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz 2

Благодаря своей хорошей проходимости и надежности, а также простоте и удобстве в обслуживании, гусеничные мотоциклы NSU Kettenkrad HK-101 SdKfz2 постепенно распространились во всех наземных войсках, в том числе и бронетанковых подразделениях. Они представляли собой одно из немногих средств, способных действовать в условиях весенней и осенней распутицы на советско-германском фронте. Недостатки машины – узкая колея, полная незащищенность экипажа, а также склонность к опрокидыванию при движении по косогорам и при выполнении поворотов на большой скорости, причем, при опрокидывании водитель практически никогда не успевал покинуть машину. Нарекания у водителей также вызывала высокая трудоемкость обслуживания машины: одних только точек смазки у нее было 150.

Ценность экземпляра нашей коллекции, состоит в том, что Ketenkrad выпущен ещё в военное время – в 1944 году. Большая часть машин тех лет либо была уничтожена в боях, либо использовалась в настолько жестких условиях, что не дожила до наших дней.

К примеру, в конце Второй мировой войны в целях экономии авиационного топлива самолётам больше не позволялось самим выезжать на взлётную полосу — вытягивать их туда стало работой «Kettenkrad»’ов, которые зачастую работали с серьёзной перегрузкой.

Производитель Neckarsulmer Fahrzeugwerke, AG, г. Неккарзульм, Германия
Годы выпуска 1940 – 1949
Количество, шт 9 420
Стоимость 6 810 RМ
Стоимость в современных ценах 44 017,9 $
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип Opel Olympia, карбюраторный, 4-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения
Объем двигателя, см3 1 478
Диаметр и ход поршня, мм 80 х 74
Мощность 36 л.с. при 3400 об / мин.
Зажигание стартерное
Карбюратор Solex, 32FJ-II
Аккумулятор
Сцепление сухое однодисковое
Коробка передач 3-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы
Передняя подвеска параллелограммная мотоциклетного типа с дисковым колесом большого диаметра
Задняя подвеска смонтированный на несущем сварном корпусе гусеничный движитель
Тормоза
Размеры колес 3,50 x 19 (переднее колесо)
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
3 000
Ширина, мм
1 000
Высота, мм
1 200
Колесная база, мм
Клиренс, мм
   230
Высота сидения, мм
800*
Масса, кг
1 230
Емкость бензобака, л
     42 (2х21)
Максимальная скорость, км/ч
     70
Дальность, км
   260

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.