This entry is also available in: Английский Китайский



Аудиоверсия статьи:

Мотомириада № 43
Видео тест-драйва
Мотоциклы Чехи Бёмерланд (Čechie-Böhmerland – первое название использовалось для внутреннего рынка, второе – для экспорта в Германию) производились в Чехословакии с 1924 года до начала Второй мировой войны. Отец марки, конструктор Альбин Хьюго Либиш (Albin Hugo Leibisch) начинал свою техническую биографию как помощник велосипедного механика, затем учился в техническом училище, работал механиком, а после Первой мировой войны стал мастером в фирме Татра. Затем он перешел на небольшое транспортное предприятие Альфреда Хилле (Alfred Hielle), где служил одновременно механиком и водителем тяжелых грузовиков. Хилле был преуспевающим бизнесменом и заядлым автогонщиком, выступавшим на известных спортивных автомобилях и частично занимавшимся их реализацией. При его поддержке Либиш занялся разработкой мотоцикла, который задумывался совершенно непохожим на все то, что имелось на рынке. В 1922 году был готов первый прототип, в котором были воплощены основные идеи Либиша, в частности, длинная база, верхнеклапанный мотор большого рабочего объема, короткорычажная передняя вилка и литые колеса.

Böhmerland Langtourenmodel

Все работы производились вручную, что значительно увеличивало как их стоимость, так и время изготовления одного мотоцикла. Неудивительно, что 5 экземпляров были собраны и испытаны лишь к 1925 году. Пробная эксплуатация вполне удовлетворила конструктора, после чего было образовано новое предприятие с громким названием «Böhmerland» – мотоциклетное производство Альбина Либиша в Шёнлинде, в Чехии». Собственно, «Böhmerland» дословно можно перевести с немецкого языка как «Страна Богемия», что является историко-географическим названием Чехии. Не случайно впоследствии мотоциклы Либиша продавались под двумя наименованиями – «Čechie-Böhmerland» (“Чехия/Бёмерланд”).

Böhmerland 600cc

Альбин Ричард Либиш, сын конструктора марки, на спортивной версии Böhmerland

Böhmerland (прозванный «Мотоцикл-такса»), признанный самым длинным серийным двухколесным аппаратом, имел мощную дуплексную раму, представлявшую собой трубчатую стальную ферму с вертикальными и горизонтальными перемычками-усилителями. Длина рамы позволяла разместить единое двухместное сиденье за мотором, а на багажнике над задним колесом помещалось третье сиденье. Трое седоков в ряд – это тоже один из рекордов Böhmerland, общая длина которого была более 3-х метров.

Очень сложную конструкцию имела передняя вилка -трубчатые треугольные перья с внутренними усилителями сваривались с поперечными мостиками. В нижней части к перьям крепились короткие горизонтальные рычаги и нижние концы мощных вертикальных пружин. На рычагах консольно висели ось переднего колеса и вертикальный бугель, который и был подвешен на пружинах, обеспечивая вертикальное перемещение колеса. Сами колеса с начала производства довольно долгое время отливались из алюминия, с красивыми круглыми отверстиями, бортиками вокруг них и усилителями вокруг ступицы. Лишь в последние годы выпуска колеса стали стальными штампованными – но на спицы Либиш так и не перешел. Размер резины тоже был выбран гигантский – 27 x 3,85″.

Солдаты на специальной четырехместной армейской версии Böhmerland

Три посадочных места на самом мотоцикле и еще одно в коляске. Туристическая версия Böhmerland позиционировалась как семейный мотоцикл.

Двигатель мотоцикла представлял собой верхнеклапанный 598-кубовый агрегат, и отличался совершенно жутким видом – при диаметре цилиндра 79,8 мм ход поршня составлял 120 мм. Вдоль этого цилиндра с правой стороны шли длинные штанги привода клапанов. Сам клапанный механизм, тоже довольно крупный, был открытым. Мало того: над ним не было бензобака – только легкий горизонтальный штампованный экран. Смазка под давлением к клапанам не подводилась, и мотоциклисту приходилось регулярно добавлять масло из «автономной» масленки во время остановок. Понятно, что при работе мотора большая часть смазки немедленно оседала на ногах водителя.

Бензобак в привычном нам виде отсутствовал – два вытянутых 5-литровых цилиндра крепились с двух сторон под багажником. Суммарная длина топливопровода также приближалась к 2 м. Справа перед цилиндром на раме крепился маслобак, из которого масло подавалось к односекционному насосу и дальше в мотор и к шестерням газораспределения. Откачивающей секции в насосе не было – система смазки была незамкнутой и масло поступало «на прогар». Слева, симметрично маслобаку, размещался небольшой багажный ящик, а еще один, побольше, крепился к раме за задним колесом.

Карбюратор мотоцикла крепился довольно далеко от цилиндра – между ними располагалось магнето системы зажигания. Вдобавок карбюратор был опущен гораздо ниже головки цилиндра, из-за чего впускной тракт излишне удлиннялся. С другой стороны, это сглаживало пульсацию воздушного потока на впуске. Магнето, карбюратор, трехступенчатая коробка передач с ручным механизмом переключения поставлялись сторонними производителями, которые время от времени менялись. Из прочих технических изысков можно отметить гнездо с резьбой для запасной свечи зажигания, которое размещалось на картере мотора перед цилиндром.

Заявленные изготовителем параметры были таковы: мощность 16 л.с. при 4000 об/мин, расход топлива – от 3 до 4 л (с боковой коляской), максимальная скорость – до 120 км/ч. Последнее, скорее всего, было данью оптимизму конструктора, ибо неизвестно, рискнул ли кто-нибудь разогнаться на «Бёмерланде» до максимальной скорости, да и динамики у мотоцикла не было никакой. Машина, замечательно устойчивая на прямой дороге благодаря своей колесной базе, в поворотах могла вести себя очень коварно, ибо из-за неправильно выбранной скорости водитель мог просто не удержать тяжелый – массой свыше 180 кг – и длинный мотоцикл. Конечно, при движении с боковой коляской это было не так опасно.

В 2013 году в Чехии была выпущена почтовая марка с изображением мотоцикла Böhmerland

Несмотря на определенные достоинства, мотоциклы Böhmerland не имели широкого сбыта. Их покупали в основном фанатики-энтузиасты, которым нравилась необычная конструкция. За все годы производства под маркой “Čechie-Böhmerland” было выпущено около 3000 мотоциклов различных модификаций – 2-х, 3-х и даже 4-местных моделей, при этом последний вариант предназначался для военных. Модели сходили с конвейера в вариантах соло и с колясками.

По материалам Энциклопедии Мотоциклов журнала “За Рулем”

Производитель Böhmerland Motorrad-Bau Albin Liebisch, Чехословакия
Годы выпуска 1924 – 1939
Количество, шт около 3000
Стоимость 14 700 Kč
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 1-цилиндровый, верхнеклапанный
Объем двигателя, см3 598
Диаметр и ход поршня, мм 79,8 х 120
Мощность 16 л.с. при 4000 об / мин.
Зажигание магнето
Карбюратор Amal
Аккумулятор
Сцепление сухое
Коробка передач 3-ступенчатая Sturmey Archer
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы стальная, дуплексная
Передняя подвеска пружинная, сложной конструкции
Задняя подвеска жесткая
Тормоза барабанные
Размеры колес 3,85 х 27
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
3 170
Ширина, мм
1 550*
Высота, мм
1 300*
Колесная база, мм
2 230
Клиренс, мм
    90*
Высота сидения, мм
    70*
Масса, кг
   180
Емкость бензобака, л
10
Максимальная скорость, км/ч
    95
Дальность, км
   

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.