This entry is also available in: Английский


К середине Второй мировой войны несколько стран вовлеченных в конфликт задумались о том, что неплохо было бы иметь транспорт, который можно было бы забросить на фронт одновременно с десантниками. В то время, максимальная нагрузка, которую могли вынести парашюты, была едва ли равна весу человека в полном боевом снаряжении, потому были предприняты усилия, чтобы найти машину, которая оставалась бы в этих пределах.

Британцы уже разработали Welbike, американцы работали над мотоциклом Cushman, а итальянское правительство в 1942 объявило тендер на разработку и строительство небольших мотоциклов для использования в качестве транспорта десантников.

Excelsior Welbike из коллекции музея техники "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Excelsior Welbike из коллекции музея техники “Мотомир Вячеслава Шеянова”

Volugrafo, хоть и крупная механическая мастерская, никогда не занималась мотоциклами, получила в свое распоряжение английский Welbike и взялась за его анализ. Основная проблема, по мнению Бельмондо, заключалась в том, что из-за узких шин он не мог проехать по грязной или песчаной местности.

Volugrafo Aermoto 125 из коллекции музея техники “Мотомир Вячеслава Шеянова”

Управляемость имела минимальное значение, а времени и денег на разработку специальных шин, которые из-за большого веса седока должны были быть маленькими, но широкими, не было, потому проблему решили путем объединения двух небольших колес, широко доступных на рынке и предназначенных для трехколесных велосипедов пекарей. Конечно, озвучена была другая причина: в случае если спустит одно колесо, мотоцикл может продолжать движение. Эти же колеса были худшим недостатком Aermoto: мотоцикл не мог передвигаться на четырех колесах, он всегда заваливался на одну из сторон и вы ехали либо на правой паре, либо на левой паре колес.

Тормозные барабаны были установлены на обе оси и управлялись ручными рычагами.

Volugrafo Aermoto 125 из коллекции музея техники “Мотомир Вячеслава Шеянова”

Как гласит история, Итальянская армия установила трассу, включающую грязь, песок и крутые холмы, и сказала, что все участники будут стартовать с определенной точки и что первый, кто достигнет финиша, получит контракт. Маленькая машинка, изготовленная в механической мастерской, заняла первое место.

Вместе с Aermoto был также разработан и изготовлен специальный прицеп: небольшая платформа, оснащенная двумя быстросъемными колесами (такими же, как у мотоцикла, но одинарными) и приспособлением для крепления к мотоциклу, на этом приспособлении можно было использовать ручку, которая фиксировалась для ручной буксировки, которая, когда она не используется, закреплялась на специальной опоре под прицепом. Один маленький Volugrafo мог тащить за собой шесть или восемь таких прицепов.

Двигатель был использован 125-кубовый двухтактный, с динамо-машиной, обеспечивающей искру для свечи зажигания и питание для фары. Карбюратор Dell’Orto подавал топливо через очень длинный, изогнутый впускной коллектор. Выхлопная труба выходила из левой стороны цилиндра прямо в раму, а оттуда проходила через раму к двум глушителям, по одному с каждой стороны заднего колеса.

Volugrafo Aermoto 125 из коллекции музея техники “Мотомир Вячеслава Шеянова”

В отличии от Welbike, на мотоцикле была установлена двухскоростная коробка передач с ручным переключением, а также имелся понижающий механизм, обеспечивающий три различных передаточных числа конечной передачи. Управление понижающим механизмом осуществлялось с помощью ручного переключателя, расположенного в нижней правой части КПП за кикстартером. На самой низкой передаче только недостаток тяги не позволяло ему взобраться прямо по стене.

Опоясывающая трубчатая рама защищала двигатель практически от любых опасностей. Большой бензобак, расположенный под сиденьем, вмещал 9,5 литров топлива, чтобы солдат, мог добраться на мотоцикле до самого тыла.

Складывание мотоцикла заключалось в повороте руля почти на 180°, чтобы он лег рядом с перьями вилки. Если для доставки использовался парашютный способ, мотоцикл можно было упаковать в небольшой контейнер.

 Сейчас сохранилось не так много Volugrafo. Считается, что только 270 единиц было построено Officina Meccaniche Volugrafo в Турине, Италия, прежде чем итальянцы решили, что с них хватит этой глупой войны.

Они избавились от Муссолини, подписали перемирие с союзниками и вышли из войны 3 сентября 1943 года. Volugrafo больше не требовался.

Volugrafo на этих фотографиях был предложен музею техники “Мотомир Вячеслава Шеянова” известным итальянским реставратором и нашим другом Костантино Фронталини, чья специализация – мотоциклы с коляской и трициклы.

В данный момент машина проходит реставрацию, но скоро будет доставлена в наш музей. Подписывайтесь на наши соц. сети и не упустите шанс первыми увидеть четырехколесный мотоцикл!


[gap size=”40px”]
Производитель Officina Meccaniche Volugrafo, Турин, Италия
Годы выпуска  
Количество, шт 270
Стоимость  
Стоимость в современных ценах  
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 1-цилиндровый, 2 тактный
Объем двигателя, см3 125
Диаметр и ход поршня, мм 52 х 56
Мощность 2 л.с. при 3600 об/мин
Зажигание Bosch UL-A I CL 27
Карбюратор Dell’Orto T 2/16 (80/16)
Аккумулятор  
Сцепление  
Коробка передач 2-х ступенчатая с понижающим рядом
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая
Передняя подвеска параллелограммная
Задняя подвеска отсутствует
Тормоза барабанные
Размеры колес 2,50 х 8
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
 
Ширина, мм
 
Высота, мм
 
Колесная база, мм
 
Клиренс, мм
 
Высота сидения, мм
 
Масса, кг
  59
Емкость бензобака, л
  9,5
Максимальная скорость, км/ч
 
Дальность, км
 
[clear]
* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.
[gap size=”40px”]

 


[gap size=”40px”]