Ирбитский Мотоциклетный Завод

История Ирбитского Мотоциклетного Завода началась осенью 1941 года, когда в г.Ирбит стало поступать оборудование с эвакуированного Московского Мотоциклетного Завода (ММЗ). Армии был нужен тяжелый мотоцикл с коляской. На ММЗ перед самой войной началось производство мотоциклов «М-72″, представлявших собой точную копию немецкого BMW R71. Эти машины имели трубчатую раму со свечной задней подвеской, телескопическую переднюю вилку и карданный привод заднего колеса. Нижнеклапанный, оппозитный, двухцилиндровый двигатель рабочим объемом 746 см3 и мощностью 22 л.с. хорошо сочетался с четырехступенчатой коробкой передач. Мотоцикл предназначался в основном для эксплуатации с боковой коляской.

Первые серийные мотоциклы «М-72» производства Ирбитского Мотоциклетного Завода увидели свет уже в феврале 1942 года. Собирались они в очень тяжелых условиях, монтаж оборудования шел параллельно со сборкой из привезенных московских деталей. Зачастую страдало качество. Однажды в течение месяца военные представители не приняли ни одного мотоцикла. Тем не менее, постепенно выпуск мотоциклов становился ритмичным. Проводилась даже модернизация: так, уже во время войны мотоцикл получил двухдисковое сцепление, двухопорную ось колеса коляски, усиленные колесные спицы. Велись на Ирбитском Мотоциклетном Заводе и опытные работы — испытывались мотоциклы с приводом на колесо коляски, с колясками различных конструкций (в том числе и деревянной). Заводские специалисты в содружестве с армейскими инженерами создали несколько образцов верхнеклапанных двигателей. Был изготовлен также легкий полугусеничный тягач с мотоциклетной передней вилкой и опытным верхнеклапанным оппозитным двигателем.

После войны мотопроизводство в г.Ирбит не свернули и не перепрофилировали, как ожидали многие. Выпуск «М-72» для армии, милиции и иных госструктур был продолжен. Экспериментальные работы в послевоенный период привели к мелкосерийному (10-20 шт. в год) производству верхнеклапанных дорожно-гоночных мотоциклов «М-75″ (1945-1951), «М-75М» (1951-1954), «М-77» (1954-1959). Выпускались также мотоциклы для соревнований по мотокроссу. Кроме того, в содружестве со специалистами «Серпуховского ВНИИ» мотопрома в 1947 году был создан рекордно-гоночный мотоцикл «И6А» с надувным двигателем.

С 1954 года мотоциклы «М-72» стали продаваться гражданскому населению. Ирбитскому Мотоциклетному Заводу пришлось осваивать новые цветовые гаммы и совершенствовать технологию окраски. Любопытно, что когда первые «М-72» пошли покупателям, то, чтобы не строить безликих мотоциклов, на бензобак сделали деталь с надписью «Ирбит». Определенные нарекания покупателей уже к концу 1955 года вызвали к жизни модификацию «М-72М», которая отличалась усиленными колесами и рамой, улучшенной конструкцией двигателя, торсионной подвеской колеса коляски.

Одновременно с модернизацией серийной машины на Ирбитском Мотоциклетном Заводе велись работы по созданию совершенно нового мотоцикла, который отличался полностью переработанным двигателем. Появившаяся в 1957 году модель «М-52» имела верхнеклапанный двигатель рабочим объемом 494 см3 и мощностью 25 л.с. Передняя вилка была изменена — ось колеса конструкторы вынесли вперед, в то время как у 750-кубовых мотоциклов ось крепилась на концах перьев передней вилки. Колеса с 18-дюймовыми покрышками получили специальные ступицы из алюминиевого сплава. На базе «М-52» строились также мотоциклы «М-52C» для шоссейно-кольцевых гонок. Главное отличие «М-52» — мотоцикл этот предназначался только для эксплуатации без коляски. К тому же по характеристикам двигателя это была чисто шоссейная машина. Разработанные для него головки цилиндров и коленчатый вал с уменьшенными ходами поршней в сочетании с прочими деталями двигателя «М-72» породили верхнеклапанную серию 650-кубовых двигателей.

Новый двигатель рабочим объемом 649 см3 и мощностью 26 л.с. устанавливался в ходовую часть «М-72». Мотоцикл с индексом «М-61», малыми партиями собиравшийся с 1957 года, целиком заполнил сборочное производство в 1960 году и строился до 1963 года. Он стал первым, получившим наименование «Урал». С 1961 года параллельно собиралась модель «М-62» с новым распределительным валом и механизмом автоматического опережения зажигания. Мощность двигателя увеличилась до 28 л.с.

Следующим мотоциклом в ряду серийных моделей стал «М-63», появившийся в 1963 году и полностью сменивший предыдущую машину с 1965 года, которому было присвоено наименование «Урал-2». Для этого мотоцикла была разработана новая рама с маятниковой задней подвеской, получившей гидравлические амортизаторы. Изменилась и форма бензобака, одновременно увеличилась его емкость. Новую форму получила также система выпуска отработавших газов. Эта машина оказалась долгожителем, выпускавшимся до 1980 года.

Появившийся в 1971 году мотоцикл «М-66» «Урал-3» был сыном дальнейших эволюционных изменений конструкции ирбитских мотоциклов. Внешне машина практически не изменилась. Мощность двигателя повысилась до 32 л.с. Эта машина строилась до 1975 года, но на базе ее двигателя к 1973 году была готова значительно переработанная ходовая часть с объединенным сиденьем водителя и пассажира. Дебютант получил наименование «Урал М-67». В 1976 году на смену пришла еще более современная версия — «Урал М 67-36», получившая 36-сильный двигатель неизменного рабочего объема — 650 см3.

Все мотоциклы Ирбитского Мотоциклетного Завода предназначались исключительно для эксплуатации с боковой коляской. Исключением были специальные мотоциклы, строившиеся для эскортной и дорожно-патрульной службы. В 1967 году была изготовлена небольшая партия мотоциклов «М-100», с 1040-кубовым двухцилиндровым верхнеклапанным двигателем мощностью 50 л.с, направленная на испытания в московское «ОРУД-ГАИ». В серию машина не пошла, но на базе серийного двигателя был подготовлен аналогичный патрульный мотоцикл-одиночка «М-63П», выпущенный в конце 60-х – начале 70-х годов совместно с «ВНИИ» мотопромом небольшой партией — чуть более 300 штук.

Не следует думать, что на Ирбитском Мотоциклетном Заводе не велось никаких экспериментальных разработок. Наоборот, опытных мотоциклов было очень много, и перечислить их все нет никакой возможности. Чего стоит хотя бы «М-65» — мотоцикл, получивший сдвоенную фару, широкопрофильные шины, новую коляску и гидравлический привод тормозов. Но Ирбитский Мотоциклетный Завод финансировался по остаточному принципу, и «наверху» не видели смысла вкладывать средства в кардинальное обновление мотоциклов – за ними и так стояли в очереди. Показательна в этом смысле судьба опытной модели «М-73». На ее разработку было получено техзадание «сверху». В конструкции машины воплотились более десятка изобретений, на которые были получены авторские свидетельства. Алюминиевые цилиндры, подвеска двигателя на сайлент-блоках, пятиступенчатая коробка передач с задним ходом, электростартер, трансмиссионный стояночный тормоз — вот далеко не полный перечень новшеств, примененных на этом мотоцикле. Машина прошла цикл жестких испытаний и была рекомендована в серию, но до производства дело не дошло.

Ирбитский Мотоциклетный Завод в 90-е годы испытал резкое сниженеи спроса на свою мотоциклетную продукцию. Стремясь спасти положение, предприятие срочно вывело на рынок в 1991 году модель «ИМЗ-8.103-40» «Турист», которая отличалась массивной длиннорычажной передней вилкой, электронной системой зажигания, взаимозаменяемыми амортизаторами всех колес. Основная же ставка была сделана на мотоциклы-одиночки, которые наконец-то разрешено было выпускать и продавать всем желающим. Первой такой моделью стал в 1992 году «Урал-Соло», затем последовали «Вояж» и «Соло-Классик». Но при определенном спросе эти мотоциклы не выдерживали никакой конкуренции с хлынувшим в Россию двухколесным секонд-хэндом.

Последней серьезной новинкой из Ирбитского Мотоциклетного Завода стал показанный в 1995 году «Урал» «ИМЗ-8.107» — фактически модель «Турист», оснащенная приводом на колесо коляски. В 2000 году на его базе был подготовлен армейский мотоцикл — носитель тяжелого вооружения, привлекший всеобщее внимание на смотре военной техники в г.Нижний Тагил. Тем не менее, спрос на популярные когда-то «Уралы» остается минимальным, а смена в 2001 году владельцев предприятия вообще поставила под вопрос само его существование.

Мотоциклы



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>