m-52s-201508-web-03




Аудиоверсия статьи:
В начале 50-х годов ЦКБ мотоциклостроения в Серпухове получил задание провести проектно-исследовательские работы с целью создания двух типов дорожных мотоциклов с оппозитными двигателями рабочим объёмом 500 куб. см, унифицированных с выпускавшимися тогда серийно М-72. К работе привлекли и два мотозавода, делавшие М-72 – ирбитский и киевский. Причем на ИМЗ было решено запустить в производство «пятисотку», максимально унифицированную с М-72, а на КМЗ – абсолютно новую машину.

В 1954 году на ИМЗ построили первый опытный М-52 с мотором, спроектированным в ЦКБ. Об особенностях этого нового верхнеклапанного двигателя лучше всего прочитать в отчете ЦКБ: «Двигатель выполнен на базе максимального использования деталей двигателя М-72, так, например, применен серийный картер с небольшими изменениями на последних операциях обработки. Диаметры шеек коленчатого вала, поршневого пальца и ролики с сепараторами остаются унифицированными с соответствующими деталями двигателя М-72. Штанговый механизм газораспределения заимствован из многократно апробированных конструкций и почти полностью схож с конструкцией, примененной на последней модели дорожного мотоцикла BMW R-51/3, в то же время он обладает некоторыми технологическими преимуществами в условиях производства ИМЗ. Цилиндры отлиты из алюминиевого сплава и имеют запрессованные чугунные гильзы…».

В 1957 году началось производство спортивной модификации М-52 – М-52С для шоссейно-кольцевых гонок. В основе своей это была ходовая часть последней модификации М-77, снабженная передней вилкой со смещенной вперед колесной осью от М-52. Двигатель был спортивной модификацией серийного М-52. Новый мотоцикл уральского завода по скоростным данным ничем не уступал легендарному BMW R37, который считался одним из лучших в мире в 30-е и послевоенные годы.

Двигатель М-52С мотоцикла имел оригинальную клапанную крышку с тремя продольными ребрами. Благодаря повышению степени сжатия до 9,0 и двум карбюраторам мощность мотора возросла до 35 л.с. при 6200 об/мин, что позволило машине развивать скорость до 160 км/ч. Помимо технических модификаций, подобная скорость достигалась за счет использования топлива с более высоким октановым числом.

В период с 1957 по 1961 годы было выпущено 20 ед. М-52С, каждый из которых собирался вручную.

По материалам статьи А. Попова «Эмки» с несчастливой судьбой».

Производитель Ирбитский мотоциклетный завод, г. Ирбит, СССР
Годы выпуска 1957-1961
Количество, шт 20
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, оппозитный
Объем двигателя, см3 494
Диаметр и ход поршня, мм 68 х 68
Мощность 35 л.с. при 6200 об / мин.
Зажигание магнето М-90
Карбюратор К-93 на каждый цилиндр
Аккумулятор
Сцепление двухдисковое сухое
Коробка передач 4-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы двойная трубчатая
Передняя подвеска пружинная с гидравлическим амортизатором
Задняя подвеска пружинная
Тормоза барабанные
Размеры колес 3,50 х 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 160
Ширина, мм
   760
Высота, мм
1 000
Колесная база, мм
1 435
Клиренс, мм
   125
Высота сидения, мм
   760
Масса, кг
   170
Емкость бензобака, л
     30
Максимальная скорость, км/ч
   160
Дальность, км