Steyr 1500A

This entry is also available in: Английский Китайский

Несмотря на всеобщий стереотип о том, что техническое оснащение Вермахта на начало войны было на очень высоком уровне, в реальности немецкая армия испытывала острую нужду в современных машинах, в особенности – грузовых автомобилях. По этой причине выбор пал на предприятие, находящееся в только что аннексированной Австрии – «Steyr-Daimler-Puch AG». Уже к осени 1938 года была определена линейка специальных транспортных средств для поставки в военные части на территории Германии. Тогда же и появился и запрос на полуторотонную грузовую машину повышенной проходимости.

Только после подключения в 1940 году конструкторских бюро Фердинанда Порше в короткие сроки была реализована модель Porsche Typ.147, в дальнейшем получившая название Steyr 1500A. Существовала ранняя модель 1500A/01, производившаяся исключительно на заводе в Австрии, годом позднее вышла обновленная модель 1500A/02, производство которой было налажено еще на двух фирмах в Германии: Wanderer, входящей в состав Auto Union в Сигмаре и Audi в Цвикау.

Характерной чертой обновлённой модели стало вынесенное между боковыми дверьми запасное колесо.
Модель выпускалась в трёх основных вариантах: легкий грузовик, пехотный транспортёр и автомобиль повышенной комфортности для офицеров высшего ранга.

В нашем музее представлена модель Steyr 1500A/02 1942 года выпуска, в модификации Kzf 12 – средний транспортный автомобиль повышенной проходимости с турелью легкого противотанкового или полевого орудия. Тип кузова – Kübelwagen (Кюбельваген).

В то время как большинство аналогичных машин Американского, Французского и Советского производства оснащались 4 или 6-циллиндровыми моторами, Porsche Typ.147 выделялся V-образной бензиновой «восьмёркой» с воздушным охлаждением, носившим индекс Steyr-V8-365l. Двигатель имел объём в 3517 см3 и максимальной мощностью в 86 лошадиных сил. Это позволяло разгонять машину на асфальтированных дорогах до 90 км/ч и преодолевать пересечённую местность на скорости до 40 км/ч. Средний расход внедорожника Steyr 1500A составлял около 23 литров на 100 километров пути. Полный бак объемом в 100 литров «уходил» примерно за 400 километров.

Трансмиссия автомобиля имеет ряд конструктивных особенностей: она основана на 4-ступенчатой механической коробке передач с сухим однодисковым сцеплением, схема полного привода – 2-ступенчатая раздаточная коробка с муфтой отключения переднего моста. Применение понижающего ряда передач «раздатки» вызвано с целью компенсации использования односкатных колёс на задней оси.

Габариты у автомобиля были внушающие с учётом двухосной компоновки:

  • Длина 5088 мм
  • Ширина 2030 мм
  • Высота 2320 мм
  • Масса варьировалась от 2485 кг до 4160 кг.

Силами компаний Karosserie, Wagonbau (Австрия) и Lohnen изготавливались надстройки на кузов. Таким образом помимо основных вариантов исполнения появились версии для более узконаправленных задач: цельнометаллические фургоны для размещения радиостанций, пожарные машины, грузовики для перевозки раненных солдат, открытые базовые штабные машины с короткими боковыми дверями, тентом с надставными окнами и поисковой фарой, предназначенные для перевозки 10 человек.

С сентября 1941 по март 1944 года было выпущено 12 450 автомобилей на территории Австрии и дополнительно 5600 машин сошли с заводов в Германии. Последние 100 машин были произведены в мае 1944 года. Интересным фактом является то, что Steyr 1500A оставался в производстве даже после того, как остальные крупные автомобильные заводы, работавшие на фашистскую Германию переключились на производство двигателей для разной техники – в основном самолётов и танков.

Из однозначных преимуществ данной модели можно выделить универсальность ее применения благодаря грамотной модульной конструкции, высокую отдачу, которая позволяла нагружать транспортное средство до 1500 килограмм при этом сохраняя двухосную компоновку. Во многом это стало возможным благодаря необычному для своего времени решению применению двигателя V8 при подкапотной компоновке.
Внедорожник имел отличную управляемость и выдающуюся для своего времени максимальную скорость в 90 км/ч.

Однако из минусов конструкции можно отметить решение применить односкатные колёса на задней оси – несмотря на то, что в трансмиссии применена 2-ступенчатая раздаточная коробка, отсутствие второй пары покрышек отрицательно сказалось на внедорожных качествах транспортного средства. Решение этой проблемы получил преемник героя нашей статьи – Steyr 2000A, выпускавшийся в вариантах как с однскатными, так и с двускатными колёсами на задней оси.

История этого внедорожника, который участвовал в бесчисленном количестве сражений во времена Второй мировой войны, тесно связана с автомобильными компаниями, которые в той или иной форме существуют и сегодня. Впоследствии они подарят нам прекрасные гражданские автомобили и достигнут больших успехов в автомобильном спорте в мирное, послевоенное время.

«Steyr-Daimler-Puch AG» явил миру внедорожную легенду – Mercedes Benz G-Classe, который по сегодняшний день производится вручную на заводе Magna-Steyr в австрийском Граце стапельным способом. Завод Wanderer позже войдет в состав Auto Union, который впоследствии превратится в Audi AG – первый в мире бренд, реализовавший систему полного привода на легковом автомобиле. А Фердинанд Порше и его команды инженеров больше никогда не будут проектировать военную технику и переключатся на гражданский сектор и построение спортивных автомобилей, которые быстро обретут статус легенд и покорят пьедесталы большинства автомобильных соревнований.

Технические характеристики

Производитель Steyr-Daimler-Puch, Австрия / Wanderer, Германия / Horch, Германия
Годы выпуска 1941 – 1944
Количество, шт 12 450 – Австрия, 5 600 – Германия
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 8-цилиндровый, V-образный
Объем двигателя, см3 3 517
Диаметр и ход поршня, мм 78 х 92
Мощность 85 л.с.
Зажигание электрический стартер
Карбюратор
Охлаждение воздушное
Сцепление
Коробка передач 4-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы
Передняя подвеска независимая
Задняя подвеска рессорная
Тормоза барабанные на всех колесах
Размеры колес
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
5 230
Ширина, мм
2 035
Высота, мм
2 460
Колесная база, мм
3 250
Клиренс, мм
245
Масса, кг
2 500
Емкость бензобака, л
100
Максимальная скорость, км/ч
90
Дальность, км

*- Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.