Latil M7 T1

This entry is also available in: Английский

Фабрика Latil стала известна в мире полноприводных машин благодаря своим тракторам TAR. В 1911 году марсельский инженер Фредерик Огюст Жозеф Жорж Латиль (1878-1961) cпроектировал и построил первую коммерчески успешную полноприводную машину, которая заинтересовала военных и с 1913 года тягач «TAR» (Tracteur d’Artillerie Roulante) поставлялся французской армии.
Продолжая развивать полноприводную тематику, в 1914 году Латиль реорганизовал свою компанию в Сюрене, названа её «Compagnie des automobiles industrielles Latil».

Компания была преобразована в акционерное общество «Automobiles industriels Latil» 22 ноября 1928 года, а её акции начали торговаться на Парижской фондовой бирже. Дальнейшая экспансия на рынке полноприводных машин привела к тому, что с 1930 года Latil выпускал лицензированные версии дизельных двигателей Гарднера, а с 1932 по 1937 год тягачи Latil под маркой Traulier производились в Великобритании компанией «Shelvoke et Drewry» по лицензии. Начиная с 1935 компания начала предлагать более тяжелые 6-колесные машины грузоподъёмностью до 10 тонн.

Однако, французским армейским чиновникам нужен был «маленький трактор» для транспортировки 25-мм противотанковой пушки образа 1934 г., тяжелая техника не подходила. Как мы уже говорили в статье про Laffly V15T, единственной машиной, которая могла выполнять подобную работу в 1934 году, был гусеничный бронетранспортер Renault UE образца 1931 года, и он не подходила под условия задачи.

Renault UE
Renault UE

Армии нужны были несколько типов легких тягачей:

  • для поддержки противотанковых моторизованных единиц, которым в пару были нужны быстрые тягачи с очень специфической компоновкой грузовой платформы, и
  • для интеграции с крупными маршевыми батальонами, который вполне мог быть и гусеничным.
  • Для второй категории в итоге выбрали небольшой, хорошо спроектированный полугусеничный трактор Unic TU1, который отвечал своей универсальностью на большинство нужд пехоты.
Unic TU1

Что же касается быстрого «трактора», то он должен был отвечать следующим требованиям: полноприводный, способный развивать скорость до 60 км/ч, вмещающий пять человек, включая водителя, в полной боевой экипировке и 250 кг боеприпасов.

Программа испытаний началась 6 июля 1938 года, и первым в неё вступил артиллерийский тягач Laffly V15T. Аналогичные испытания прошел прототип Bernard TT 4.

По итогу испытаний Laffly V15 T завоевал сердца кавалерии, а Latil M7 T1 стал фаворитом пехоты.

Прототип Latil на тестировании

Прототип быстрого «трактора» Latil был представлен на Винсеннесе в конце 1938 года. По сравнению со своим главным конкурентом V15T, который только что получил одобрение комиссии, M7 T1 был «немного выше и немного легче, но его колесная база была значительно больше». В кузове также размещалось пять сидений, но все они обращены к дороге: три спереди (среднее сиденье слегка ориентировано влево, чтобы обеспечить приемлемое положение ног пассажира) и задний «диван» на два места.

Чертеж Latil M7 T1 [Источник: GBM №79]

После прохождения той же программы испытаний что его непосредственный предшественник, новый автомобиль получил неоднозначные оценки: «трактор Latil M7 T1 очень похож по характеристикам и простоте использования на трактор Laffly V 15 T, однако показывает худшую проходимость, хоть и при более низком расходе топлива. Хотя, «общая концепция» теоретически лучше, чем у автомобилей Laffly.» (CEMA Vincennes, 16 марта 1939 г.)

Так что же это за «теоретически лучшая общая концепция»? Чтобы ответить на этот вопрос, мы воспользуемся выдержками из автомобильного журнала «Traite de Technique», которые основывают свои выводы на отчете комиссии CEMA Vincennes: «Внедорожные тракторы Latil производятся без использования иностранных компонентов; они полноприводные, как и автомобили Laffly. Привод передних колес подключается по желанию […] По сравнению с Laffly, машины Latil имеют следующие принципиальные отличия: подвеска устроена таким образом, что колеса движутся, оставаясь параллельными самим себе. Это решение защищает шины, но является большим недостатком с точки зрения увеличения количества шарниров: четыре шарнира на колесо вместо одного; два карданных шарнира, один из которых скользящий для вала, приводящего колеса в движение. Есть дифференциал с устройством блокировки оси».

Журнал пришел к выводу, что Latil M7 T1 «гораздо более уязвим [чем Laffly V 15 T] к грязи из-за множества дополнительных шарниров и соединений, необходимых для организации работы подвески колес. «Наконец, лебедка, которой она [Latil M7 T1] оснащена» практически бесполезна: она слишком маломощна, а также в транспортном средстве нет места для размещения такелажа”.

Первые заказы и… ничего

Руководство пехоты, не дожидаясь окончания испытаний прототипа, проявило живой интерес к «трактору» Latil, который конкретизировало, попросив 3 февраля 1939 года закупить 175 экземпляров, предназначенных для семи моторизованных полков. Одновременно с тем, руководство инженерных полков просило 310 экземпляров с устройством для размотки кабеля, установленном в прицепе. Но испытания прототипа Latil M7 T1 еще не были завершены, и «эти заказы не должны быть предметом переговоров с производителем до их окончательного принятия EMA» (4 февраля 1939 г.).

Комиссия Vincennes вынесла положительный вердикт 16 марта. Руководство Latil предполагало, что первые поставки M7 T1 по госзаказам начнутся 10 сентября 1939 года. Расчет был на выпуск 70 экземпляров в месяц к марту 1940 года и завершение сборки первых 485 тракторов в конце июня 1940 года. Однако, первые заказы на 400 тягачей для 25-мм пушек были размещены только 17 сентября, а ожидаемые объемы достигли 100 экземпляров в месяц.

Еще более амбициозным являлся план намеченный к исполнению на 24 апреля 1940 года: с января 1941 года Latil M7 T1 должен был остаться единственной машиной в категории 25-мм артиллерийских полноприводных тягачей, а количество выпускаемых в месяц машин должно было увеличиться со 100 до 300 копий благодаря поддержке завода Simca. Последние должны обеспечивать половину производства. К сожалению, этому крупному проекту не суждено было сбыться.

Массовые заказы в сентябре 1939 года поступили в то время, когда завод в Сюрене, как и вся французская промышленность, внезапно обнаружили полную дезорганизованность, возникшую из-за серьезной нехватки рабочей силы, которая была подвержена мобилизации, а также из-за трудностей с поставками специальных сталей. Сложности достигли таких масштабов, что первая серия M7 T1 сначала была перенесена на декабрь 1939 года, затем на январь 1940 г., а фактически, первые 49 тягачей были поставлены только в марте 1940 года. В апреле вышло еще 44 машины. Первые 72 «трактора» Latil M7T1, как первоначально планировалось, не выделялись в CDAC для моторизованных полков, а предназначались на временной основе для автомобильных рот истребительных батальонов DCR.

До конца мая было поставлено еще 48 «тракторов». Из 175 машин первого заказа (контракт № 96 214 D/P) осталось поставить 34, из которых 20 были почти готовы, 5 – в кузове, 6 требовали доводки и 3 финального тестирования (состояние на 31 мая 1940). Перед эвакуацией завода 12 июня, сборка, вероятно, еще продолжалась, учитывая, что версия для 25-мм орудия имела абсолютный приоритет. Возможно, что она была единственной, кто действительно увидел свет в виде серийного образца, несмотря на большое количество прототипов построенным годом ранее.

В июне 1940 года фабрика Latil в Сюрене была арестована как еврейская. Точная информация о количестве тягачей произведенных для Германии – отсутствует, но, похоже, что объем производства превысил несколько десятков единиц. То есть, в Вермахт попали не только те машины, что оставались на производственной линии на различных этапах завершения.

Действительно, если мы обратимся к списку известных номеров шасси, становится ясно, что между последними тягачами, предположительно завершенными перед эвакуацией заводов в Июне 1940 г., и теми, что выпускались после освобождения Франции, существует «разрыв» примерно в 120 номеров.

Возобновление производства

После освобождения Франции в 1944 году, временное правительство Французской Республики выпускает серию срочных контрактов на производство оборудования образца 1940 года. Конечно, четыре года войны не прошли бесследно: промышленность освобожденных регионов находилась в плачевном состоянии, как из-за бомбардировок союзников, так и из-за изъятия станков, эксплуатируемых немцами и саботажей сопротивления. И, конечно, не хватало сырья для производства, его было трудно найти. Но существовала настоятельная национальная необходимость: американцы согласились оборудовать и содержать только восемь французских дивизий, предусмотренных сокращенным планом Анфа, в то время как Комитет национальной обороны Франции принял конституцию в конце 1943 года, по которой армия должна состоять из 36 дивизий. Так что осенью 1944 года военная промышленность Франции была максимально возрождена. Первые результаты появились еще до окончания конфликта, но большинство из них проявятся в послевоенный период.

Один из первых Latil M7 T1, регистрационный номер 2 950111 (номер шасси 236 618) проехал перед ликующей толпой в Париже. В 1945 году его силуэт был настолько новым, что ни один зритель не мог заподозрить, что этот автомобиль построен во Франции. (© ECPAD / Франция)

Именно в этом контексте Latil возобновил производство тягача M7 T1 в качестве легкого тягача для 25-мм орудий. Но, поскольку эта пушка больше не использовалась, «маленький трактор» Latil образца 1944 года готовился буксировать более тяжелую технику. За счет «незначительных конструктивных изменений», которые так и не были выяснены, автомобиль, принятый на вооружение в 1939 г. для умеренной буксируемой нагрузки в 500 кг, шесть лет спустя заявлен как способный тянуть в пять (!) раз больше – 2500 кг. Машине предназначалось передвигать новый прицеп, снаряженной массой 2 тонны.

Испытания тактического прицепа RCB 2
Испытания тактического прицепа RCB 2

Оборудованный легкой лебедкой, прицеп Latil RCB 2, по всей видимости, предназначался для перевозки миномета и боеприпасов к нему, но M7 T1 также использовался после войны для буксировки различных неспециализированных транспортных прицепов массой до 2,5 тонн. После того, как армия модернизировала несколько сотен M7 T1, находящихся в ее распоряжении, эти машины в результате попали в гражданские руки, где они работали в качестве лесных тракторов или пожарных и буксировочных машин.

Отличительной чертой тягачей модели 1944 года является капот, который имеет 37 прорезей вместо 36, а его нижний вырез менее изогнут, а также значок Latil на радиаторе, который и вовсе исчез. Другие изменения появятся, но постепенно, путем последовательного обновления выпускаемых автомобилей. Похоже, что с 1945 года защищенные от проколов шины были заменены на шины с обычными камерами, что привело к установке запасного колеса в правой задней части автомобиля – эта доработка впервые появилась на машинах, которые использовались в Вермахте во время войны.

Чуть позже, вероятно, в 1946 году, машины претерпели более глубокие модификации:

  • Добавился бампер, установленный на двух опорах по бокам рамы и на радиаторе. Это привело к отказу от защитной планки радиатора;
  • Восьмиэлементный радиатор заменили на обычный радиатор.
  • Кроме того, капот получает 8 дополнительных вентиляционных отверстий: серию из 4 или 5 отверстий в передней части и серию из 4 или 3 отверстий в нижнем ряду сзади.

Задуманный как легкий артиллерийский тягач, который был перезапущен как тяжелый 2,5-тонный тягач, Latil M7 T1 завершает свою карьеру как автомобиль связи повышенной проходимости, но излишне крупногабаритный и оснащенный устаревшей механической частью. Так заканчивается история «маленького трактора» Latil, который волею судеб оставил гораздо меньший след в истории, чем надеялся его «отец» Жорж Латиль.

Технические характеристики

Производитель Automobiles industriels Latil, Сюрен, Франция
Годы выпуска 1939 – 1949
Количество, шт 1 155
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 4-цилиндровый, рядный, нижнеклапанный
Объем двигателя, см3 2 724
Диаметр и ход поршня, мм 85 х 120
Мощность 50 л.с. при 2200 об / мин.
Зажигание электрический стартер
Карбюратор
Аккумулятор
Сцепление
Коробка передач 4-ступенчатая + задний ход
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы
Передняя подвеска независимая, пружинная
Задняя подвеска независимая, пружинная
Тормоза барабанные на всех колесах
Размеры колес
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
4 100
Ширина, мм
1 800
Высота, мм
1800
Колесная база, мм
2 700
Клиренс, мм
320
Масса, кг
2 450
Емкость бензобака, л
65
Максимальная скорость, км/ч
60
Дальность, км 320

*- Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.