Laffly V15T

This entry is also available in: Английский Китайский

Основанная в 1849 году, французская компания Laffly производила грузовые и коммерческие автомобили. В 1912 году компания Laffly начала производство автомобилей в Булонь-Билланкуре, пригороде Парижа, более известном благодаря историческому заводу Renault.

С начала 1930-х годов и до конца Второй мировой войны Laffly производила множество военных грузовиков, пожарные и коммунальные машины, например, такие как дорожные подметально-посыпальные машины. Компания Laffly тесно сотрудничала с компанией Hotchkiss. Автомобили в основном разрабатывались компанией Laffly, но оснащались двигателями Hotchkiss, так что обе компании получали достаточную прибыль.

В 1934 году французская армия приняла на вооружение 25-мм противотанковую пушку и потребовался новый тип машины, которая могла бы одновременно буксировать орудие, перевозить боеприпасы и пятерых солдат, а также способная передвигаться как по дорогам, так и по пересеченной местности.

CANON ANTICHAR DE 25 SA-L MODÈLE 1934
Пушка Antichar de 25 SA-L Modèle 1934 (Materiels Terrestres)

В 1936 году единственная, на тот момент, доступная машина, которая могла выполнять задачу, была гусеничным бронетранспортёром Renault UE образца 1931 года, она же, при этом, не удовлетворяла всем требованиям: бронированная и гусеничная, она была медленной, непригодной для бросков на дальние дистанции и была крайне дорогой в производстве.

1932 Renault UE / 31R

1932 Renault UE / 31R

Предложенный Laffly в начале 1938 года, полноприводный прототип V 15T стал первым автомобилем, отвечающим этой совершенно новой задаче. Логично, что именно он первым подвергся программе испытаний, начатых 6 июля 1938 года. Будущий тягач должен быть способен перевозить пять человек (включая водителя) по любой местности и 10 ящиков с боеприпасами, при буксировке 25-мм орудия.

Также на испытаниях присутствовали: Bernard TT 4, который оказался непригодным для перевозки личного состава и Latil M7T1 – отличная машина, которую в начале 1939 года предпочли отправить в пехотные войска.

Кавалерия, весьма благосклонная к производителю из Асньера с момента выпуска его первых машин с полным приводом, не стала дожидаться запуска Latil в производство и летом 1938 года разместила заказ на 100 Laffly V15 T для формирования противотанковых дивизий.
Эти тракторы, поставленные по контракту № 86 164 D/F для кавалерии, останутся единственными серийными тракторами, поставленными заводом Laffly на Avenue des Gresillons, Asnieres.
За первым заказом на 100 машин последовал запрос еще на 1386 машин, которые должны были быть поставлены до конца сентября 1940 года. В действительности, в дополнение к уже выпущенной сотне, менее 100 автомобилей были поставлены в июне 1940 года. Выпуском второй партии занималась уже другая компания – автомобилестроительный завод “La Licorne”.

Corre La Licorne была автомобилестроительной компанией, основанной Жаном-Мари Корре в 1901 году под названием “Французское общество автомобилей Корре”. В начале своей деятельности компания выпускала кабриолеты, трициклы и квадрициклы, оснащенные одноцилиндровым двигателем. Автомобили выпускались под названием Corre, затем Corre-La Licorne, когда фирма решила украсить решетку радиатора единорогом (“licorne” по-французски). Похоже, что они взяли эту эмблему благодаря гонщику-чемпиону Вальдемару Лестьенну, на фамильном гербе которого был изображен единорог. Компания перешла в собственность Вальдемара Лестьенна в 1907 году, который сделал свое состояние на текстиле и вскоре отказался от названия Corre, чтобы сохранить только название La Licorne или просто Licorne.

После Второй мировой войны автомобили Laffly не были частью плана Понса по производству автомобилей, и компания Laffly прекратила свою деятельность в 1949 году после того, как была куплена Bugatti, а затем продана Berliet.

Говоря о внешности тягача, мы считаем, что внешний вид автомобиля обусловлен его независимой подвеской, где каждое колесо связано с рычагом, колеблющимся вдоль оси, параллельной центральной балке-раме. Таким образом, наклон каждого колеса полностью зависит от движения его подвески (до тридцати градусов). От центрального дифференциально-редукторного блока отходят 4 вала, по одному на каждое колесо. Дифференциал установлен только в задней паре колес и может быть заблокирован на пересеченной местности. Каждое из передних колес может приводиться в движение по отдельности с помощью рычагов рядом с сиденьем водителя, для них дифференциал не предусмотрен.

Маленькие немоторизованные колеса для пересечения канав установлены в передней части кузова и в его центре. Многосекционный радиатор сконструирован таким образом, что отдельные его элементы могут быть заменены или заглушены в случае повреждения.

Поза водителя довольно неудобная, прямые ноги вытянуты горизонтально. В кабине находится сразу несколько рычагов, управлять которыми предстояло водителю:
• рычаги, используемые для индивидуального включения каждого переднего колеса
• рычаг блокировки дифференциала задних колес
• рычаг раздаточной коробки
• рычаг переключения передач
• рычаг ручного тормоза.

Сотня машин, которые были произведены на заводе Laffly имеют номера рамы 183001-183100.
95 машин произведенных компанией La Licorne известны под номерами рамы 600001-600095.
Часть машин, которые производились после захвата Франции для службы в Вермахте, и которых выпущено около 500 шт. (судя по последнему известному серийному номеру) имеют инструкцию, написанную для водителей Вермахта (D663/7 и D633/8).

Наша машина вошла в число выпущенных для Вермахта, потому получила окраску привычную нам по немецким машинам. Согласно историческим данным машина служила в бригаде «Запад», которая была расквартирована во Франции.

Технические характеристики

Производитель La Licorne, Франция
Годы выпуска 1940 – 1942 (?)
Количество, шт
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 4-цилиндровый, рядный, нижнеклапанный
Объем двигателя, см3 2 300
Диаметр и ход поршня, мм
Мощность 55 л.с. при 3200 об / мин.
Зажигание
Карбюратор
Аккумулятор
Сцепление
Коробка передач 4-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы
Передняя подвеска независимая
Задняя подвеска независимая
Тормоза барабанные на всех колесах
Размеры колес
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
4 210
Ширина, мм
1 850
Высота, мм
1850
Колесная база, мм
Клиренс, мм
Масса, кг
2 600
Емкость бензобака, л
Максимальная скорость, км/ч
58
Дальность, км

*- Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.