Humber FWD (Four Wheel Drive)

This entry is also available in: Английский Китайский

До Первой мировой войны британская автомобильная марка Humber выпускала широкий спектр моделей: от 600-кубового Humberette до нескольких шестицилиндровых 6-литровых моделей. В 1913 году она была вторым по величине производителем автомобилей в Великобритании.

В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, компания Humber производила ряд самолетов и авиадвигателей. В 1909 году компания подписала контракт на строительство 40 экземпляров моноплана Blériot XI, оснащенного собственным трехцилиндровым двигателем, а четыре самолета были представлены на авиасалоне в Олимпии в 1910 году.

Доверие к марке продолжало расти вплоть до конца 1920-х годов, когда последствия экономического спада вынудили Humber объединиться с Hillman, своим соседом по Фолли-Лейн. В 1927 году появилась компания Rootes Group, которая приобрела доли в марках Hillman и Humber. С тех пор история Humber как марки переплелась с Rootes, ее материнской компанией, которое было основано Уильямом Рутсом в 1880-х годах как магазин велосипедов, а затем как компания по продаже автомобилей и менее чем через пятьдесят лет стало владельцем нескольких ранее независимых компаний, включая Commer, Hillman, Humber, Sunbeam, Singer, Talbot и Karrier.

Профилированный как производитель роскошных моделей, Humber стал частью прочно укоренившейся группы, активно рационализирующей и модернизирующей свои приобретения. Оборудование для производственных линий обновлялось, процессы стандартизировались, автомобили производились, чтобы служить долго. К 1939 году Rootes Group стала одним из “большой шестерки” автопроизводителей страны.

В то время Humber Super Snipe был флагманом марки, наряду с Snipe Imperial и Pullman. Super Snipe, представленный в октябре 1938 года, менее чем за год до объявления войны Германии, представлял собой конструкцию, сочетающую более старую модель Humber Snipe с рядным шестицилиндровым двигателем объемом 4,1 литра, взятым от более крупного предшественника Humber Pullman. Двигатель давал замечательные характеристики, автомобиль рекламировался в то же время как роскошный лимузин и хорошее соотношение цены и качества – “Роллс бедняка”.

Фельдмаршал Монтгомери в своем штабном автомобиле “Хамбер Супер Снайп” пересекает реку Сену в Верноне 1 сентября 1944 года. Монтгомери прозвал свой “Супер Снайп” “Old Faithful” в знак признания надежности автомобиля. (Фотография сделана сержантом Моррисом из кино-фотографического подразделения № 5 британской армии).

Когда пришла война, Humber Snipe и Super Snipe были очевидным выбором для штабных автомобилей. Многие представители власти и офицеры использовали этот знаменитый, мощный и комфортабельный автомобиль. Из всех командиров, вероятно, самым заметным пользователем штабного автомобиля Humber Snipe был фельдмаршал Монтгомери. Он использовал его на протяжении всех кампаний в Северной Африке и в Северо-Западной Европе. Автомобиль был прозван “Old Faithful”, это прозвище иногда применялось ко всем автомобилям Humber за их надежность.

Humber Heavy Utility

Этот автомобиль использовался вместе с более крупной моделью Humber “Box” Heavy Utility 4 x 4 (которая, однако, была разработана специально для армии, поскольку полный привод не был обычным явлением в Великобритании до начала Второй мировой войны). Выпускались версии со стальной крышей и открытым верхом (тропический). Она была единственным полноприводным утилитарным автомобилем британского производителя.

Шасси Humber, ласково называемое “Box” F.W.D., было создано на базе Super Snipe, но, как следует из обозначения модели, имело полный привод. Шасси используется для утилитарных автомобилей, бронированных разведывательных машин, 8-ми тоннажных грузовиков и полевых санитарных машин.

На этом чертеже шасси Humber Heavy Utility показаны двигатель, трансмиссия и подвеска. Обратите внимание, что двигатель и коробка передач расположены высоко на шасси для обеспечения большего дорожного просвета и защиты этих деталей, в то время как двигатель и коробка передач легкового автомобиля Super Snipe расположены ниже на шасси. (Фотография предоставлена журналом Autocar).

Силовая установка так же взята от гражданских автомобилей – под капотом располагается рядная бензиновая 6-ка с боковым расположением клапанов объемом 4,080 литра. Отдача мотора равнялась 85 лошадиным силам при 3 400 оборотах коленвала в минуту. Бензобак имел ёмкость в 72 литра.

Коробка переключения передач – четырёхступенчатая механическая, с понижающей раздаточной коробкой. Сцепление – однодисковое, без синхронизатора.

Размеры автомобиля имели следующие параметры: длина: 4 300 мм, ширина: 1 870 мм, высота – 1 950 мм. Дорожный просвет был внушителен – 241 мм.
Снаряженная масса автомобиля составляла 2 418 килограмм

Шасси с независимой передней подвеской было сравнительно сложной конструкцией для военного автомобиля. Они оказались прочными и надежными и оставались в эксплуатации в течение многих лет после окончания Второй мировой войны.

Humber Heavy Utility оснащался полностью независимой передней подвеской, что обеспечивало ему лучшую управляемость по сравнению с автомобилями, имеющими переднюю подвеску с неразрезным мостом. (Фотография предоставлена журналом Autocar).

Задние двери раздвигались горизонтально, а на более поздних автомобилях была предусмотрена удлиненная задняя часть кузова, чтобы обеспечить спальное место по всей длине кузова. Это показано на рисунке ниже и представляло собой каркас между задними дверями в открытом положении, покрытый брезентовым тентом. Когда палатка не использовалась, она сворачивалась и крепилась к багажнику на крыше.

Интерьер автомобиля был достаточно хорошо оборудован: стол с картой, фонари на крыше, сетки для багажника, складные сиденья и т.д., а также полное затемнение. Модифицированные автомобили, использовавшиеся офицерами Генерального штаба, были оснащены сдвижной крышей, лампами для чтения карты, подлокотниками и другими дополнительными удобствами. В Западной пустыне этот автомобиль был модифицирован путем замены крыши на брезентовый складной тент.

Завод Humber Motor Works в Ковентри до сих пор сохранился, что редкость, поскольку большая часть города была разрушена во время воздушного налета в ноябре 1940 года.

Технические характеристики

Производитель Humber, Великобритания
Годы выпуска 1941 – 1945
Количество, шт
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 6-цилиндровый, рядный, нижнеклапанный
Объем двигателя, см3 4 086
Диаметр и ход поршня, мм 85 х 120
Мощность 85 л.с. при 3400 об / мин.
Зажигание электрический стартер
Карбюратор
Аккумулятор
Сцепление однодисковое, сухое
Коробка передач 4-ступенчатая + задний ход
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы
Передняя подвеска независимая, поперечные полуэллиптические пружины, гидравлические амортизаторы
Задняя подвеска полуэллиптические пружины, гидравлические амортизаторы
Тормоза барабанные на всех колесах
Размеры колес 9.25-16
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
4 293
Ширина, мм
1 880
Высота, мм
1 956
Колесная база, мм
2 838
Клиренс, мм
241
Масса, кг
2 413
Емкость бензобака, л
114
Максимальная скорость, км/ч
80+
Дальность, км

*- Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.