Sertum 500 MCM из коллекции музея техники "Мотомир Вячеслава Шеянова"

This entry is also available in: Английский



Officine Meccaniche Fausto Alberti SpA была основана в Милане в 1922 году для производства инструментов, станков и оборудования для точной механической обработки.

В 1931 году было открыто производство мотоциклов под брендом Sertum, первый из которых был выпущен на основе оригинальных чертежей. В жесткой трубчатой раме с параллелограммной вилкой первого мотоцикла Sertum был установлен двигатель объемом 175 см3. Производство встретило одобрение общественности и, таким образом, началось на совершенно новых заводах на Viale Certosa в Милане.

В последующие годы началось производство различных моделей с инновационной для тех лет штампованной рамой: двухтактные модели с двигателем объемом 120 см3, 4-тактные нижнекалапанные 175-кубовые модели, 4-тактные нижнекалапанные 250-кубовые одноцилиндровые и 500-кубовые двухцилиндровые модели, а также трехколесные грузовики.

С 1939 года, завхватив значительную долю рынка, в том числе благодаря значительным военным поставкам, которые до этого были исключительной прерогативой Moto Guzzi и Gilera, Sertum отличился многочисленными золотыми медалями в международных гонках – славных Six Days International. Неспроста Sertum с латинского – лавровый венок (победителей).

Но почему очень немногие знают марку Sertum? Как это возможно, что он “исчез” так внезапно из памяти, когда парк мотоциклов Sertum после войны должен был быть довольно большим. Да, меньше чем у Moto Guzzi или Gilera, но все же порядка нескольких десятков тысяч, а может и больше…

Ответ просто до банальности: через несколько лет после закрытия производства в 1951 году, весь склад запасных частей и прочие активы Officine Meccaniche Fausto Alberti были проданы с аукциона, но пропали с рынка. Люди лишились возможности ремонтировать пускай и устаревшие, но свои мотоциклы, а за тем последовало забвение марки.

Наша история начинается 9 августа 1941 года, когда министерство обороны Италии издало приказ о «стандартизации мотоциклов и мотогрузовиков» в стремлении добиться хотя бы минимальной унификации для облегчения снабжения запчастями.

Sertum, как один из пяти крупнейших производителей мотоциклов, был готов к созданию унифицированного трехколесного грузовика. Унифицированный трицикл Sertum имеет одну особенность, которая отличает его от моделей других производителей, недавно появившихся на рынке: Sertum предложил возможность абсолютной взаимозаменяемости двигателя и всей передней части, с одноцилиндровым военным мотоциклом Sertum 500, поставленным Королевской армии. Следует добавить, что это единственный итальянский трицикл действительно унифицированный с военным мотоциклом.

FN Tricar из коллекции музея техники "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Аналогичный подход применила Бельгийская компания FN, унифицировав мотоцикл FN M12a SM и трицикл FN Tricar.

Sertum стала единственной компанией, которая пришла к комплексному решению этой проблемы и, повторяем, на ее унифицированном грузовике стоит двигатель военного мотоцикла.

Sertum 500 MCM из коллекции музея техники "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Sertum 500 MCM из коллекции музея техники “Мотомир Вячеслава Шеянова”

Унифицированный грузовик должен обладать определенными характеристиками, отличными от характеристик мотоцикла – его двигатель должен быть адаптирован к гораздо более тяжелой работе. Если вы посмотрите на производство итальянских мотоциклов, унифицированных с трициклами или нет, вы увидите, что почти все двигатели имеют верхнее расположение клапанов, в то время как на всех военных мотоциклах (кроме одного) у вас будут боковые клапаны. Согласование одного и того же типа газораспределения на двигателе обоих типов транспортного средства было непростым делом, и даже те, кто пробовал это осуществить, в конечном итоге отказались от боковых клапанов в пользу применения верхнеклапанных моторов на трехколесных грузовиках.

Компания Sertum, с другой стороны, настаивала на применении нижнеклапанного мотора, и после испытаний, проведенных с присущей компании серьезностью, полностью преуспела в своем намерении.

Sertum всегда отличался нижнеклапанными двигателями, что легко  доказывается успехом 175 и 250 -кубовых моделей, а также знаменитой двухцилиндровой спортивной 500-кубовой модели, благодаря которой компания многократно побеждала в знаменитых гонках на выносливость – Six Days International.

Сердцем унифицированного трицикла Sertum стал одноцилиндровый нижнеклапанный двигатель, совмещенный в едином блоке с коробко передач. Объем в 498 см3 образован поршнем диаметром 84 мм с ходом 90 мм. При 4200 об / мин с запроектированным сжатием 1: 5,5 мощность мотора достигает 15 л.с. Механизс ГРМ шестеренчатый, расположен с правой стороны двигателя и также управляет масляным насосом и магнето. Кулачки клапанов являются частью двух отдельных валов, а толкатели опираются непосредственно на них.

Единый блок двигателя отлит из двухслойного алюминиевого сплава с сильно развитым оребрением. Картер содержит, помимо деталей двигателя, также коробку передач, сцепление и масляный поддон. Цилиндр отлит из специального чугуна, с термообработанной головкой из алюминиевого сплава, оба оснащены развитыми ребрами, а форма камеры сгорания разработана для обеспечения ускоренного сгорания топлива. Боковые клапаны диаметром 40,5 мм легко регулируются: пружины защищены крышкой, которая их герметично закрывает. Поршень отлит из алюминиевого сплава с двумя уплотнительными и двумя маслосъемными кольцами. Тщательно сбалансированный коленчатый вал изготовлен из материала специальной закалки и покоится на двух больших роликовых и одном шариковом подшипниках. Шатун отлит из специальной стали. Смазка принудительная, с большим насосом внутри, который обеспечивает хорошую циркуляцию масла (до 45 литров в час), которое помимо смазки обеспечивает дополнительное охлаждение деталей двигателя.

Sertum 500 MCM из коллекции музея техники "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Sertum 500 MCM из коллекции музея техники “Мотомир Вячеслава Шеянова”

Дополнительное охлаждение двигателя достигается с помощью центробежного вентилятора, который направляет соответствующий поток воздуха между ребрами цилиндра и головкой. Вентилятор закреплен на удлинённом со стороны трансмиссии валу; с наружной стороны вентилятора есть заслонка, позволяющая уменьшить приход холодного воздуха если охлаждение чрезмерно, особенно зимой.

Трансмиссия оснащена редуктором, который находится в отдельном алюминиевом корпусе, закрепленном на раме. Таким образом коробка передач обеспечивается двумя передаточными числа передних скоростей (повышенная передача для высоких скоростей и пониженная передача для низких скоростей), а также третья передача для включаения заднего хода. Имеется и привычный по другим итальянским трициклам “ручник”, который управляется ручным рычагом под седлом.

Таким образом возможны водителю доступны 8 передач переднего хода и 1 передача заднего хода, что позволяет использовать транспортное средство с полной нагрузкой на любой местности или на любом уклоне. В общем система трансмиссии включает в себя: пара цилиндрических шестерен между двигателем и коробкой передач; роликовая цепь 5/8 x 3/8 между коробкой передач и редуктором; роликовая цепь 3/4 x 7/16 между редуктором и мостом; тройная роликовая цепь 1/2 x 5/16 для мостового редуктора.

Задний мост – автомобильного типа с опорными полуосями, при этом все механизмы находятся в масляной ванне, образованной силовой структурой моста. Поскольку у нас есть две внешние цепи, они работают, не вызывая слишком большого растягивающего напряжения. Дифференциал имеет цилиндрические шестерни, а приводные валы из специальной стали больших размеров оснащены на концах цилиндрическими муфтами с профилем «K», что исключает износ и расшатывание. Цепь передачи между редуктором и дифференциалом заключена в ламинарную коробку с упругими опорами. Люфт цепи выбирается регулировкой длины цепи натяжителями.

Рама из штампованного и сварного листового металла служит опорой для двигателя спереди, а сзади – опорой для кузова. Элементы несущего каркаса жестко соединены поперечинами и подкосами для повышения их сопротивления и имеют увеличенную прочность в наиболее нагруженных точках. Задняя подвеска рессорная с прямыми концами рессор, скользящими по направляющим скольжения, прикрепленным к раме, которые позволяют поглощать реакцию на скручивающий момент двигателя или тормозов. Скользящие направляющие позволяют перемещать мост в широких пределах для регулировки натяжения задней цепи. Передняя подвеска реализована привычной параллелограммной вилкой с центральной пружиной работающей на сжатие.

Переднее колесо со спицами, центральным тормозом и ступицей из алюминиевого сплава на регулируемых конических роликоподшипниках оснащено шиной размером 3,50×10. Тормозные колодки очень широкие и обеспечивают очень мощное торможение с небольшим усилием.

Задние колеса – дисковые с транспортными шинами 6,00×16, снабжены тормозами большого диаметра с педальным управлением.

Краткие характеристики: грузоподъемность 1000 кг, максимальная скорость при полной нагрузке около 70 км/ч, максимальный уклон, который можно преодолеть при полной нагрузке 33%, средний расход на 100 км: 7,5 л топлива. Клиренс при максимальной нагрузке 0,205 м, а “мокрый” вес – 500 кг.

Сейчас найденный в Италии трицикл Sertum проходит через заботливые руки нашего друга и реставратора Костантино Фронталини и уже скоро пополнит ряды музея техники “Мотомир Вячеслава Шеянова”.


Производитель Officine Meccaniche Fausto Alberti SpA
Годы выпуска  
Количество, шт  
Стоимость  
Стоимость в современных ценах  
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 1-цилиндровый, 4 тактный
Объем двигателя, см3 489,5
Диаметр и ход поршня, мм 84 х 90
Мощность 11,5 л.с. при 4000 об/мин
Зажигание  
Карбюратор Dell’Orto MC 26 F
Аккумулятор  
Сцепление  
Коробка передач 4-х ступенчатая с  задним ходом и понижающим рядом
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы штампованная
Передняя подвеска параллелограммная
Задняя подвеска рессорная
Тормоза барабанные
Размеры колес

3 х 19 переднее

6,0 x 16 задние

РАЗМЕРЫ
Длина, мм
 
Ширина, мм
 
Высота, мм
 
Колесная база, мм
 
Клиренс, мм
205
Грузоподъемность, кг
1000
Масса, кг
 490
Емкость бензобака, л
  9,5
Максимальная скорость, км/ч
70
Дальность, км
 

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.