Itar 750

This entry is also available in: Английский







Это история трех Йозефов

Наши западные братья славяне из Чехии имеют долгую и богатую историю, связанную с автомобильной промышленностью, и их достижения, несомненно, достойны развитой капиталистической страны того периода. 

Чешский студент (впоследствии инженер) Йозеф Зубати (Josef Zubaty), карьера которого позже была связана с брендом Skoda, в 1917 году сконструировал мотоцикл для чешской компании Walter, основанной Йозефом Вальтером (Josef Walter) в 1911 году. Мотоцикл был оснащен оппозитным двигателем объемом 709 см3, но с цилиндрами расположенными вдоль рамы мотоцикла. К сожалению, к 1917 году пражская компания Walter уже отказалась от производства мотоциклов, сосредоточившись на автомобилях, и проект не был запущен в производство. Сам же Йозеф Зубати в 1932 году возглавил конструкторское бюро в Млада-Болеславе. Под его руководством здесь была создана Skoda Popular.

В начале 20-х годов прошлого века в Чехословакии производством мотоциклов занимались Walter, Itar, Orion и начинающий дизайнер Ярослав Франтишек Кох (Jaroslav Frantisek Koch). Явы, чехословацкой легенды, тогда еще не существовало.

Третий Йозев – Йозеф Янатка (Josef Janatka) изначально занимался продажей автомобилей. В 1920 году в пражских Радлицах он основал компанию ITAR (Janatka Tovarna Automontage Radlice – или, по сути, JTAR, хотя это обычно говорилось и часто писалось «ITAR»), которая производила мотоциклы. Первым мотоциклом, который покинул завод в Радлице под названием ITAR, была модель, разработанная несколькими годами ранее Йозефом Зубати. Как это произошло?

Мотор JTAR. Над карбюратором стоит – кривошип стартера. Мотор запускается рукой.

Вальтер, хотя уже запланировал уход из производства мотоциклов, приступил к завершению 10 единиц мотоциклов проекта Zubatego с намерением предложить эту модель армии. Хотя Вальтер даже получил заказ от австро-венгерской армии на 300 единиц, к концу Первой мировой войны не изготовил ни одной двухколесной машины. Неполные 10 штук вместе с частями и лицензионным производством были проданы Йозефу Янатка, который с 1920 года начал их доработку под названием Itar 710.

Рычаг глушителя, закрывающий основную выхлопную трубу. После закрытия выхлопные газы выходили из системы через нижнее, меньшее отверстие, благодаря чему двигатель издавал гораздо меньше шума.

Премьера мотоцикла состоялась 22 мая 1921 года во время гонки Збраслав – Жиловиште. Перед 13-м Пражским автосалоном, на котором они были показаны, были готовы десять мотоциклов, переданных Вальтером. Девять из них были военными версиями, и только одна была гражданской. В 1922 году было изготовлено всего 16 единиц, в 1923 году – 50 гражданских и 22 военных мотоцикла.

Так выглядели тормоза довоенных мотоциклов: колодка, прижатая к коническому ободу.

В 1924 году объем оппозитного мотора был увеличен до 750 см. Всего к моменту окончания производства в 1929 году было выпущено не более 160 единиц этого мотоцикла. Выпускалась также одноцилиндровая версия объемом 350 см . В 1926 году Янатка построил прототип мотоцикла объемом 820 см с диаметром цилиндров, увеличенным с 80 до 84 мм, однако его производство так и не было запущено.

Всего в армию было поставлено около 80 мотоциклов Itar, из которых к 1937 году осталось всего 17! Йозеф Янатка основал свою компанию исключительно на военных контрактах. Когда разразился мировой кризис 1929 года, Янатка лишился государственных заказов и на скудном чешском рынке гражданских моделей был не в состоянии поддерживать фирму продажами тяжелых мотоциклов с крупнокубатурными моторами. Так закончилась история его компании.

Itar 750

Сегодня этот мотоцикл, несомненно, уникален. В Чехословакии сегодня построено несколько реплик, но нам удалось получить настоящую редкость. Конечно, у мотоцикла есть несколько отличий от известного ITAR, но скудные сохранившиеся фотографии и инструкция, а точнее заводская брошюра, еще больше затрудняют однозначную оценку оригинальности этого экземпляра. Двигатель, неоднократно ремонтировался, но главное – он работает, работают все передачи.

Основано на статье Яцека Гембара


Производитель  
Годы выпуска 1924-1929
Количество, шт  
Стоимость  
Стоимость в современных ценах  
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, 4 тактный
Объем двигателя, см3 746
Диаметр и ход поршня, мм  
Мощность 17 л.с. при 3800 об/мин
Зажигание  
Карбюратор  
Аккумулятор  
Сцепление  
Коробка передач 3-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая
Передняя подвеска  
Задняя подвеска отсутствует
Тормоза  
Размеры колес  
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
 
Ширина, мм
 
Высота, мм
 
Колесная база, мм
 
Клиренс, мм
 
Грузоподъемность, кг
 
Масса, кг
 
Емкость бензобака, л
 
Максимальная скорость, км/ч
104
Дальность, км
 
[clear]
* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.
[gap size=”40px”]