This entry is also available in: Английский
Это история трех Йозефов
Наши западные братья славяне из Чехии имеют долгую и богатую историю, связанную с автомобильной промышленностью, и их достижения, несомненно, достойны развитой капиталистической страны того периода.
Чешский студент (впоследствии инженер) Йозеф Зубати (Josef Zubaty), карьера которого позже была связана с брендом Skoda, в 1917 году сконструировал мотоцикл для чешской компании Walter, основанной Йозефом Вальтером (Josef Walter) в 1911 году. Мотоцикл был оснащен оппозитным двигателем объемом 709 см3, но с цилиндрами расположенными вдоль рамы мотоцикла. К сожалению, к 1917 году пражская компания Walter уже отказалась от производства мотоциклов, сосредоточившись на автомобилях, и проект не был запущен в производство. Сам же Йозеф Зубати в 1932 году возглавил конструкторское бюро в Млада-Болеславе. Под его руководством здесь была создана Skoda Popular.
В начале 20-х годов прошлого века в Чехословакии производством мотоциклов занимались Walter, Itar, Orion и начинающий дизайнер Ярослав Франтишек Кох (Jaroslav Frantisek Koch). Явы, чехословацкой легенды, тогда еще не существовало.
Третий Йозев – Йозеф Янатка (Josef Janatka) изначально занимался продажей автомобилей. В 1920 году в пражских Радлицах он основал компанию ITAR (Janatka Tovarna Automontage Radlice – или, по сути, JTAR, хотя это обычно говорилось и часто писалось «ITAR»), которая производила мотоциклы. Первым мотоциклом, который покинул завод в Радлице под названием ITAR, была модель, разработанная несколькими годами ранее Йозефом Зубати. Как это произошло?

Вальтер, хотя уже запланировал уход из производства мотоциклов, приступил к завершению 10 единиц мотоциклов проекта Zubatego с намерением предложить эту модель армии. Хотя Вальтер даже получил заказ от австро-венгерской армии на 300 единиц, к концу Первой мировой войны не изготовил ни одной двухколесной машины. Неполные 10 штук вместе с частями и лицензионным производством были проданы Йозефу Янатка, который с 1920 года начал их доработку под названием Itar 710.

Премьера мотоцикла состоялась 22 мая 1921 года во время гонки Збраслав – Жиловиште. Перед 13-м Пражским автосалоном, на котором они были показаны, были готовы десять мотоциклов, переданных Вальтером. Девять из них были военными версиями, и только одна была гражданской. В 1922 году было изготовлено всего 16 единиц, в 1923 году – 50 гражданских и 22 военных мотоцикла.

В 1924 году объем оппозитного мотора был увеличен до 750 см3 . Всего к моменту окончания производства в 1929 году было выпущено не более 160 единиц этого мотоцикла. Выпускалась также одноцилиндровая версия объемом 350 см 3 . В 1926 году Янатка построил прототип мотоцикла объемом 820 см 3 с диаметром цилиндров, увеличенным с 80 до 84 мм, однако его производство так и не было запущено.
Всего в армию было поставлено около 80 мотоциклов Itar, из которых к 1937 году осталось всего 17! Йозеф Янатка основал свою компанию исключительно на военных контрактах. Когда разразился мировой кризис 1929 года, Янатка лишился государственных заказов и на скудном чешском рынке гражданских моделей был не в состоянии поддерживать фирму продажами тяжелых мотоциклов с крупнокубатурными моторами. Так закончилась история его компании.

Сегодня этот мотоцикл, несомненно, уникален. В Чехословакии сегодня построено несколько реплик, но нам удалось получить настоящую редкость. Конечно, у мотоцикла есть несколько отличий от известного ITAR, но скудные сохранившиеся фотографии и инструкция, а точнее заводская брошюра, еще больше затрудняют однозначную оценку оригинальности этого экземпляра. Двигатель, неоднократно ремонтировался, но главное – он работает, работают все передачи.
Основано на статье Яцека Гембара
Производитель | |
Годы выпуска | 1924-1929 |
Количество, шт | |
Стоимость | |
Стоимость в современных ценах |
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ | |
Тип | 2-цилиндровый, 4 тактный |
Объем двигателя, см3 | 746 |
Диаметр и ход поршня, мм | |
Мощность | 17 л.с. при 3800 об/мин |
Зажигание | |
Карбюратор | |
Аккумулятор | |
Сцепление | |
Коробка передач | 3-х ступенчатая |
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА | |
Тип рамы | трубчатая |
Передняя подвеска | |
Задняя подвеска | отсутствует |
Тормоза | |
Размеры колес |
РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм |
|
Ширина, мм |
|
Высота, мм |
|
Колесная база, мм |
|
Клиренс, мм |
|
Грузоподъемность, кг |
|
Масса, кг |
|
Емкость бензобака, л |
|
Максимальная скорость, км/ч |
104
|
Дальность, км |
|