1939 FN M12a SM

This entry is also available in: Английский Китайский

[gap size=”-30px”]





[content_band style=”color:white;” bg_color=”#ffba00″ bg_image=”/wp-content/uploads/2016/04/background-album-blue-web.jpg” border=”all”] [container] [gap size=”40px”] [column type=”1/2″ style=”width:30%;color:white;”] Аудиоверсия статьи:
[/column] [column type=”1/2″ style=”width:65%;color:white;” last=”true”]

[/column] [/container] [/content_band]


[gap size=”40px”]

Мотомириада №57


[dropcap style=”color:#ffffff; background:#313f4b;”]У[/dropcap]же к началу 30-х годов прошлого века всем «хорошо информированным оптимистам» стало ясно, что Первая мировая война ничего не закончила и ничего не решила. И крупнейшие державы ускорили приготовления к её следующему этапу – который потом назовут Второй мировой.
Власти Бельгии понимали, что отсидеться за бумажными стенами нейтралитета вновь не удастся. Но и изображать собой жертвенного агнца они явно не собирались. Тем более что в Первой мировой войне бельгийские войска героически проявили себя – кто знает, если бы осада Антверпена не оттянула на себя часть сил немецкой Первой армии, каков был бы итог битвы на Марне?

Лучшие стратеги тех времён готовились к войне подвижной, войне механизированной. Одним из них был и бельгийский министр обороны генерал-лейтенант Анри Денис. Он запустил несколько проектов по перевооружению и механизации армии, в том числе и конкурс на тяжёлый армейский мотоцикл. Требования к машине огневой поддержки, связи и снабжения предъявлялись довольно жёсткие: нести трёх бойцов с полным снаряжением, в том числе и с пулемётом. Но это не смутило бельгийскую компанию FN, которая представила свой вариант – тяжёлый мотоцикл FN M12 – в начале 1937 года.

[column style=”float: right;margin: 0px 5px 0px 5px;” type=”2/5″] [image link=”true” style=”border: 2px solid #878787;padding: 5px;” src=”/wp-content/uploads/2016/05/fn-m12a-sm-archive-web-05.jpg” lightbox_caption=”FN M86″
class=”motorcycle-lightbox”]

FN M86

[/column]

К тому времени компания FN уже была основным поставщиком мотоциклов для бельгийской армии, причём модель M86 – машина с одноцилиндровым 600-кубовым двигателем – пользовалась большим спросом и в армиях других стран.

[column style=”float: left;margin: 10px 15px 0px 15px;” type=”2/5″] [image link=”true” style=”border: 2px solid #878787;padding: 5px;” src=”/wp-content/uploads/2016/05/fn-m12-old-web-11.jpg” lightbox_caption=”Двигатель FN M12a SM” class=”motorcycle-lightbox”]

Двигатель FN M12a SM

[/column] Но для победы в конкурсе требовалось более мощное оружие, и бельгийские инженеры разработали новый двигатель: двухцилиндровый нижнеклапанный оппозит рабочим объёмом 992 см³. Мотор развивал умеренную для такого литража мощность даже по меркам второй половины 30-х годов – 22 л.с. при 4000 об/мин, зато его степень сжатия (5,0) позволяла использовать бензин любого качества. Большое внимание создатели мотоцикла уделили защите от воды и грязи: карбюратор Amal и основные элементы электрооборудования были укрыты кожухом, входное отверстие эффективного воздухофильтра располагалось довольно высоко, благодаря этому машина с лёгкостью преодолевала полуметровый брод. Две выпускные трубы сходились в единый глушитель, расположенный между собственно мотоциклом и боковой коляской (причём труба из левого цилиндра описывала высокую дугу, так что можно было не опасаться наезда ею на пень или валун или застревания в колее, от чего так страдали оппозиты BMW). Дуплексная рама с мощными нижними трубами хорошо защищала силовой агрегат снизу, а с боков его прикрывали развитые дуги.

[column style=”float: left;margin: 10px 15px 0px 15px;” type=”2/5″] [image link=”true” style=”border: 2px solid #878787;padding: 5px;” src=”/wp-content/uploads/2016/05/fn-m12-old-web-12.jpg” lightbox_caption=”FN M12a SM” class=”motorcycle-lightbox”]

Привод на колесо коляски FN M12a SM

[/column]

Несмотря на отменные тяговые качества литрового оппозита, бельгийские инженеры ввели в трансмиссию, помимо четырёхступенчатой коробки передач (с ручным переключением и передачей заднего хода), ещё и дополнительную понижающую передачу. Но главным новшеством стал привод на колесо коляски. Такую систему практически одновременно и независимо друг от друга предложили два изобретателя: русский Пётр Можаров и англичанин Генри Боан. В конце 1929 года Можаров построил экспериментальный мотоцикл Иж-2, а Боан – первый образец триального мотоцикла с приводной коляской, которые он выпускал крохотной серией под маркой Baughan с 1930 по 1936 годы. Бельгийцы же первыми использовали эту систему для серийного армейского мотоцикла. Привод на колесо коляски осуществлялся карданным валом и подключался при необходимости в тяжёлых дорожных условиях, что позволяло обходиться без дифференциала.

[column style=”float: right;margin: 20px 15px 0px 15px;” type=”2/5″] [image link=”true” style=”border: 2px solid #878787;padding: 5px;” src=”/wp-content/uploads/2016/05/fn-m12-old-web-06.jpg” lightbox_caption=”FN M12a SM” class=”motorcycle-lightbox”]

Коляска FN M12a SM

[/column]

Дуплексная рама мотоцикла была выполнена из мощных стальных труб, так же как и рама коляски. Коляска подвешивалась к раме через четвертьэллиптические рессоры (боковой прицеп аналогичной конструкции, в соответствии с требованиями военных, использовался и на других бельгийских армейских мотоциклах). Передняя подвеска – распространённого в те годы параллелограммного типа, с центральной пружиной, задняя подвеска – жёсткая. Все три колеса были взаимозаменяемыми, причём при снятии колеса тормозные колодки и ступичные подшипники оставались на месте. Колёса (в том числе и колесо коляски) снабжались барабанными тормозами и шинами с большими грунтозацепами. Четвёртое – запасное – колесо устанавливалось в задней части коляски.

В январе 1937 года на автосалоне в Брюсселе дебютировал гражданский вариант FN M12 Grand Tourisme (который так и не пошёл в серийное производство), а весной 1937 года был предъявлен на армейские испытания военный вариант FN M12a SM. Машины преодолели 6000 км (в том числе песчаное и каменистое бездорожье) за шесть суток. Военные контролёры, скрупулезно отмечавшие все замечания, приняли аппарат с оценкой «отлично». Компания получила первый военный заказ, на 750 машин (всего за три года будет выпущено 1180 мотоциклов, 1090 из них поступят в бельгийскую армию). В первую очередь этими аппаратами комплектовались мотоциклетные подразделения Первой кавалерийской дивизии.
В июле 1938 года мотоцикл FN M12a SM был представлен на международном конкурсе армейских мотоциклов в Спа. После этого начались его поставки за рубеж – больше всего машин приобрели Иран (51 аппарат) и Греция (33 штуки). Несколько машин попали в Германию, где подверглись тщательному изучению. Так, в немецкой компании Zundapp использовали некоторые технические решения при проектировании собственного армейского мотоцикла KS750.
[column style=”float: left;margin: 0px 5px 0px 5px;” type=”1/2″] [image link=”true” style=”border: 2px solid #878787;padding: 5px;” src=”/wp-content/uploads/2016/08/zundapp-ks750-201503-web-09.jpg” lightbox_caption=”Zündapp KS 750″
class=”motorcycle-lightbox”]

Zündapp KS 750 из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

[/column] [column style=”float: left;margin: 0px 5px 0px 5px;” type=”1/2″] [image link=”true” style=”border: 2px solid #878787;padding: 5px;” src=”/wp-content/uploads/2016/05/fn-tricar-201506-web-20.jpg” lightbox_caption=”FN Tricar Т3″
class=”motorcycle-lightbox”]

FN Tricar Т3 из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

[/column]

 

Силовой агрегат и другие узлы мотоцикла FN M12a SM были использованы и в другой разработке бельгийской компании – армейском трицикле FN Tricar Т3, а после войны – в лёгком трёхколесном фургончике.

К сожалению, история не повторяется, и во второй раз бельгийцам не удалась героическая военная кампания. Немцы перешли границу страны 10 мая 1940 года, и уже 28 мая Бельгия капитулировала. Практически все мотоциклы FN M12a SM стали трофеями германской армии. Немалая часть этих машин использовалась и на Восточном фронте (в том числе под Сталинградом). В интернете можно найти множество фотографий счастливых немецких солдат на бельгийских мотоциклах.


Производитель Fabrique Nationale d’Armes de Guerre Herstal (Fabrique Nationale SA, Herstal)
Годы выпуска 1937 – 1939
Количество, шт 1 180
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, оппозитный, 4-тактный
Объем двигателя, см3 992
Диаметр и ход поршня, мм 90 x 78
Мощность 22 л.с. при 4000 об / мин.
Зажигание батарейное
Карбюратор Amal, Ø диффузора 28 мм
Аккумулятор
Сцепление однодисковое, сухое
Коробка передач 4-ступенчатая, с передачей заднего хода и понижающим рядом
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы дуплексная, трубчатая, стальная
Передняя подвеска параллелограммная с фрикционным демпфером
Задняя подвеска жесткая
Тормоза барабанные
Размеры шин 4,00 х 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм
2 385*
Ширина, мм
1 650*
Высота, мм
1 010*
Колесная база, мм
1 510
Клиренс, мм
   200
Высота сидения, мм
Масса, кг
   485
Емкость бензобака, л
     19
Максимальная скорость, км/ч
     90
Дальность, км
   190
[clear]
* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.
[gap size=”40px”]


[lightbox selector=”.gallery-icon a”] [lightbox selector=”.motorcycle-lightbox” deeplink=”false” opacity=”0.875″ prev_scale=”0.75″ prev_opacity=”0.75″ next_scale=”0.75″ next_opacity=”0.75″ orientation=”horizontal” thumbnails=”false”]


[gap size=”40px”]