This entry is also available in: Английский

Всемирно известный мотопроизводитель Zundapp («Цюндапп») был основан Фрицем Ноймаером (Fritz Neumeyer) и Фридрихом Круппом (Friedruch Krupp) в 1917 году. Изначально компания специализировалась на оружии и детонаторах, но с окончанием войны в 1919 году «Zunder-und Apparatebau G.m.b.H.» («Компания по производству взрывателей и приборов») активно включилась в процесс производства мотоциклов (новое название фирмы образовалось из сочетания первых букв в старом названии). Спустя всего несколько лет после начала работы, компания стала повсеместно известна, благодаря тому, что её мотоциклы были доступны разным слоям населения. Рекламный слоган фирмы — «Motorrad fur Jedermann» («мотоцикл для каждого») — был у всех на слуху!

Первый мотоцикл, разработанный Zundapp, а именно «Z 22», был официально запущен в 1921 году. Затем дебютировала модификация «Z 2G» с мотором мощностью 2,6 л.с. и двухступенчатой коробкой передач. Обе машины выпускались в течение двух лет.

1923 Zundapp Z 22 (211 сс; 2.25 hp)
1923 Zundapp Z 22 (211 сс; 2.25 hp)

Модель «Z 249» образца 1923 года почти без изменений повторяла ходовую часть от «Z 2G», но рабочий объем двигателя возрос до 249 куб. см, а коробка передач стала трехступенчатой.

Zundapp Z 249
Zundapp Z 249

На следующий год на поток становится модель «К 249» с цепным приводом заднего колеса («К» в названии от kette — “цепь”). Параллельно выпускалась модификация «К 211» (211 куб.см), с этого момента цифра в индексе модели обозначала округленный рабочий объем двигателя.

1924 Zundapp K 249
1924 Zundapp K 249

В 1925 году появляется принципиально новая машина «ЕМ 250» (249 куб. см, 4,5 л.с.), укомплектованная параллелограммной передней вилкой и барабанными тормозами обоих колес.

1928 Zundapp EM 250
1928 Zundapp EM 250

На базе этого мотоцикла впервые в истории фирмы был создан грузовой трицикл грузоподъемностью 200 кг. Оба задних колеса были подрессорены, а привод осуществлялся цепью на левое заднее колесо.

Позднее появились модели «Z 200» и «Z 300», которые были конструктивным продолжением «ЕМ 250».

Zundapp tricycle EM 250
Zundapp tricycle EM 250

С 1930 по 1932 год выпускалась серия S, но если модели «S 300» и «S 350» представляли собой усовершенствованные двухтактные версии машин предыдущего поколения, то мотоцикл Zundapp S 500 (499 куб.см, 18 л.с.) стал для фирмы эпохальным — впервые в программе появилась четырехтактная модель.

Спортивная версия «SS 500» развивала мощность 22 л.с.

Zundapp S 500
Zundapp S 500

В 1936 году в свет вышел первый мотоцикл новой серии KS (Kardan Sport) — «KS 500». Машина получилась весьма удачной, в рекламных проспектах она преподносилась как идеальный мотоцикл для автобанов. «KS 500» получил двухцилиндровый оппозитный верхнеклапанный двигатель (498 куб. см, 25 л.с.), что позволяло ему разгоняться до 140 км/ч.

Zundapp KS 500
Zundapp KS 500

К 1938 году Zundapp уже выпустил не менее чем 200 000 мотоциклами, большинство из них принадлежали серии К, которая появилась в 1933 году и отличалась разнообразием кубатур — от 200 куб. см до 800 куб. см.

Большая заслуга в появлении новых моделей принадлежала известному инженеру Рихарду Кюхену, которого взяли на должность главного конструктора в 1933 году. При его участии были созданы такие модели, как: двухтактные DB 175 Derby и «K 200», двухцилиндровые «К 400» (10 л.с.) и «К 500» (12,5 л.с.), четырехцилиндровые «К 600» (15 л.с.) и «К 800» (20 л.с.). Буква «К» в индексе обозначала привод заднего колеса вращающимся валом.

После начала Второй мировой войны Zundapp стал важным поставщиком мотоциклов для немецкой армии. Например, в 1940 году компания выпустила не менее 18 000 мотоциклов, получивших название KS750, и все они были адресованы немецким вооруженным силам.

Немецкие военные, в свою очередь, понимая, что вскоре потребуется большое количество мотоциклов, заключили крупные производственные контракты с двумя доминирующими немецкими мотопроизводителями той эпохи — BMW и Zundapp.

Zundapp KS 750
Zundapp KS 750

Zundapp KS 750 и его конкурент BMW R75 широко использовались Вермахтом в России и Северной Африке, хотя испытания показали, что Zundapp превосходит BMW по многим факторам. В августе 1942 г. обе компании по настоянию армии договорились о стандартизации деталей для своих машин, хотя это условие не всегда выполнялось.

Вот пять моделей Zundapp, которые использовались Вермахтом:

  • Zundapp DB200. Zundapp производил этот 200-кубовый одноцилиндровый двухтактный мотоцикл с 1935 по 1941 год. Вермахт использовал DB200 в основном для курьерских нужд. Его максимальная скорость составляла около 80 км/ч.
  • Zundapp K500W. Zundapp K500W был похож по конфигурации на другие немецкие двухцилиндровые мотоциклы. Он имел 16-сильный, 500-кубовый двигатель и 4-ступенчатую коробку передач. Максимальная скорость K500W составляла чуть более 96 км/ч. Производился мотоцикл с 1934 по 1938 год.
  • Zundapp KS600W. Zundapp KS600W был похож на K500W, с большим 600-кубовым двигателем. Его максимальная скорость составляла почти 145 км/ч. Производство осуществлялось с 1938 по 1941 год.
  • Zundapp K800W. Один из самых больших немецких мотоциклов. K800W имел очень интересную компоновку двигателя. 4-цилиндровый мотор с воздушным охлаждением, объемом 800 куб. см, выдавал 22 л.с. Однако, задние цилиндры, из-за более слабого воздушного потока, имели тенденцию к перегреву. Zundapp производил этот мотоцикл с 1934 по 1938 год.
  • Zundapp KS750. Эта машина была прямым конкурентом BMW R75. Как и R75, мотоцикл имел верхнеклапанный, двухцилиндровый двигатель и привод на колесо коляски.
Zundapp KS 750 from the "Motorworld by V. Sheyanov" collection
Zundapp KS 750, экспонат музея “Мотомир Вячеслава Шеянова”

В конце войны фабрика Zundapp была сильно повреждена в ходе бомбардировок, треть всех построек была уничтожена. Первые послевоенные годы были настолько тяжелыми, что компания была готова выпускать любую гражданскую продукцию, даже мукомольное оборудование, лишь бы остаться на плаву. Постепенно производство мотоциклов было восстановлено.

Zundapp factory
Завод Zundapp

Нельзя не упомянуть о последнем тяжелом мотоцикле компании, Zundapp KS 601, появившемся в 1951 году. Из-за лимонно-зеленой окраски и впечатляющего крутящего момента эту модель окрестили «Зеленым слоном». В период между 1951 и 1958 годами было произведено 5 680 экземпляров KS 601.

Отличные эксплуатационные характеристики мотоцикла обеспечили ему большую популярность на гоночной арене. Это не было случайным совпадением, так как двигатель, использованный в новой модели, был ничем иным, как усовершенствованным довоенным 28-сильным двигателем от KS 600.

Zundapp KS 601
Zundapp KS 601

Первоначально базировавшаяся в Нюрнберге, штаб-квартира компании в 1958 году переезжает в Мюнхен. Здесь было разработано несколько новых двухтактных моделей, за чем последовал окончательный отказ от четырехтактных двигателей.

В 60-е годы фирма Zundapp, подобно многим немецким предприятиям, сосредоточилась на малокубатурной технике — скутерах, мопедах и других видах транспорта, способных оказаться на тот момент привлекательными для немецкого рынка.

1959 Zundapp Bella
1959 Zundapp Bella

В 70-е годы компания все еще пыталась прорваться на рынок с новыми модификациями мотоциклов, созданных на базе спортивных машин, выпускавшихся для соревнований по мотокроссу и эндуро, но на фоне аналогичной продукции японских фирм, показатели этих моделей были более чем скромными.

Попытки противостоять конкурентам из Страны восходящего солнца терпели неудачу за неудачей, в результате чего компания Zundapp обанкротилась, и в 1984 году все заводское оборудование было продано в Китай.