Тема Второй Мировой Войны в современной Японии является крайне деликатной. Представьте себе психологию людей, в спины которых дул «божественный ветер», которые презирали саму Жизнь, проиграв в войне, остановленные атомной бомбой. В силу этого сведения по военной истории крайне скупы и по большей части донесены до людей специалистами из США и Англии.

В начале 30-ых годов правительство Японии (императорские вооруженные силы) приняло жесткие ограничения на импорт техники и запчастей, особенно в отношении оборонной (в Японии в ходу был термин «стратегической») промышленности. Была поставлена национальная задача развития собственного военно-промышленного комплекса (исторически Япония решала проблемы оснащения вооруженных сил импортированием целых систем вооружения). Сегмент перевозочных моторизированных средств «попросили» развивать компанию из г. Токио – Sankyo Seiyaku (Санкью Сейяки). (Данная компания существует до сих пор, производит фармацевтические препараты) В то время просьба военных была практически приказом, и императорские вооруженные силы стали обладателем национальной версии, состоявшей целиком из частей местного производства, 1200-кубового нижнеклапанного мотоцикла Harley-Davidson, который явился основой многочисленных модификаций, широко использовавшихся военными вплоть до окончания войны.

В 1932 г. компания Sankyo Seiyaku направила своего представителя в г. Милуоки для приобретения лицензии и завода по производству 1200-кубового мотоцикла серии VL. В США в то время бушевал экономический кризис и стоявшая на грани банкротства компания Harley-Davidson Motors Co. приняла предложение.

В 1933 г. оборудование завода было разобрано и отправлено в Японию, где было смонтировано заново в г. Кита-Шинагава недалеко от г. Токио. Здесь до сих пор компания Sankyo Seiyaku производит фармацевтические препараты. Денежные средства на землю, завод и заработную плату для 100 рабочих были выделены императорскими вооруженными силами, а сделка проведена через дочернюю компанию-посредника, которая была зарегистрирована в г. Токио. Несколько технических специалистов компании Harley-Davidson Motors Co. поехали в Японию с целью запустить завод и наладить производство. Harley-Davidson Motors Co. предоставила все необходимое технологическое оборудование, первоначальную партию деталей и технологические карты производства полного цикла (отметим, что было освоено также производство двигателей). Лицензия, которую оплатила компания Sankyo Seiyaku, была на 4 года.

Местное производство было запущено, и, вскоре, мотоциклы стали продаваться как японские, они получили марку «Rikuo» – «Король дорог», что делало их более похожими на местные мотоциклы. Rikuo пользовался таким успехом, что в 1936 году было решено изменить название дочерней компании Sankyo Seiyaku на Rikuo Nainenki KK (Rikuo Internal Engine Co., Inc.).

Параллельно с успешным освоением производства в Rikuo Nainenki KK незамедлительно была разработана специальная военная версия на основе базовой 1200-кубовой модели мотоцикла, оснащенная боковым прицепом (располагавшимся слева) с приводом на колесо коляски. Это было сделано с учетом специфических илистых почв основного театра военных действий в Китае и Манчжурии, где, начиная с 1933 г., японцы начали военную экспансию. Мотоцикл для армии известен под названием Rikuo Type 97. Он стал основным мотоперевозочным средством для армии Японской Империи и с небольшими нюансами (например, разные версии отличались длиной колесной базы и навесным оборудованием) производился несколькими местными компаниями до конца Второй Мировой Войны. Среди таковых отметилась даже компания Orient (нынешняя Мазда). Разные источники сходятся на примерной цифре в 18 000 штук суммарного производства этого мотоцикла.

Вернемся по хронологии в 1936 год. В это время у японцев закончилась лицензия, выданная в 1932 г. и компания Harley-Davidson предложила купить лицензию на сборку новых мотоциклов серии EL Knucklehead (наклхэд, в переводе – суставчатая голова), данное название было обусловлено своеобразной формой верхних крышек. Дочерняя компания Rikuo Nainenki KK отказалась от предложения, видимо полагая, что «от добра добра не ищут». Обратим внимание, что к тому времени японцы оккупировали Манчжурию и значительную часть Китая, и порядки, устанавливаемые там, нынешними китайскими источниками все чаще классифицируются как геноцид. Напомним, теория ведения войн в те времена исключительное значение предавала маневренности войск, обеспечиваемой степенью их моторизации. Позднее практика блестяще подтвердила теорию в блицкригах Вермахта. Главным же перевозочным средством был мотоцикл с коляской. Таким образом, сотрудничество между Harley-Davidson и Rikuo Nainenki KK, в «переложении» на современные реалии выглядит так, как если бы прямо сейчас Россия предложила Ирану лицензию на тяжелый истребитель «СУ-30» «МКИ». Вот бы выросла цена на нефть, в случае эффективного перекрытия Ормудзского пролива с сопутствующим уничтожением парочки авианосных групп в районе Персидского залива.

Ниже приводится перевод комментариев военного историка из США тогдашней ситуации с фактической передачей значимых военных технологий армии страны-агрессора:

«Решение Harley-Davidson продать завод Японии в 1932 г., хотя через год Япония начала вторжение в Манчжурию, не рассматривалось тогда особенно противоречивым. Sankyo Seiyaku не была военной компанией и тот факт, что денежные средства выделялись императорской вооруженными силами компания не раскрывала. Также, сделка была проведена через компанию-посредника, таким образом, нет информации о том, что военные или Harley-Davidson напрямую спонсировали Sankyo Seiyaku. Мотоцикл с 1200-кубовым двигателем пользовался успехом, как у военных, так и у гражданских, как в Японии, так и в Манчжурии и использовался в Японской империи до 1945 года. В настоящее время Sankyo Seiyaku отказывается комментировать данную тему, но я читал их публикации тех лет, которые можно найти в большинстве библиотек исследовательских университетов. Они не гордятся данным эпизодом, особенно продажей машин в оккупированные районы, поэтому и умалчивают эти факты. Что касается исследований, то я не думаю, что эти эпизоды настолько выдающиеся, что их необходимо изучать».

В 1947 году компания возобновила изготовление 750-кубовой версии мотоцикла, но в разоренной стране спрос на довольно дорогие мотоциклы оказался мизерным, и в 1949 году производство было остановлено. Права на марку и технологическое оборудование приобрела авиационная фирма Showa Koukuke (Шова Коукуке), и в 1951 году было возобновлено изготовление двух моделей: R (746 см3, 15 л.с.) и VFD (1207 см3, 30 л.с.). В техническом отношении они ничем не отличались от довоенных Harley-Davidson: двухцилиндровые, V-образные, нижнеклапанные двигатели, трехступенчатые коробки передач в отдельном блоке, рычажно-параллелограммные передние вилки, жесткая подвеска заднего колеса. Неожиданно эти машины нашли ярых приверженцев не только в лице японских полицейских, но и в лице американцев из оккупационного корпуса, которые воспринимали эти мотоциклы «как родные».

В 1953 году компания запустила в производство под индексом RQ значительно усовершенствованный вариант 750-кубовой модели. Она получила форсированный до 22 л.с. двигатель и телескопическую переднюю вилку (при сохранении жесткой задней подвески). Параллельно фирма выпустила модель «А», созданную под явным влиянием немецких BMW: одноцилиндровый, верхнеклапанный двигатель (345 см3, 16 л.с), установленный продольно в дуплексной раме, четырехступенчатая коробка передач, телескопическая вилка спереди и маятниковая подвеска сзади, передача на заднее колесо карданным валом. Позже, в 1958 году, появился 247-кубовый вариант этой машины с индексом FB. Тогда же стали ставить четырехступенчатую коробку передач на 750-кубовый мотоцикл (модель RT-II). В 1960 году была создана экспериментальная модель «RХ» с верхнеклапанным, двухцилиндровым мотором (747 см3) и маятниковой подвеской заднего колеса. Но крохотные масштабы производства уже не оправдывали затрат на освоение этой машины, и в 1962 году марка Rikuo сошла со сцены.