Фирма Puch является крупнейшим и старейшим изготовителем мотоциклов в Австрии. Началась ее история в 1890 году, когда Johann Puch (Йоханн Пух) основал в г.Грац собственную велосипедную фабрику. В 1898 году на ней был создан первый двухцилиндровый оппозитный мотор, у которого впускные клапаны были автоматическими, а выпускные приводились от распределительного вала, лежавшего в центре блока, длинными коромыслами, шедшими вдоль цилиндров. Предназначался этот силовой агрегат для автомобилей и трициклов, но в серию не пошел.

Первый мотоцикл Puch А дебютировал в 1903 году. Эта машина имела специально разработанное шасси с открытой рамой, куда двигатель входил составным элементом. При этом, если большинство подобных конструкций имели крепление мотора в обхват картера, то у Puch нижняя труба рамы с двух сторон подходила к цилиндру и соединялась с мотором в местах крепления цилиндра к картеру.

Такая схема оставляла картер без защиты в случае наезда на препятствие. Система зажигания была батарейной, заднее колесо приводилось ремнем. Мотор с автоматическим впускным клапаном (254 см3, 2,25 л.с.) оснащался карбюратором распылительного типа.

Уже в следующем году на рынке появилась модификация мощностью 2,75 л.с., с механическим приводом впускного клапана и магнето в системе зажигания. Строилась и версия с автоматическим впускным клапаном. Мотоцикл в обеих модификациях был довольно популярным и продавался как в одиночном варианте, так и с боковыми колясками. Пассажирская коляска представляла собой большое плетеное из лозы кресло, а грузовая была обычным ящиком с крышкой, ставившимся на пружины, крепившиеся к раме коляски.

В 1905 году мотоциклы Puch полностью обновились. Новая усиленная рама, как и прежде, соединялась с мотором в верхней части картера. Для большей жесткости в нее были введены две вертикальные траверсы, шедшие с двух сторон цилиндра. Появившийся тогда же V-образный двухцилиндровый мотор, чтобы вписаться в эту ходовую часть, получил один вертикальный цилиндр, второй же был наклонен вперед. Такой мотор (610 см3, 4 л.с.) оснащался автоматическими впускными клапанами.

Одноцилиндровые двигатели предлагались в двух версиях (353 см3, 3 л.с. и 587 см3, 3,5 л.с.). Все мотоциклы Puch того времени получили передачу на заднее колесо широким плоским кожаным ремнем. Имелся и дополнительный педальный привод велосипедного типа.

В 1906 году появилась новая двухцилиндровая версия мотоцикла, названная 5/6 НР. Рама была специально рассчитана под «обычный» V-образный двухцилиндровый двигатель с автоматическими впускными клапанами. Этот тяжелый мотоцикл использовался главным образом с боковыми колясками различных типов. Для удобства эксплуатации на мотоцикл по заказу можно было установить вентилятор системы принудительного охлаждения двигателя и планетарную двухступенчатую коробку передач в ступицу заднего колеса.

В 1908 году бестселлером производственной программы компании Puch стал мотовелосипед Kolibri. Небольшой мотор мощностью всего 2 л.с. устанавливался в велосипедную раму над педальным узлом. По заказу можно было приобрести вариант с рычажной передней вилкой.

Специальные мотоциклы Puch с V-образными моторами рабочим объемом 700 и 990 см3 готовились для различных гонок. На двигателях применялся газораспределительный механизм с механическим приводом всех клапанов. Эти мотоциклы регулярно привозили своих гонщиков к победам.

В 1912 году специально для английской гонки на мотоциклах Tourist Trophy был подготовлен мотоцикл Puch с одноцилиндровым верхнеклапанным двигателем. Лишь начавшаяся Первая мировая война не позволила довести этот мотор до конкурентоспособного состояния. Из-за войны в 1916 году было свернуто и серийное производство мотоциклов.

Вновь работа по подготовке мотопроизводства возобновилась в 1922 году, когда на фирму Puch был приглашен работать инженер Giovanni Marcellino, который взялся за создание нового двухтактного двигателя по патенту Garelli – с двумя поршнями и единой камерой сгорания. С 1923 года в серию пошла модель LM, внешне напоминавшая мотовелосипед, но не имевшая педального привода.

Двухпоршневой мотор (122,2 см3, 4,6 л.с.) с наклоненным вперед сдвоенным цилиндром и двухступенчатой коробкой передач в едином блоке располагался в нижней части рамы. Привод заднего колеса был цепным, моторная передача осуществлялась шестернями. За характерную форму цилиндрического бензобака машина, предлагавшаяся в дамском и мужском исполнениях, сразу же получила неофициальное прозвище Puch-Zeppelin в честь знаменитых дирижаблей.

С 1925 года программу дополнила аналогичная версия Puch 175 (175 см3, 3,5 л.с.), а с 1926 года – вариант Puch 220 (223 см3, 4,5 л.с.). Бензобак этих мотоциклов одним из первых в мире получил седловидную каплеобразную форму, а цилиндр двигателя уже располагался вертикально. С 1928 года в серию пошла модель с 500-кубовым нижнеклапанным мотором JAP, но строилась она чуть более года.

В 1929 году бригадой инженеров под руководством Marcellino был подготовлен к серийному производству совершенно новый мотоцикл класса 250 см3. Силовой агрегат машины оказался совершенно ни на что не похож, поскольку два цилиндра с общей камерой сгорания располагались теперь не вдоль, а поперек рамы. Коленчатый вал, наоборот, поместился продольно.

На его передней цапфе располагался генератор, а на задней крепилась косозубая шестерня, с помощью которой крутящий момент передавался на поперечные валы коробки передач. Оба поршня соединялись с единственным вильчатым шатуном, причем если в одном поршневой палец был круглым, то вторая головка шатуна имела две лыски. Поршневой палец с такими же лысками хоть и не проворачивался в головке шатуна, но мог слегка перемещаться вдоль лысок.

Трудно сказать, что подсказало создателям мотоцикла именно такую компоновку, но она оказалась на редкость удачной. Мало того, цепная передача приводила не только заднее колесо, но и сцепление, которое размещалось в задней ступице. Машина оказалась на редкость удачной и строилась до 1942 года. За это время ее мощность поднялась с б до 10,5 л.с.

На базе этого мотора был сделан аналогичный двухцилиндровый вариант (496 см3, 14 л.с.), представлявший собой два двухпоршневых цилиндра, расположенных один за другим. Эта машина, также оснащенная сцеплением в задней ступице, строилась с 1931 по 1938 год, последние версии получили четырехступенчатую коробку передач.

Самым известным довоенным мотоциклом фирмы Puch и флагманом ее модельной программы стала в 1936 году версия P800, которая отличалась четырехцилиндровым нижнеклапанным оппозитным двигателем (792 см3, 20 л.с.) и четырехступенчатой коробкой передач. Сцепление по-прежнему располагалось в задней ступице. Машина поступала в армию и полицию, но оказалась очень сложной и дорогой – всего было изготовлено лишь 550 штук.

Модель «200» (198 см3, 6 л.с.), появившаяся в 1937 году, в отличие от других мотоциклов компании Puch комплектовалась дуплексной штампованной рамой и однодисковым сцеплением между мотором и коробкой передач. Последними же довоенными мотоциклами Puch стали одноцилиндровый мотовелосипед Styriette (60,3 см3, 1,3 л.с.) и модель 350 GS (349 см3, 14 л.с.), получившая пружинную подвеску заднего колеса. Эта машина, предназначавшаяся для кроссовых соревнований, после оккупации Австрии поставлялась в немецкую армию.

Послевоенные мотоциклы Puch, сохранив двухпоршневую схему, значительно утратили индивидуальность конструкции. Переработанный блок-мотор включал в себя мотор с двумя раздельными шатунами, многодисковое сцепление и четырехступенчатую коробку передач.

Мотоциклы с такими силовыми агрегатами рабочим объемом 125, 150, 175 и 250 см3 строились в разнообразнейших версиях, получив в середине 50-х годов красивую капотированную раму и глубокие крылья. С 1952 по 1968 год строились также мотороллеры Puch с однопоршневыми моторами рабочим объемом 121 и 147 см3.

Начиная с середины 60-х годов, интересы предприятия сместились в сторону внедорожных мотоциклов, а затем и разнообразнейшей 50-кубовой техники. В этом секторе марка Puch продержалась до 1987 года, когда вошла в состав концерна Piaggio.