Ariel

Истоки марки «Ариэль» (Ariel) восходят к 1870 году, когда Джеймс Старли (James Starley) и Уильям Хиллман (William Hillman) запатентовали велосипедное колесо с тангентными проволочными спицами. Вскоре они начали производство первых в Англии цельнометаллических велосипедов, назвав их Ariel («Дух воздуха»).

В 1897 году компания объединилась с фирмой «Вествуд Мэньюфэкчуринг Компани» (Westwood Manufacturing Company). Новообразованный концерн «Сайкл Компонентс Лимитед» (Cycle Components Ltd.) выпускал не только велосипеды марки Ariel, но и комплектующие для многих велосипедных заводов Великобритании.

Первый трицикл Ariel

Первый трицикл Ariel

В 1898 году дебютировал первый трицикл Ariel, в 1900 впервые был представлен квадроцикл британского предприятия, а уже в 1902 году Старли и Хиллман изготовили свой первый двухколёсный мотоцикл, на который устанавливался двигатель «Кэрри» (Kerry). Уже к 1910 году предприятие разработало несколько революционных на то время моделей мотоциклов, а после 1910 началось производство двигателей объёмом в 350 и 500 куб. см по лицензии компании «Уайт энд Паппи» (White and Poppy).

квадроцикл Ariel

квадроцикл Ariel

В 1914 году компания представила общественности сразу несколько интересных моделей, среди которых самое пристальное внимание мотолюбителей привлекла модель «Ариэлетт» (Arielette), оборудованная 350-кубовым силовым агрегатом собственного производства. Кроме того, дебютировал и куда более мощный мотоцикл, на который устанавливался двухцилиндровый V-образный мотор объёмом 663 куб. см.

Ariel Arielette

Ariel Arielette

Первая мировая война отрицательно сказалась на успехах компании, которая с началом боевых действий стала испытывать финансовые затруднения. Некоторое время мотоциклы Ariel, оснащённые 500-кубовыми двигателями, переправлялись на территорию современного Ирака, где они использовались американской армией. А после окончания боевых действий предприятие продолжило работу над гражданскими мотоциклами. Однако покупательская способность граждан значительно упала, в связи с чем, спрос на мотоциклы компании Ariel мгновенно снизился.

К спасению предприятия приложили свои усилия опытный и умелый руководитель Джек Сэнгстер (Jack Sangster), а также талантливый конструктор Валентайн Пейдж (Valentine Paige), которые пришли в компанию в середине 20-х годов ХХ века.

Ariel Model D 500

Ariel Model D 500

Новые 250- и 500-кубовые мотоциклы компании Ariel оказались настолько новаторскими, что производились с 1926 года вплоть до середины 50-х. А уже в 1930 году дебютировала новая линейка мотоциклов новой конструкции, которая оборудовалась одноцилиндровыми двигателями объёмом в 557, 497 и 249 куб. см.

Ariel 4F5 - Square Four 500

Ariel 4F5 – Square Four 500

В начале десятилетия Валентайн Пейдж покидает компанию и уходит работать в «Триумф» (Triumph), а должность главного конструктора Ariel занял ещё один талантливый молодой человек по имени Эдвард Тёрнер (Edward Turner). Именно ему принадлежит проект нового мотоцикла «Скуэар Фор» (Square Four), который дебютировал в 250-кубовом исполнении на Лондонской выставке 1930 года, и вскоре после этого получил новый 24-сильный агрегат объёмом 598 куб. см.

Эдвард Тёрнер

Эдвард Тёрнер

Стоит отдельно отметить модельный ряд под названием «Рэд Хантер» (Red Hunter). Эти мотоциклы отличались не только самой современной компоновкой, но и ярким, смелым дизайном. Одиночные мотоциклы Ariel Red Hunter были представлены на внедорожных соревнованиях и неплохо справились с поставленной задачей, открыв тем самым для компании новый рынок сбыта и увеличив её прибыль в несколько раз.

Ariel Red Hunter 500

Ariel Red Hunter 500

В середине 30-х годов Эдвард Тёрнер существенно обновил двигатель для мотоцикла Square Four, который представлял из себя 1-литровый мотор, обладавший мощностью в 38 л.с. и позволявший мотоциклу развить скорость до 160 км/ч. А уже в 1936 году владелец компании Ariel, Джек Сэнгстер, стал собственником мотоциклетного отделения ещё одной известной английской марки Triumph, куда и был переведён Эдвард Тёрнер.

Ariel W/NG

Ariel W/NG

Мотоцикл Ariel W/NG – пожалуй, единственная модель, которой компания уделяла огромное внимание в военные годы. Этот армейский мотоцикл оборудовался 346-кубовым двигателем, имел усиленную раму, увеличенный дорожный просвет и был практически идеален для эксплуатации в условиях сильно пересечённой местности.

Ariel W/NG

Ariel W/NG

Сразу же после окончания Второй мировой войны на рынок поступили гражданские модели мотоциклов марки Ariel: 22-сильная 500-кубовая модель VG, а также 15-сильная 600-кубовая VB.
В те же годы была презентована ещё одна модификация Square Four, которая теперь получила двигатель мощностью 36 л.с. при рабочем объёме в 997 куб. см.

Реклама Ariel Sq 4

Реклама Ariel Sq 4

В 1944 концерн BSA, крупнейшая мега-корпорация с огромными связями и ресурсами, становится собственником марки Ariel. Когда дым войны рассеялся и рабочие осознали, что «власть поменялась», они даже пытались устроить забастовку, но совсем скоро все разногласия были улажены. Послевоенная линейка мотоциклов Ariel была довольно впечатляющей, да и в целом бизнес шёл хорошо.

Ariel Square Four из коллекции «Мотомир Вячеслава Шеянова»

Ariel Square Four из коллекции «Мотомир Вячеслава Шеянова»

В 1947 году началось серийное производства мотоцикла модели KH, на которую устанавливался 26-сильный двигатель объёмом в 499 куб. см. Также дебютировала и новая версия мотоцикла Square Four, который стал гораздо быстрее за счёт уменьшения веса двигателя на целых 15 кг. В 1953 году мотоцикл получил ещё более модернизированный мотор, мощность которого составила уже 42 л.с.

Ariel FH Huntmaster

Ariel FH Huntmaster

В 1954 году Ariel выпустила модель «650 Huntmaster», двигатель которого базировался на BSA 650 A10, с которым у нее было много схожих деталей, а также небольшую четырехтактную машину Ariel Colt объемом 200 куб. см. Модель Ariel LH Colt была построена в 1954-1959 гг. и по сути являлась копией модели BSA C11G.

В середине 50-х уровень продаж мотоциклов компании Ariel значительно упал. Руководство предприятия приняло решение разработать мотоцикл нового поколения, который будет уникальным в своём роде. За воплощение этой идеи взялся вернувшийся в компанию Валентайн Пейдж, который в 1958 году создал великолепную модель «Ариэль Лидер» (Ariel Leader). Мотоцикл действительно получился неповторимым как своей конструкцией, так и дизайном. Правда комплектовался он далеко не идеальным двухтактным двигателем – его мощность составляла всего 16 л.с. при объёме 247 куб. см.

Ariel Leader

Ariel Leader

На территории Великобритании мотоцикл пользовался достаточно высоким спросом, а вот с экспортной точки зрения модель Leader совершенно не удалась. Компания тут же принялась за разработку разного рода модификаций этого мотоцикла, но, увы, эта мера не помогла завоевать зарубежные рынки.

Ariel Arrow 250

Ariel Arrow 250

Высокая популярность дешёвых двухтактников привела в 1959 году к решению концерна Ariel/BSA полностью остановить производство дорогих и уже порядком устаревших четырёхтактных моделей под маркой Ariel.

В период с 1960 по 1962 годы в свет вышли: облегчённая «Эрроу» (Arrow) и более тяговитая «Спорт Эрроу» (Sport Arrow) мощностью 20 л.с. К сожалению, ни одна из этих моделей не позволила компании Ariel сократить убытки.

Ariel Pixie 50

Ariel Pixie 50

В 1963 году фабрика в Selly Oak была закрыта, производство переехало в Small Heath. Тогда же была представлена 50-кубовая модель Ariel Pixie. Изначально этот мотоцикл разрабатывался под четырёхтактный двигатель, но BSA настояла на использовании в нём своего двухтактного мотора, да ещё и с уменьшенным с 75 до 50 куб. см рабочим объёмом.

В результате модель, имевшая потенциал стать аналогом Honda Cub с миллионными тиражами производства, превратилась в ещё один финансовый провал, совершенно не востребованный рынком. К 1967 году фабрика Ariel закрылась.

Honda Super Cub

Honda Super Cub

Последней моделью под легендарным брендом стал Ariel 3, трёхколёсный мопед с шарниром между рамой и задним блоком двигатель-колёса (только через 11 лет этот патент был использован при производстве Honda Gyro). Он производился компанией BSA и продвигался под слоганом «Вот он, чем бы он ни был!». Но публика так и не поняла, «что это было»…

Ariel 3

Ariel 3

Этот неудачный маркетинговый шаг стал последним звеном в череде неудач компании Ariel/BSA, и в 1972 году производство BSA тоже остановилось.