Статья о производителе мотоциклов Brough Superior

In Статьи by Мотомир Вячеслава ШеяноваLeave a Comment

Джордж Браф (George Brough) был человеком, который более всего на свете любил мотоциклы и к тому же обладал незаурядным талантом бизнесмена. Он всегда очень точно угадывал прихоти высших слоев британского общества, а потому его, казалось бы, узконаправленный, нишевый, но весьма дорогой товар всегда находил своего покупателя.

Джордж Браф (George Brough)

Джордж Браф (George Brough)

В начале своей карьеры амбициозный Джордж решил сразу «зайти с козырей» и создать мотоциклетный эквивалент Роллс-Ройса, и тем самым завоевать признание элитной клиентуры. Благо опыта у него хватало: с юных лет отец Джорджа, Уильям Э. Браф, обучал его мотоциклетному делу.

 
Джордж не только разбирался во всех тонкостях производства, но, еще будучи школьником, уже участвовал в соревнованиях, где завоевал не одну золотую медаль и снискал широкую известность в мотоциклетных сообществах.

Мотоцикл Brough (не Superior)

Мотоцикл Brough (не Superior)

Со временем взгляды отца и сына на бизнес стратегию и дизайн мотоциклов стали разниться, возникало все больше противоречий и споров. Уильям был сторонником использования плоских баков и горизонтально расположенных двухцилиндровых двигателей, а Джордж жаждал усовершенствования и был готов к внедрению новых V-образных двухцилиндровых двигателей большего объема. По сути Джордж хотел создать некое элитное подобие мотоциклов Harley-Davidson и Indian, а Уильяма вполне устраивал средний сегмент рынка и он не особо стремился к модернизации. Совсем скоро стало очевидно, что Джордж не сможет больше работать в тени своего отца.

Уильям Э. Браф (William E Brough)

Уильям Э. Браф (William E Brough)

Крупная ссора, которая произошла между ними в 1919 году, «расставила все точки над i»: Джордж не только принимает решение оставить семейный бизнес, но и хочет превзойти родного отца, став его главным конкурентом. Это намерение было полностью отражено в названии его нового мотоцикла – «Браф Превосходный».

Несмотря на соперничество, отец выделил Джорджу полагающуюся ему долю от семейного бизнеса (1000 фунтов стерлингов), и тот вложил их в покупку участка земли на Гайдн-роуд в Ноттингеме, чтобы открыть там собственную мастерскую.

Джордж Браф (крайний слева)

Джордж Браф (крайний слева)

Первый Brough Superior, изготовленный вручную, вышел в свет в 1919 году и сразу же стал иконой стиля и предметом вожделения многих представителей лондонского высшего общества. Дизайн мотоцикла оказался настолько удачным, что оставался практически без изменений на протяжении 20 лет.

Богатый профессиональный опыт и обширные познания в сфере мотоциклостроения позволяли Джорджу Брафу создавать уникальный продукт, задавать модные направления, а не следовать им, и оставлять всех конкурентов далеко позади. Проще говоря, он знал о мотоциклах все и проектировал такие машины, на которых хотел бы ездить сам, поэтому творения его были безупречны!

Мотоцикл Mark I

Мотоцикл Mark I

Самые первые модели, к которым можно отнести Mark I (OHV), Mark II Standard, Mark II Sports, оснащались V-образными 986-кубовыми верхнеклапанными двигателями «ДжАП» (J.A.P.), карбюраторами Amac и магнето ML. Иногда в дело шли V-образные двухклапанные двигатели от компании Barr & Stroud с рабочим объемом 999 куб. см и швейцарские моторы «МАГ» (MAG) объемом 733 куб. cм или 993 куб. cм. Также использовалась трехступенчатая коробка передач «Стёрми-Арчер» (Sturmey-Archer) и передняя вилка «Монтгомери» (Montgomery).

Джордж Браф со своей мамой

Джордж Браф со своей мамой

Одним словом, Джордж Браф в своих мотоциклах часто использовал компоненты других производителей, как, кстати, и большинство его конкурентов с более бюджетными машинами. Чем же тогда он оправдывал высокую цену своих мотоциклов (стоимость новенького Brough Superior была сопоставима со стоимостью небольшого загородного дома!), как он реализовал идею о том, что его мотоциклы действительно «превосходные»?

Дело в том, что Джордж был искусным маркетологом и привлек внимание покупателей тем фактом, что собирал свои мотоциклы дважды! Первая сборка –  для проверки того, что все детали подогнаны идеально, затем машину разбирали, осуществляли покраску, собирали снова и только после этого отправляли на испытания. Получалось, что «превосходство» этих мотоциклов было в беспрецедентном контроле качества и совершенстве исполнения.

Brough Superior SS80

Brough Superior SS80 представленный в коллекции музея “Мотомир Вячеслава Шеянова”

В 1922 году производственную программу дополнили две новые модели – «SS80» с нижнеклапанным двухцилиндровым 986-кубовым двигателем «ДжАП» и с двухцилиндровым 732-кубовым мотором «МАГ», который оснащался устаревшим газораспределительным механизмом типа «клапан над клапаном». Возможно, именно поэтому вторая машина исчезла из модельной гаммы уже в следующем году, первая же оказалась настолько удачной, что оставалась самой популярной среди всей продукции фирмы. Мотоцикл выпускался в двух версиях: стандартной и версии «Люкс» («De Luxe»). De Luxe SS80 отличался задней подвеской, которая по концепции своей была похожа на ту, что использовалась на мотоциклах «Винсент» (Vincent) с 1927 года.

Джордж Браф (George Brough)

Джордж Браф (George Brough)

В 1922 г. Джордж, на специально подготовленной версии Brough Superior SS80, прошел круг на знаменитой трассе «Бруклэндс» (Brooklands) со средней скоростью более 100 миль/ч, тем самым поставив рекорд скорости для нижнеклапанных мотоциклов.

 

Очевидно, что спортивные достижения во многом способствовали поддержанию легендарного имиджа марки. Надо сказать, что сам Джордж довольно щепетильно относился к каждому появлению своих мотоциклов перед публикой и его стандарты подготовки машины к гонке были крайне высоки. Все его мотоциклы неизменно сияли от тщательнейшей полировки, причем настолько сильно, что впервые увидев Brough Superior SS80, публика сразу же дала ему прозвище «Плюнь и разотри» («Spit and Polish»).

Герберт «Берт» ле Вак

Герберт «Берт» ле Вак

Непобедимый мотогонщик 20-х годов, Герберт «Берт» ле Вак (Herbert ‘Bert’ le Vack), тоже приложил руку к популяризации мотоциклов Brough Superior. В 1924 году на специально подготовленной 1000-кубовой верхнеклапанной машине он установил абсолютный рекорд скорости для мотоциклов – 191,59 км/ч. Также при участии Герберта была спроектирована новая рама замкнутого типа (дуплексная рама), которая отличалась повышенной прочностью и надежностью.

Именно эта рама стала частью конструкции самой знаменитой модели в истории компании – «SS100» – которая дебютировала в ноябре 1924 года. Цифры в ее наименовании означали, что она способна развивать скорость 100 миль в час (160,9 км/ч). В доказательство каждый мотоцикл снабжался специальным сертификатом, подтверждающим, что эта скорость была достигнута во время испытаний.

В качестве силового агрегата был использован двухцилиндровый V-образный верхнеклапанный двигатель «ДжАП» рабочим объемом 990 куб. см. Максимальная мощность двигателя, по современной оценке, составляла 45 л.с. при 4800 об/мин (компания Brough Superior, как и Rolls Royce, никогда не сообщала официальные данные о мощности моторов своих мотоциклов).

В создании этого двигателя, который получил название «Супер Биг Твин» («Super Big Twin»), принимали участие сразу три великих человека: сам Джордж Браф, уже знакомый нам гонщик Герберт ле Вак и знаменитый конструктор двигателей Валентайн «Вэл» Пейдж (Valentine «Val» Page). Новый двигатель стал настоящим визуальным воплощением идеала и сердцем самой быстрой машины того времени!

Вместо параллелограммной вилки, применявшейся на ранних моделях, мотоцикл «SS100» получил характерную рычажную вилку типа «Касл» (Castle), явно скопи­рованную с мотоциклов «Хар­лей-Дэвидсон». Впоследствии такая передняя вилка стала применяться на всех моделях компании.

С 1927 года «SS100» выпускался также в специальной туристской модификации «Алпайн Гранд Спорт» (Alpine Grand Sport), оснащавшейся полным комплектом электрического освещения и багажными сумками, а также в модификации «Pendine», названной в честь семимильного пляжа «Пендин Сэндс» (Pendine Sands) с твердой и идеально ровной поверхностью, который использовался в качестве трека для скоростных испытаний мотоциклов.

Бытует мнение, что не существует двух одинаковых мотоциклов Brough Superior, так как каждая машина изготавливалась по индивидуальному заказу и даже с учетом физиологических особенностей будущего владельца.

«SS100» Pendine

«SS100» Pendine

На осенней выставке 1927 года компания представила более «скромные» модели, на которых стояли двухцилиндровые V-образные двигатели «ДжАП» небольшого рабочего объема – верхнеклапанный 680-кубовый и нижнеклапанный 750-кубовый. Зато настоящим прорывом оказался экспериментальный мотоцикл с четырехцилиндровым V-образным верхнеклапанным 994-кубовым двигателем воздушного охлаждения!

Двигатель располагался в дуплексной раме продольно (то есть ось коленвала совпадала с направлением движения мотоцикла), крутящий момент передавался цепью на заднее колесо через четырехступенчатую коробку передач. В следующем году компания представила еще один экспериментальный четырехцилиндровый мотоцикл – на этот раз с рядным 816-кубовым нижнеклапанным двигателем воздушного охлаждения, также установленным продольно.

В конце 20-х годов Джордж Браф начал экспериментировать с «мягкими» подвесками заднего колеса. Его выбор пал на конструкцию по патенту Бентли и Дрэпера (Bentley & Draper) – пространственный треугольник заднего маятника и пружинный элемент под седлом. С 1928 года эта подвеска по заказу устанавливалась на модель «SS100» и ее модификации.

В 1930 году дебютировала самая маленькая модель компании «Оверхэд 500» (Overhead 500) с 500-кубовым двухцилиндровым V-образным верхнеклапанным двигателем «ДжАП». Проигрывая по динамике лучшим одноцилиндровым «пятисоткам» той поры и превосходя их в цене, машина не имела никаких шансов на успех: за два года производства было продано всего девять таких мотоциклов.

Brough Superior 500 cc

Brough Superior 500 cc

На осеннем мотосалоне 1931 года компания представила очередной четырехцилиндровый мотоцикл. На этот раз решили не проектировать собственную силовую установку: рядный нижнеклапанный 800-кубовый двигатель жидкостного охлаждения и трехступенчатую коробку передач (с передачей заднего хода!) взяли, слегка модифицировав, от автомобиля «Остин Севен» (Austin Seven). Двигатель располагался в раме продольно.

1931 Austin Seven

1931 Austin Seven

Поскольку мотоцикл был предназначен исключительно для эксплуатации с боковой коляской, то конструкторы решились на установку сдвоенных задних колес, между которыми размещались карданный вал и главная передача. Фактически такой мотоцикл был не легче «Остина», равен ему по динамике и значительно дороже, но все же как-то удалось продать десяток этих монстров.

В 1933 году началось производство модели «11-50 Спешл» (11-50 Special) с двухцилиндровым V-образным нижнеклапанным двигателем рабочим объемом 1096 куб. см.

 

Эта машина, предназначенная прежде всего для эксплуатации с боковой коляской, была особенно любима британскими полицейскими.

Brough Superior 11-50 представленный в коллекции музея “Мотомир Вячеслава Шеянова”

В 1935 году Brough Superior SS100 перешел на новый 1000-кубовый V-образный двигатель Matchless с четырехступенчатой ​​коробкой передач Norton, но в остальном мотоцикл все еще оставался верным оригинальному дизайну 1924 года. Hа версию «11-50 Спешл» устанавливался 1150-кубовый мотор. С 1938 года на всю продукцию по заказу устанавливалась свечная подвеска заднего колеса.

На лондонской выставке 1938 года Джордж Браф представил свою последнюю мотоциклетную конструкцию – экспериментальный «Голден Дрим» (Golden Dream) с четырехцилиндровым 1000-кубовым верхнеклапанным мотором, состоявшим фактически из двух поставленных друг на друга двухцилиндровых «оппозитов», соединенных шестеренной передачей. Крутящий момент передавался на заднее колесо через четырехступенчатую коробку, карданный вал и червячную главную передачу. Дуплексная трубчатая рама соединялась с традиционной вилкой «Касл» спереди, заднее колесо было закреплено в свечной подвеске.

Brough Superior Golden Dream

Brough Superior Golden Dream

Эта машина была финальной попыткой Брафа создать очередной безупречный мотоцикл, но последующие испытания выявили множество «детских болезней», которые так и не были устранены, вплоть до начала Второй мировой войны.

Brough Superior Golden Dream

Brough Superior Golden Dream

В сентябре 1939 года компания свернула производство мотоциклов и занялась изготовлением точного оборудования для авиационной промышленности. Этой отрасли производства она осталась верна и после войны, а мотоциклы Brough Superior стали одной из величайших легенд мотоциклетной истории.