Zundapp KS600, 1941


Мотомириада №59

Говорят, от судьбы не уйдёшь. Компания, выпускавшая мотоциклы Zűndapp, была основана в 1917 году для производства военного снаряжения, о чём недвусмысленно говорит её первоначальное название Zűnder und Apparatebau GmbH («Компания по производству взрывателей и приборов»). А через двадцать лет большая часть её продукции – на двух и трёх колёсах – шла на вооружение Вермахта. Хотя Zűndapp KS600 активно рекламировался как гражданский мотоцикл (о чём говорят фирменные проспекты с изображением толстощёких фройлен и их поклонников за рулём), львиная доля этих машин попала в армию и полицию. Тем ценнее сохранившийся KS600 в «цивильном» исполнении.

Впервые мотоциклы Zűndapp серии «К» конструкции Рихарда Кюхена были представлены в 1933 году на выставке в Берлине. Семейство состояло из шести моделей с разными типами двигателей – от одноцилиндрового двухтактного до четырёхцилиндрового четырёхтактного – но все их объединяли привод на заднее колесо валом и унифицированная ходовая часть с рамой из штампованных элементов. Поначалу четырёхтактные моторы имели нижнеклапанный механизм газораспределения, и лишь в 1936 году появился верхнеклапанный вариант «пятисотки» – модель KS500. Её 26-сильный двигатель разгонял мотоцикл до 130 км/ч, как у 800-кубовой «четвёрки». Увы, отличаясь «верховым» характером, он плохо подходил для эксплуатации с коляской. Поэтому в 1938 году компания предложила компромиссный вариант: Zűndapp KS600. Подняв рабочий объём до 596 см³ и установив один карбюратор вместо двух, конструкторы выполнили сразу две задачи: значительно увеличили тягу мотора на малых оборотах и при этом улучшили отдачу на высоких (до 28 л.с.). Усиленная ходовая часть лучше отвечала тяжёлым условиям эксплуатации с коляской.

Оппозиты Zűndapp часто сравнивают с BMW – моторы и рамы этих аппаратов обладают явным внешним сходством. Но в деталях это совершенно различные машины. Коленвал двигателя Zűndapp KS600 вращался в трёх коренных подшипниках – двух роликовых и одном подшипнике скольжения. Шатуны сидели на нём на роликовых подшипниках, снабжённых сепараторами. Распредвал располагался в верхней части картера, его привод осуществлялся шестернями из материала «Новотекс». Эта синтетическая композиция, армированная льняным волокном, хотя и была немного хрупкой, обеспечивала малый уровень шума. К тому же материал хорошо пропитывался маслом. В механизм кикстартера была введена коническая передача, так что мотор не приходилось заводить «поперёк», как у BMW. Двухдисковое сцепление работало в масляном тумане. Чрезвычайно экстравагантную конструкцию имела четырёхступенчатая коробка передач: цепные передачи вместо шестерённых пар – ради мягкой и бесшумной работы. Переключение передач было сдвоенным, и ручное, и ножное. Передача на заднее колесо – валом с двумя муфтами.

Рама из штампованных элементов – тяжёлая и прочная, с жёстким креплением заднего колеса. Передняя вилка – паралеллограммная.

Zűndapp KS600 стал ступенью к созданию специального армейского мотоцикла – KS750, который сменил его на конвейере в 1941 году. Но производство моторов KS600 продолжалось: они использовались в мобильных генераторных установках.

Zundapp KS750 из коллекции «Мотомира В. Шеянова»

В первые послевоенные годы Германии было запрещено выпускать мотоциклы с моторами рабочим объёмом более 250 см³. Когда же этот запрет в 1949 году был снят, в Нюрнберге возобновили производство Zűndapp KS600. Но сразу же началось проектирование его преемника. Новая модель Zűndapp KS601 дебютировала в 1950 году. Она получила значительно модернизированную версию силового агрегата KS600 и совершенно новую ходовую часть.

Производитель Zűndapp-Werke GmbH, Нюрнберг, Германия
Годы выпуска 1938 – 1941, 1949-1951
Количество, шт 21 499
Стоимость 1395 RM
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, оппозитный, 4-тактный
Объем двигателя, см3 597
Диаметр и ход поршня, мм 75 х 67,6
Мощность 28 л.с. при 4800 об/мин
Зажигание магдино Noris
Карбюратор Amal M76
Аккумулятор 6 В
Сцепление двухдисковое, в масляной ванне
Коробка передач 4-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы дуплексная, стальная, из штампованных элементов
Передняя подвеска паралеллограммная вилка с гидравлическим амортизатором
Задняя подвеска жёсткая
Тормоза барабанные
Размеры колес 3,50 x 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм 2 150
Ширина, мм  885
Высота, мм  960
Колесная база, мм  1390
Клиренс, мм  125
Высота сидения, мм 720
Масса, кг 195
Емкость бензобака, л 15
Максимальная скорость, км/ч 145
Дальность, км

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.